Депутаты Европарламента вместе с лидерами европейских стран 18 декабря утвердили проект реформы ETS, или же систему торговли выбросами. Одни утверждали, что это делалось в попытке в очередной раз угодить истерии зелёных, другие видели за этим намерение усложнить жизнь собственным гражданам, третьи усматривали передел миллиардов евро на субсидии экологичной энергетике или тому, что актуальная повестка обозначит зелёным.
Задача системы торговли выбросами состоит в том, чтобы перераспределить между разными заводами и электростанциями величину загрязнений атмосферы и использовать это как своего рода валюту. Если сказать образно, то каждому государству — члену Евросоюза выдаётся потолок загрязнения атмосферы углекислым газом, после чего внутри уже самой страны он примерно одинаково распределяется между определёнными категориями производства.
Подобные программы уже вводились. Если предприятие модифицировало собственное производство в соответствии с зелёной повесткой или помогало развивающимся странам Евросоюза в строительстве альтернативных электростанций и фабрик, то государство выдавало им дополнительные «ваучеры» на загрязнение окружающей среды. Помимо этого, фабрики, которые недостаточно засоряли природу, получали возможность продать накопленные тонны «недозагрязнения» тем, кто, наоборот, излишне преуспел в засорении. Те же, кто превышал норму, вынуждены были выплачивать за каждую тонну загрязнения дополнительные налоги, которые государство расходовало уже на поддержку зелёной энергетической альтернативы. Казалось бы, подобная муть не должна была выйти за пределы занятного эксперимента, но вместо этого, спустя целых семнадцать лет, Европейский союз решает отдать на растерзание системе ETS ещё больше секторов экономики.
Теперь система затронет такую область, как мореходство, а также ставятся цели на внедрение этой программы в сферу строительства и дорожного транспорта к 2027 году. При этом чтобы не вызвать недовольства, цена за тонну выбросов для этих двух сфер составит всего 45 евро. Однако тем, кто вынужден был столкнуться с торговлей выбросами, повезёт меньше, так как цена за тонну увеличится с 75 евро до 100. Помимо этого, правительство планирует сократить количество именно тех «ваучеров», которые государство будет выдавать, а не тех, за которые нужно будет платить самим компаниям. Под упомянутые меры попадут производители стали, цемента и химических веществ.
Указанные решения не пойдут на пользу и так не слишком процветающей европейской промышленности. К примеру, производители стали предупредили, что это приведёт лишь к ещё большему увеличению цены на европейскую сталь, которая и без того теряет свои позиции в гонке на выживание с более дешёвыми американскими и китайскими предложениями. Есть некая ирония в том, что Евросоюз, на заре своего существования, в 1952-м, называвшийся Союзом угля и стали, теперь столь усердно губит сталелитейную промышленность и угольную энергетику. А что по итогу? Европейская пресса, обычно спокойно воспринимающая законотворчество Брюсселя, отнеслась к реформе скептически, придя к выводу о том, что больше всего этот шаг ударит по кошельку европейцев.
Впрочем, быть козлом отпущения для рядовых граждан стран под контролем зелёных не впервой. Так, Mastercard три года назад представил миру пластиковую карту DO Black, которая отслеживала, какое количество выбросов в атмосферу совершает её владелец при определённых покупках. Также ещё несколько европейских банков протестировали подобную систему среди своих клиентов. Причём если эта система внедряется пока что исключительно на добровольных основах, то, к примеру, ко второму этапу программы ETS в 2026 году можно ждать, что одним из пунктов будет уже принудительное распространение указанных карт среди населения. К тому же система оценки выбросов каждого индивида основывается на так называемом личном углеродном следе.
Возникшая на пустом месте концепция углеродного следа была разработана ещё в 2004 году. И не кем иным, как транснациональным нефтяным гигантом British Petroleum. Тогда на своём сайте они предлагали посчитать, как сильно рядовой гражданин влияет на выбросы в атмосферу в результате совершения покупок, повседневного использования транспорта и путешествий. Мотивы поступка BP понятны – в зарождающейся тогда зелёной истерии нефтяной гигант, не мудрствуя лукаво, решил переложить ответственность за громадные выбросы в атмосферу с себя, производящего 4 миллиона баррелей в день, на простодушных дурачков, верующих в сопоставимость личного вклада со вкладом промышленных гигантов или нефтеперерабатывающих левиафанов.
В 2008 году Массачусетский технологический институт провёл исследование и выяснил, что даже бездомный, питающийся в приюте и там же ночующий, всё ещё приводит к выбросу целых восьми тонн углекислого газа в год. При этом в среднем в передовых европейских странах выброс одним человеком составлял примерно 6,8 тонны, то есть рядовой европеец меньше загрязняет среду, чем бездомный, который только и делает, что ест суп пару раз в день. По такой логике для спасения планеты отказа от транспорта мало – всем нужно вообще коллективно уйти жить в лес по заветам Эрнста Юнгера, Пол Пота и Унабомбера.
