Сообщество «Посольский приказ» 00:33 19 января 2022

Ловушка Джоковича

скандал с аннулированиями виз, запретами въездов и скрытым антиваксерством расшатывает всю хрупкую и свежую систему догм, на которой держатся локдауны и карантины

Австралия ещё в 2020 году представляла из себя бастион наиболее строгой борьбы с ковидом: на континенте, бывшем когда-то тюрьмой Британской империи, закрыли всё и заперли всех. Это не спасло потомков каторжников от заражений, а правительство страны-материка — от протестов. Самую большую угрозу кампании по внедрению новых ограничений, уже не имеющую с ковидом ничего общего, представляет один-единственный сербский теннисист. Скандал с аннулированиями виз, запретами въездов и скрытым антиваксерством расшатывает всю хрупкую и свежую систему догм, на которой держатся локдауны и карантины.

Всё началось с того, что Новак Джокович посетил баскетбольный матч в Белграде, где присутствовали заражённые, что вынудило Новака сделать несколько ПЦР-тестов. Два теста показали отрицательный результат, после чего Новак посетил мероприятие, где вручал теннисные награды детям. После этого ему сообщили, что один его тест дал положительный результат. Весть о возможном наличии вируса всё же не остановила его от появления на запланированном интервью для французского издания LʼEquipe 18 декабря, что и сыграло против него злую шутку. Сам теннисист вскоре понял свою ошибку и попытался оправдать себя, сказав, что соблюдал дистанцию и носил маску. Тем не менее французские журналисты ответили на небрежность серба запуском информационной кампании против него, к которой вскоре подключились и власти ряда западных стран, чьи представители заявили о недопустимости такого поведения со стороны публичного лица.

Вот что написала в своём твиттере журналистка Карен Суини насчёт поступка Джоковича: «Главная проблема в том, что он принял участие в интервью и фотосессии уже после того, как сдал положительный тест на коронавирус и узнал об этом. Самое строгое наказание за нарушение мер безопасности в Сербии — три года тюрьмы».

Несмотря на порицания со стороны СМИ и европейских чиновников, 4 января Новак Джокович отправился в Австралию на турнир Australian Open, который должен пройти с 17 по 30 января. Согласно правилам, участие в этом турнире могут принять только спортсмены, которые сделали прививку от ковида или имеют медотвод от вакцинации, как Джокович, который не слишком скрывает свою позицию противника вакцинации и является открытым вакцинным скептиком. Но уже 5 января теннисиста задержали в аэропорту Мельбурна из-за неверно оформленной визы и справки об этом самом медотводе.

Визу Новака на въезд в Австралию аннулировали сразу же по прибытии спортсмена в Мельбурн на фоне чересчур негативной реакции на освобождение теннисиста от вакцинации. Как выяснилось, при въезде в страну спортсмен не указал, что покидал территорию Сербии, а также не смог предоставить сотрудникам австралийской погранслужбы документы о медицинском освобождении от вакцинации, что и послужило причиной его ареста. Также недоверие вызвал и его документ о заболевании, который был подписан всего одним доктором. Тест Джоковича был внесён в базу Сербии с задержкой в 10 дней относительно крайней даты, требуемой австралийским законодательством.

Сначала Джоковича продержали в аэропорту несколько часов, после чего его доставили в гостиницу для беженцев и иммигрантов, заключив под стражу. В это время обстановка в столице Сербии начала накаляться. После того, как болельщики Новака Джоковича узнали о том, что сейчас происходит с их любимым теннисистом в Мельбурне, они собрались на митинг в центре Белграда. Собравшиеся, среди которых были и родственники Новака, были уверены, что лучшего теннисиста мира хотят лишить права на участие в турнире ради избавления от спортивной конкуренции. В это время власти Австралии приняли решение депортировать спортсмена из страны, так как сочли его присутствие угрозой общественному порядку, но Сербия не оставила это без внимания и подала апелляцию. Апелляция сопровождалась поддержкой массмедиа — выступил президент Вучич, заявивший, что Джокович переболел, а отец теннисиста обратился за помощью аж к королеве Елизавете II, формально управляющей Австралией. Рассмотрев апелляцию, суд Мельбурна удовлетворил её, и к Джоковичу вновь вернулось право выступать на Открытом чемпионате. Тем не менее уже 15 января теннисист оказался задержан иммиграционной полицией Австралии и выдворен из страны по личному приказу министра по иммиграции Алекса Хоука. Премьер-министр страны Скотт Моррисон объяснил это решение — внимание! — заботой об общественной безопасности и порядке, которым Джокович страшно угрожал. Разумеется, теннисист, выигрывавший турнир последние три раза, по всей вероятности, не сумеет защитить титул и принять участие в следующих трёх розыгрышах чемпионата; разумеется, это нанесёт серьёзный удар по его репутации и, наверное, интерес к Australian Open значительно упадёт, а шансы российского теннисиста Медведева, проигравшего Джоковичу финал последнего соревнования, вырастут. Но дело здесь уже не только в Джоковиче и теннисе.

Жесточайшие ограничительные меры в Австралии долгое время давали какой-никакой результат — до поры мировые СМИ с восторгом рассказывали о запретах на выход из дома и ограничениях контактов между людьми, а цифры заболеваний (как и показатели вакцинации) оставались на смешном по европейским меркам уровне. Всё изменилось с приходом омикрона: с начала года Австралия отчиталась о миллионе и двухстах тысячах заражённых, каждые сутки прирост составляет примерно по 200 тысяч человек, а повальная вакцинированность взрослого населения никак этому не препятствует. Ограничения, которые дальше ужесточать уже просто некуда, очевидно, не сработали, что вызывает у австралийцев гнев. Олицетворением этого гнева стал Джокович, чья беззаботность и показательное пренебрежение безумными репрессивными нормами австралийского правительства ударило по авторитету Канберры, поставило под сомнение правильность решений властей. Гонения опального теннисиста связаны не со спортивным протекционизмом — лучший австралийский теннисист, де Минор, занимает в глобальном зачёте лишь 34 строчку — это обида уязвлённых бюрократов, почувствовавших вкус к тотальному контролю.

1 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
14 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x