Сообщество «Экономика» 11:24 17 января 2025

Ловушка послабления первичных санкций на фоне ужесточения вторичных

cохранение препон российскому экспорту с расширением возможностей импорта и оттока капитала в США

15 января 2025 года ключевые американские ведомства опубликовали ряд, на первый взгляд, взаимоисключающих документов. Одним пространным документом напоминается о борьбе с обходом антироссийских санкций и усилении риска вторичных санкций, другим кратким документом даются исключения из санкций, причем перечень ключевых банков и компаний в этих документах во многом совпадают.

Попробуем для начала встать на позицию тех, кто прогнозирует постепенное потепление отношений с США. Они рассуждают примерно так: «Может, это первая ласточка отмены санкций, пусть и такая казуистичная и противоречивая? Может, это действительно нужно для нашей положительной экономической динамики и социальной стабильности? При невозможности достижения всеобъемлющего урегулирования на Украине сразу, может, стоит двигаться малыми шагами?»

Теперь представим основную гипотезу данной статьи, что нам готовят ловушку. США защищают интересы своих оборонного и энергетического секторов, в том числе путем вытеснения из Евросоюза наших товаров, а это доктринально и надолго, даже при прогрессе на Украине. Скотт Бессент, кандидат на пост министра финансов в администрации Трампа, завил на слушаниях в Конгрессе по поводу утверждения своей кандидатуры: «Я буду на 100% "за" усиление санкций, особенно в отношении крупных российских нефтяных компаний, до того уровня, который заставил бы Россию сесть за стол переговоров».

Для наглядности американской казуистики сначала процитируем некоторые наиболее важные фрагменты этих документов, с оригиналом которых читатель может ознакомиться в первоисточнике с автоматическим переводом с английского.

Первый из обсуждаемых документов подготовлен Минфином США и озаглавлен так: «Казначейство пресекает схемы уклонения России от санкций (Treasury Disrupts Russia’s Sanctions Evasion Schemes)». Далее цитируем первоисточник в части основных предложений.

«Эти действия направлены против схемы уклонения от санкций, созданной между субъектами в России и Китайской Народной Республике (КНР) для упрощения трансграничных платежей за чувствительные товары. Министерство финансов также усиливает серьезные риски, с которыми сталкиваются иностранные лица при продолжении работы с российским военно-промышленным комплексом. Сообщается, что в схеме уклонения от санкций участвуют российские финансовые учреждения, включенные в санкционный список США: Сбербанк, Альфа-банк, Совкомбанк, Т-банк, банк «Точка». Список организаций, подлежащих сегодня санкциям в соответствии с Указом 13662 для деятельности в секторе финансовых услуг экономики Российской Федерации, см. в Приложении 1 , … в энергетическом секторе – в Приложении 2, в оборонном – в Приложении 3».

Второй из документов пакета 15 января выпущен Государственным департаментом и озаглавлен так: «Sanctions to Disrupt Russia’s Military Industrial Base and Sanctions Evasion. (Санкции, направленные на подрыв военно-промышленной базы России и уклонение от санкций) ». Итак:

«В рамках этой акции Государственный департамент вносит в санкционный список более 150 лиц и организаций. Продолжая нашу атаку на энергетический сектор России от 10 января, сегодняшняя акция направлена ​​на предотвращение уклонения от санкций, особенно субъектами, базирующимися в Китайской Народной Республике (КНР), и на разрушение военно-промышленной базы России. Дополнительные санкции направлены на дочерние компании Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». В результате сегодняшних санкционных действий … блокируются и должны быть сообщены в Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов».

Третий, самый короткий и кажущийся нелогичным относительно первых двух документ озаглавлен по канцелярски казуистично: «Transactions Authorized Pursuant to the Russian Harmful Foreign Activities Sanctions Regulations (Сделки, разрешенные в соответствии с Положением о санкциях в отношении вредоносной [именно так в оригинале] иностранной деятельности)». Этот документ выпущен подразделением Минфина США, ответственным за санкции (OFAC, Office of Foreign Assets Control – Офис контроля иностранных активов). Цитату из этого документа почти в оригинальном виде представило РИА «Новости», мы в газете лишь делаем то же, но с оригинала:

«(a) За исключением случаев, предусмотренных в пункте (b) настоящей генеральной лицензии, все транзакции, … заблокированных лиц, перечисленных в Приложении к настоящей генеральной лицензии, … разрешены. (b) Эта генеральная лицензия не разрешает (1) Любую транзакцию, запрещенную директивой, изданной в соответствии с Указом 13662, как включено в разделы 589.202–589.205 Положений о санкциях … »

Эти разделы, если очень кратко, запрещают гражданам США или на территории США операции с долговыми обязательствами свыше 14 дней (или, как вариант, 30 дней) и акциями, выпущенными после 2014 года, с имуществом; товаров, услуг или технологий … в поддержку шельфовых или сланцевых проектов

Теперь несколько важных комментариев по кажущемуся противоречию между перечисленными документами. Перечень коммерческих банков и энергетических компаний в документе по ужесточению санкций и в документе по разрешению части операций похожи, что, кажется, усиливает двусмысленность. Ужесточающие документы синхронно выпущены двумя ведомствами – Минфином и Госдепом – на уроне ведомств в целом, а документ об ослаблении санкций подписан только представителем Минфина среднего звена – управляющим директором OFAC.

Документ OFAC на самом деле не отменяет указанные санкции, а вводит на них индивидуальные разрешения, которые могут быть легко изменены или отозваны. Более того, в разделе 589, в его отдельных абзацах указано, что часть санкций «требует рассмотрения Конгрессом до прекращения действий», проверки на «соответствие требований Министерства торговли». При потенциальных судебных разбирательствах на предмет того, что теперь можно и что по-прежнему нельзя, американская бюрократия может указать на недостаточность только решения за подписью руководителя среднего звена Минфина США.