При всей нелепости баек про личный углеродный след критика концепции не убедила людей, и вот спустя почти двадцать лет данная система личной ответственности является одной из самых популярных законодательных инициатив среди зелёных и им сочувствующих. К примеру, на сайте Агентства по охране окружающей среды США есть калькулятор для подсчёта личных выбросов – почти такой же, как был на сайте BP в нулевых, но навешивающий на рядового гражданина лишние пару тонн углекислого стыда. Газета The New York Times составляла руководство по понижению собственного углеродного следа.
В конце концов, концепция, безапелляционно вброшенная с плохо замаскированным намерением свалить ответственность с суперкорпораций на плечи обывателя, стала одним из главных аргументов зелёных – так со временем пародия претворяется в реальность. Много об индивидуальном углеродном следе говорили на климатических саммитах ООН COP 26 и 27 в ноябрях 2021 и 2022 года. Стоит отметить, что данные разговоры на этих саммитах были весьма уместны – ведь только на саммит 2021 года прилетело почти 400 самолётов, выбросивших в атмосферу около 13 тысяч тонн пресловутого углеродного следа. Но для себя любимых инициаторы личной ответственности обывателей за вредные выбросы никаких ограничений почему-то не предусмотрели – забыли, наверное...
Казалось бы, европейские законодательные инициативы, американские углеродные бомжи и британские нефтяники находятся где-то далеко и никак нас не касаются. Но нет! Несмотря на экономическую ситуацию и санкции, между Европой и Россией всё ещё ведётся торговля. Так, по подсчётам Сбербанка, даже в нынешней экономике в результате введения зелёных тарифов, издержки России от торговли с Евросоюзом могут составить от тринадцати до восемнадцати миллиардов долларов. Но помимо косвенного влияния существует и прямое: наши законодатели – как буквальные, так и законодатели политических мод – даже сейчас продолжают ориентироваться на Запад. Например, на Петербургском международном экономическом форуме 2022 года одной из наиболее обсуждаемых тем стала защита окружающей среды. К тому же некоторые российские банки, к примеру, «Тинькофф» и «Сбер», переходят к принципам ESG, которые подразумевают под собой три пункта: ответственное отношение к окружающей среде, высокая социальная ответственность и высокое качество социального управления.
«Сбер» в этом плане идёт ещё дальше. Татьяна Завьялова – старший вице-президент «Сбера» – на проводившейся в начале ноября конференции Finopolis заявила, что у банка уже есть около пятнадцати миллионов ориентированных на ценности ESG пользователей. И руководители банка собираются активно поддерживать подобную ориентацию у своих клиентов. Сначала предлагается ввести в пользование углеродный калькулятор, который будет подсчитывать выбросы при использовании общественного транспорта. Позже, как заявила вице-президент, подобные подсчёты начнут распространяться на все виды затрат. Иными словами, уже сейчас «Сбер» оценивает своих розничных клиентов по тридцати ESG-параметрам, чтобы в перспективе разрабатывать для них продукты, соответствующие их социальным профилям. Возможно, никакой идеологии за этим не стоит и это просто коммерческий трюк для охвата чрезмерно ратующих за планету. Но ориентированность на «зелень» у всё большего числа крупного и технологически продвинутого бизнеса даже в, казалось бы, далёкой от брюссельской эко-лихорадки России, показывает, что это не так. На том же Finopolis один из спикеров объявил, что единицы углеродного следа станут валютой будущего. Никто ничего не понял, но все похлопали.
В строительстве, одной из самых крупных и прибыльных областей бизнеса, к примеру, тоже пытаются перейти к стандарту Green Zoom. И хотя количество такой застройки пока что единично, количество объектов, если верить обнародованным планам, в перспективе продолжит расти. На зелёную энергетику всё больше начинают ориентироваться и политики. Так, правительство Ростовской области утвердило развитие зелёной энергетики одним из своих приоритетов и уже заявило о планах строительства солнечной электростанции мощностью 25 МВт. Причём ни российских, ни западных политиков не смущает токсичность производства энергетических элементов для СЭС и их неэффективность по сравнению со стандартными источниками энергии. Помимо этого, государство выделяет всё больше субсидий для крупных закупок электрического транспорта. При закупке транспорта, работающего на электричестве, действует скидка от правительства до 925 тысяч рублей. Не стоит забывать и о том, что Правительство Москвы устами вице-мэра Максима Ликсутова объявило о планах масштабной закупки новых «Москвичей» на электрической тяге для нужд городских служб – надо думать, не только из желания поддержать АЗЛК, возрождающийся на мощностях китайского автопроизводителя JAC.
Навязывание личной вины – это очень весело и смешно, если наблюдать за этим со стороны. Люди, внимательно следившие за порывами идеологических ветров, видели навязывание белой вины за негритянское рабство, христианской вины за крестовые походы, европейской вины за колониализм и гетеросексуальной вины за нежелание калечить собственных детей. Теперь и этот ветер подул и в нашу сторону. Не стоит думать, что навязывание каждому гражданину личного социального рейтинга на основании индивидуального углеродного следа так и останется блажью бесящихся с жиру европейцев. Стараниями наших родных корпораций, глядящих в рот делегатам экологических саммитов ООН, мы сами движемся к светлому будущему, где предметом торга будет выделяемый нами углекислый газ.