То, что Саудовская Аравия и Египет объявили о совместной наземной операции против йеменских повстанцев-"хуситов" (шиитами их политкорректно не называют — видимо, с целью получить больше возможностей безнаказанно и политкорректно их бомбить), не удивляет. В конце концов, Эр-Рияд за последние годы вложил столько денег в правительство фельдмаршала Ас-Сиси, что теперь имеет полное право потребовать у того оплаты "мясом и кровью" египетских солдат — и официальный Каир не имеет права от такого предложения отказаться.
Ведь понятно, что "совместная" наземная операция в Йемене будет на 95% или даже больше осуществляться силами египетской армии — хотя бы потому, что рисковать своими немногочисленными военнослужащими саудиты не станут. Им армия нужна прежде всего для поддержания стабильности внутри страны. Однако и смириться с тем, что йеменские шииты (ну, хорошо — хуситы) при негласной поддержке Тегерана создают угрозу не только для благополучия, но и для самого существования крупнейшего государства Аравийского полуострова в его современном виде, в Эр-Рияде (да и в Лондоне с Вашингтоном) не могли.
При этом обращение за военной помощью к США и НАТО со стороны "хранителя двух святынь", как официально титулуют короля Саудовской Аравии, сильно уронило бы его и так не слишком высокий престиж в арабском и вообще в мусульманском мире. А вот единоверцы-мусульмане, да еще и мусульмане-сунниты, из Египта — совсем другое дело. Пусть даже — при полной поддержке Запада, в связи с которой глава российского МИДа Сергей Лавров, сравнивая ситуацию в Йемене с ситуацией на Украине, вполне справедливо указал на очередное проявление "двойных стандартов".
Так что, повторюсь, возникновение данной военно-политической комбинации при нынешних вводных вполне закономерно и ничуть не удивляет — пусть даже Ас-Сиси в Ливии выступает против "Исламского государства". Вопрос только в том, что будет происходить дальше.
Как говорил еще незабвенный боец Сухов, "Восток — дело тонкое". Ближний Восток — тем более. И какой из множества скрытых смыслов нынешней ближневосточной политики будет актуализирован, заранее предсказать невозможно. Поскольку, например, тот же Ас-Сиси не может не видеть, в какую ловушку его затягивают в Йемене.
На какой-то успех наземная военная операция против повстанцев-шиитов (ну, хорошо — хуситов) может рассчитывать только при условии переброски туда 20-30 тысяч египетских военнослужащих (в зависимости от того, будут ли задействованы в боевых действиях на стороне саудовско-египетской коалиции формирования "Аль-Каиды", контролирующие часть территории Йемена). А такая переброска, в свою очередь, означает резкое ослабление силового потенциала и, соответственно, внутриполитических позиций Ас-Сиси — с перспективой усиления загнанных им в подполье "братьев-мусульман", которые спят и видят нынешнего президента "страны пирамид" там, куда он загнал их лидеров и откуда выпустил Хосни Мубарака. Иными словами, оказывая военную помощь Саудовской Аравии в Йемене фельдмаршал, заключивший множество договоров с Путиным, собственными руками должен рыть себе политическую (и добро, если не реальную) могилу.
В результате мы имеем ситуацию, описанную еще Шекспиром в "Венецианском купце": должник обязан заплатить ростовщику куском собственного мяса, что и позорно, и несовместимо с жизнью. У великого английского поэта дилемма разрешается путем правовых ухищрений ("мясо без крови") — видимо, на юге Аравийского полуострова в ближайшее время произойдет то же самое: египетских войск будет переброшено мало (не более 5-10 тысяч), и особой активностью они отличаться не будут — не хватало еще Египту ссориться с Ираном (про отношения с Россией и Сирией я даже не говорю).
Кроме того, нынешний конфликт в Йемене, ставящий под потенциальную угрозу поставки "черного золота" из Саудовской Аравии, в случае своей пролонгации, просто обязан привести к повышению мировых цен на нефть, что выгодно и Ирану, и России, и… да, самой Саудовской Аравии, даже Исламскому Государству, контролирующему нефтяные поля Ирака. Не говоря уже про добытчиков "сланцевой нефти" в США и кредитующие их банки. Зато интересам крупнейших импортеров углеводородов — США, Европы, Китая и Японии — такое развитие событий категорически противоречит, поскольку им, особенно в условиях кризиса, нужен как раз дешёвый, а не дорогой "баррель".
Иными словами, налицо фундаментальное переформатирование глобального политического поля планеты малыми силами на самом краешке Аравийского полуострова. Можно сказать, мастерское иглоукалывание…