Такая точка зрения также высказывалась экспертом Станиславом Митраховичем из Финансового университета: «Они [США] считают, что тем самым как бы подвешивают своих оппонентов, и могут не только новые санкции вводить, но и отменять исключения из уже существующих. Это напоминает изощренные пытки, когда жертву постоянно запугивают, но не спешат убивать. В российской культуре эти движения часто вызывают непонимание, а люди делают неправильные выводы из очередной порции исключений из санкционного режима»

Далее предложим ряд авторских объяснений, как нашу страну и запрещённо-исключённых лиц можно поймать в ловушку.

Первое объяснение может заключаться в том, что наши с китайцами наладили действенные каналы обхода западных санкций, который почти непонятны и непрозрачны для США. Сотня новых лиц в санкционных списках ежемесячно – ничто на фоне огромного общего числа транзакций и участников внешнеторговых операций нашей страны с Китаем. Пока в России есть только один крупный плательщик американских штрафов – эмигрант Олег Тиньков* – заплативший США 509 млн долл., хотя в других странах много плательщиков американских штрафов или даже арестованных топ-менеджеров или их родственников.

Может, органы США приглашают наших участников внешней торговли вернуться к более прозрачному для США каналу платежей? Пусть через долларовые счета наших крупных банков в американских банках снова пойдут сотни тысяч контрактов и транзакций, среди которых попробуют затеряться санкционные и они будут выявлены? Что толку для США включать в санкции малопонятные мелкие фирмы, которые не ведут никакой деятельности в США и с которых нельзя взыскать штрафы? Штрафы действенны только на крупные организации, которые вынужденно имеют счета в американских банках, а также могут «потянуть» огромные штрафы.

Банки США также заинтересованы в огромных комиссиях за российские безналичные платежи, подавляющая часть которых к санкциям не имеет отношения, но требует дорогой, почти ручной проверки. Сколько нападок и угроз штрафов было на австрийский Райффазенбанк, который остается одним из немногих работающих в нашей стране крупных западных банков, зарабатывающим у нас две трети всей своей консолидированной общеевропейской прибыли. Наверное, крупнейшие банки США заинтересованы в обслуживании российских платежей за огромные комиссии на фоне санционных рисков. Буквально, комиссии за зарубежные переводы достигают 3-5% за крупные платежи физлиц и 10-12% – за небольшие переводы физлиц и пока достаются непрозрачным для США посредникам.

Власти США заинтересованы в возврате на российский рынок не только услуг банков, но и других секторов, что уже обсуждали отдельные эксперты. Российские ответные санкции ещё в самом начале СВО заключались в принятии перечня недружественных стран и запрещении с ними безналичных расчетов. Остались разрешенными платежи россиян (сначала до 5 тыс. долл. в месяц и затем до 1 млн. долл. в месяц) только в дружественные страны, а также физических лиц-нерезидентов с их зарплат. Наш контрсанкционный запрет сильно осложняет крупные платежи за американское программное обеспечение, европейские люксовые товары и т.п. При этом США не снимают санкции против российского энергетического и оборонного комплекса, особенно в части технологий.

С точки зрения российского платёжного баланса это будет означать, что экспорт и валютные доходы будут по-прежнему под санкционным давлением, а потребительский импорт попробует начать расти. Как это повлияет на курс рубля, надеюсь, наши читатели догадаются сами. Более того, антироссийские пропагандисты будут ратовать за возврат «к истинным ценностям» прозападного потребительства, который теперь приоткрыт со стороны США в виде их «жеста доброй воли» и типа «мяч на стороне России».

В декабре и январе нешуточные страсти в блогосфере и даже в заявлениях Банка России кипели вокруг определенного типа операций физических лиц в российских банках (напишем, так, обтекаемо). Изначально информация об этом типе операций многократно прокачивалась именно антироссийскими пропагандистами и иноагентами, потом уже российские официальные лица начали успокаивать публику. Накал этих банковских страстей, якобы, совпал с «самыми серьёзными санкциями» против российских нефтяных компаний (декабрьских против Газпромбанка, январских – против двух крупных нефтяных компаний и сотни танкеров).

Теперь к комбинации навязать проблемы банкам и экспортёрам добавляется якобы открытый со стороны США канал платежей через крупные банки. Очевидно, что какая-то часть паникёров попробует вывести часть денег в западные банки, при том не сложным, дорогим и рисковым обходным путём, а через выведенные исключением из санкций расчётные операции крупных российских банков. За время действия санкций и контрасанкций Россия примерно на две трети сократила отток капитала, что уравновесило частичную потерю экспорта энергоносителей в Евросоюз, но теперь нам с той стороны приоткрывают канал утечки капитала.

Маловероятно, что намерения руководителя среднего звена Минфина США искренне направлены на начало нормализации отношений с попыткой подыграть Трампу. Их задача –исключениями качнуть наш торговый баланс и банковскую систему, и возможные последствия этого требуют внимательного анализа и контрмер. Нашими органами власти, крупнейшими банками и предприятиями накоплен богатый контрсанкционный опыт, и важно продолжать его грамотно использовать. Реализуемые программы импортозамещения в промышленности и цифровизации по-прежнему актуальны, как и наши ограничения на расчёты с недружественными странами. Пусть США продемонстрируют что-то более весомое, чем противоречивый документ за подписью руководителя среднего звена Минфина.

Сергей Ануреев, доктор экономических наук

*лицо, признанное иностранным агентом

1.0x