В 2011–2013 годах Борис Александрович Лизнёв (р. 8 ноября 1956 г.) вёл в газете "Завтра" постоянную колонку "Первый план", и почти каждую неделю наши читатели получали возможность ознакомиться не просто с оригинальным взглядом известного кинорежиссёра на различные явления и события нашей жизни, но, по сути, с кратким сценарием для нового фильма, выхваченного из гущи народного бытия. Некоторые из этих "протосценариев" получили кинематографическое воплощение в авторских документальных и документально-игровых лентах — как, например, "Било" (2013).
"Две темы считаю для себя главными: историческую, так как по мере сил пытался противостоять нынешним фальсификаторам истории, и исследование глубинной российской жизни с рассказами о сегодняшних подвижниках земли Русской, на которых и держится Россия", — говорит Борис Лизнёв. И слово его не расходится с делом. Более двадцати созданных им как режиссёром фильмов — более чем весомый вклад в отечественную культуру. Тем более весомый, что значительная часть его была сделана "против течения" и вопреки обстоятельствам. Как вспоминал Николай Бурляев, уже первый фильм Бориса Лизнёва "Зеленинский погост" (1989) стал не просто лауреатом, а своего рода точкой кристаллизации для кинофестиваля "Золотой витязь", устранив все сомнения и опасения, что представителям патриотического направления в киноискусстве нечего будет показать людям, нечем их привлечь и увлечь.
Феномен Бориса Лизнёва с тех пор так и существует: практически без денег, без рекламы, без широкого проката, без обязательной для современной публичной персоны именной статьи в электронной энциклопедии, даже в русскоязычной версии. Зато с работами, неизменно затрагивающими человеческие сердца. Прежде всего — сердца русских людей. Сам режиссёр характеризует свои труды в профессии как стремление создать "наджанровый" поэтический кинематограф. "Подлинный поэтический кинематограф — это не выражение каких-либо (пусть даже самых изумительных) мыслей, но воссоздание духовного и душевного бытия в его цельном, глубинном существе". Если говорить о традиционных ценностях, то творчество Бориса Лизнёва является, пожалуй, одним из самых ярких их воплощений в современном отечественном искусстве, подтверждая его тезис: "Если что-то у вас есть в душе, вы можете снять фильм буквально ни на чём". Даже на одной-единственной фотографии, как это произошло с фильмом "Полк, смирно!" (2006), в центре которого — уникальная (1250 человек на снимке) фотография лейб-гвардии Кексгольмского императора Австрийского полка, выполненная на стеклянный негатив размером 110х65 см, скорее всего, в полковой праздник 29 июня (по старому стилю) 1908 года (также в ряде источников называется 1903 год). "Снята подвижной камерой одним планом, контрапунктом к изображению звучат фрагменты писем и воспоминаний солдат и офицеров дореволюционной русской армии", указывается в аннотации к этой 22-минутной картине, ради создания которой автору "пришлось придумать свой киноязык, где эпическое — не в массовках и спецэффектах, а в соединении метафоричности фотографии и сакральности исторических текстов…" Не поразить человека снаружи, а пробудить его изнутри — так можно охарактеризовать стилистику кинематографа Бориса Лизнёва.
"Полк, смирно!" получил множество премий на разных кинофестивалях и назван "метафорой духа русского солдата". Метафора — как раз оружие поэта, который поднимает это своё оружие прежде всего для защиты того, что ему дорого. "Как в атмосфере чудовищного глобального предательства защитить Россию? У нас ведь ничего не было, ничего нет и сейчас. С голыми руками приходилось идти на танки", — говорил Борис Лизнёв.
Но, конечно, никто делать это не заставлял и заставить не может — чтобы "идти на танки", помимо таланта и умения (нехватку средств можно компенсировать избытком подготовки) нужна ещё вера в Бога и любовь к Родине. Видимо, поэтому выпускник операторского факультета ВГИКа (мастерская профессора А.В. Гальперина), в 1979–1991 годы успешно работавший на "Ленфильме", решился в полный рост встать против танков "перестройки", "демократии", "рыночных реформ" — танков, под разными флагами непрерывно прущих против нашего прошлого, настоящего и будущего. Все без исключения фильмы Бориса Лизнёва, включая "Царское дело" (2008), посвящённый царю Ивану IV Грозному, и "Шаги" (2023), рассказывающий о создателе "философии общего дела" Николае Фёдорове и русском космизме, — словно гранаты, уверенной рукой точно брошенные под днища этих вражеских машин. И это главное, собственные лишения и ранения (а их было, есть и наверняка будет ещё немало) в счёт не идут.
Неслучайно в Борисе Лизнёве чувствуется некое и внешнее, и внутреннее родство с бывалым русским солдатом Василием Тёркиным из поэмы Твардовского или Фёдором Суховым из кинофильма "Белое солнце пустыни" — победителем по сути своей. "В школах наших главным предметом должна быть история"; "Опричнина стала инъекцией государственности в тело России"; "Телевидение сегодня — это кривое зеркало нашего общества"; "Мы своих оппонентов должны передумать"; "Сам человек творящий — тоже документ эпохи", — список таких высказываний-афоризмов Бориса Лизнёва можно продолжать и продолжать. Но что стоит за этими словами? "Если ты знаешь врага и знаешь себя, тебе не нужно волноваться за исход сотни сражений. Если ты знаешь себя, но не знаешь врага, за каждую достигнутую тобой победу ты расплатишься, потерпев поражение. Если ты не знаешь ни себя, ни врага, ты будешь проигрывать всегда", — писал в "Искусстве войны" древнекитайский классик военного искусства Сунь-цзы. Борис Лизнёв, несомненно, относится к первой категории воинов — знающих и себя, и своих врагов.