Дети в рекламе — это сплошное умиление, это самые положительные эмоции и полная гарантия успешного продвижения твоего товара, проекта или имиджа. Если хочешь сообщить о чистоте своих намерений — прижми к сердцу ребенка, а лучше — поклянись его здоровьем.
Рекламные агенты ГАЗПРОМа долгое время от этих азбучных истин не отступали — системно показывая нам улыбающихся девочек, играющих на фоне газовых горелок. Однако в последнее время в рекламной политике газпромовского левиафана обнаружился новый тренд. Была поставлена задача отождествить само это сложное корпоративное образование с интересами и чаяниями всего населения страны. Задача в общем непростая — и не только по причине особой вовлеченности в компанию его питерского сегмента, но и по ряду других причин.
Теперь телезритель всё чаще слышит: …МЫ ОБЛАДАЕМ КРУПНЕЙШИМИ В МИРЕ ЗАПАСАМИ ГАЗА… МЫ — РОССИЯНЕ… НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ…
Конечно же, первое и второе вопросов не вызывает. Здесь пьянящая бравурность агитпропа, заимствованная у прежних эпох, проста и стилистически выверена, как мычание. А вот с последним всё куда сложнее. Ведь правдивее было бы сказать — НАПОЛОВИНУ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ…
Впрочем, и такое утверждение было бы не вполне корректным. Хотя известно, что в государственной собственности находится 50% плюс еще нечто после ряда нулей, нам мало что понятно из того, как структурирован этот капитал — проще говоря, на кого он работает. Утечек нет и не предвидится, пусть викиликсы рыдают от досады.
Известно далее, что налоговая служба периодически сигналила наверх о несоразмерности показываемых налогов "госкомпании" ее возможностям и финансовой огромности. По информации ММВБ, ГАЗПРОМ, как и подавляющее большинство других "голубых фишек" (иначе, стабильно работающих и приносящих большую прибыль корпораций) не входит в котировочный список А1, куда государственные или негосударственные пенсионные фонды имеют право вкладывать свой капитал. Кто это объяснит? А как же слова про НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ?
Что мешает России сделать энергетическую политику по-настоящему социальной, как в Норвегии? Там еще много лет назад парламент принял "Десять нефтяных заповедей", и результатом стало создание двух ведущих государственных энергетических компаний Stat Oil и Norsk Hydro, а также "Государственного нефтяного фонда" и "Государственного пенсионного фонда". Почему у них социализм эффективен, а у нас, по утверждению господ воркующих дворковичей, нет — и надо все приватизировать до последнего атома или "бозона Хиггса"?
Все 90-е, как пузырьки метана из болота, всплывала информация о том, какими "скромными" пакетами владеют лично Черномырдин, Вяхирев и далее по нисходящей — или восходящей. Далее, еще за два года до своего "президетства" (прим. авт.: неологизм мой — можно оставить президентства) на встрече в Давосе Д.А.Медведев успокаивал международный капитал: упреки по адресу ГАЗПРОМА несправедливы, ГАЗПРОМ по существу — давно уже не госкомпания. Добавим от себя — и давно уже не вполне российская. Что, например, могла бы подтвердить и немецкая сторона, в лице концерна "Рургаз" и "Дойче Банка" владевшая десятой частью активов "нашего достояния". (Хорошо это или нет — вопрос другой. Возможно, и хорошо, ведь "немцы — двухсотлетние учителя наши", если вспомнить Достоевского, и за учительство их можно отблагодарить. Речь не об этом).
Не во всем можно верить таким пухорылым критикам ГАЗПРОМа, как Немцов или Милов, утверждающим, что друзья Путина и Медведева вытащили из него собственности на 60 млрд. долларов, но в чем-то, безусловно, правы и они. Уж больно многовато структур выведено из ОАО по сверхдоступным ценам.
Справедлива и критика в части весьма скромных показателей по приходящим в нацбюджет от концерна налогам. Логика радетелей его позитивного имиджа такова: Да — чуть не полста миллиардов баксов чистой прибыли в 2011-м, но взгляните на наши сопоставимые расходы… Мы же продаем большую часть газа на внутренний рынок, где цена впятеро ниже европейской. А еще у нас большие капитальные инвестиции, это ж надо понимать. А еще в наших и связанных с нами структурах трудоустроено свыше трехсот тысяч персонала. К тому же мы социально ответственные — спонсируем развитие спорта…
Утверждения благозвучные — но спорные. Считается, что другим компаниям, продающим газ исключительно на внутреннем рынке (прим. авт. — например, НОВАТЭК, рекламировать не будем), это обстоятельство не мешает оставаться лидерами в нефтегазовом секторе. И с инвестициями поди разберись — непочатый край для распилов, откатов и прочих ненормативных и сугубо азиатских форм взаимоотношений с подрядчиками. Особенно в случае смешанных форм собственности с общей установкой на компрометацию коллективной собственности как таковой. То, что русский газовый концерн наряду с отечественными, так и не научившимися побеждать — ввиду отягощения обильной кассой, — спонсирует некоторые футбольные клубы Бундеслиги, по большому счету, не обидно. Это куда лучше, чем покупать на уворованные денежки английские футбольные клубы или американские баскетбольные — хотя и уязвимо в плане критики.
Но вот что, пожалуй, самое плохое: из-под "эгиды" нашего газового гиганта вышли — и были снабжены финансами — медийные корпорации (в основном вещательные), которые просто язык не поворачивается назвать "национальным достоянием". Это скорее наше "антинациональное достояние". Перечислять их не будем.
Одно хорошо в этой истории с ГАЗПРОМом — что, так или иначе, в нем или где-то рядом трудоустроены двое из каждой тысячи наших сограждан. Но дает ли это единственное право называть газовый концерн в его нынешнем виде национальным достоянием? Ведь "национальное достояние" — это то, что принадлежит всему народу по праву наследования и владения, по праву общей духовной сопричастности, по праву истории.
Нет, конечно же. Лукавство. Первое, что приходит на ум при прослушивании этих реклам "про достояние", — зачем ГАЗПРОМу и сросшейся с ним власти нужна такая стилистически неактуальная риторика? Ведь она как бы апеллирует к самому коллективному подсознательному народа — тогда как нет в повестке дня привития любви к социалистическим принципам хозяйствования и жизнедеятельности вообще… Но, с другой стороны, проступает и вот что: соцдизайнерами наверху это как раз и придумано с целью взбаламучивания и дальнейшего осваивания нашего коллективного подсознательного. Мол, смотрите: не всё еще приватизировано — уж этот плацдарм мы не сдадим, не сомневайтесь… а даже если и "Роснефть" еще в добрые руки сплавим — что за беда… у нас еще много есть чего, что нас объединяет…
Лукавство.