Генри Альфред Киссинджер, учёный, государственный деятель и знаменитый дипломат, который обладал беспрецедентной властью над внешней политикой США во время администраций президентов Ричарда Никсона и Джеральда Форда и который на протяжении десятилетий после этого в качестве консультанта и писателя предлагал мнения, которые формировали глобальную политику и бизнес, умер 29 ноября 2023 года в своём доме в Коннектикуте. Ему было 100 лет.
Будучи единственным человеком, который когда-либо был советником по национальной безопасности и госсекретарём Белого дома одновременно, он осуществлял контроль над внешней политикой США, с которым редко мог сравниться кто-либо, кто не был президентом.
Он и вьетнамский лидер Ле Дык Тхо разделили Нобелевскую премию мира за секретные переговоры, которые привели к Парижскому соглашению 1973 года и положили конец участию США во Вьетнамской войне. Его знаменитая «челночная дипломатия» после войны на Ближнем Востоке 1973 года помогла в тот период стабилизировать отношения между Израилем и его арабскими соседями.
Будучи импресарио исторических контактов Никсона с Китаем и теоретиком разрядки в отношениях с Советским Союзом, доктор Киссинджер заслужил большую заслугу за сейсмические политические сдвиги, которые изменили курс мировых дел.
Благодаря своему остроумию и стремлению к общению в Голливуде и знакомствам с кинозвёздами, он был мгновенно признан во всем мире, что резко контрастировало с большинством его сдержанных предшественников. Беззастенчиво добиваясь известности, он был такой же звездой таблоидов, как и мощных ежеквартальных изданий, размышлявших над его идеями о геостратегии. Когда он был назначен госсекретарем, опрос Gallup показал, что он является человеком, которым больше всего восхищаются в Америке.
двойной клик - редактировать изображение
Но он также стал мишенью беспощадных критиков, которые считали его беспринципным и аморальным. Он воздержался от поездки в Осло, чтобы принять Нобелевскую премию, опасаясь враждебных демонстраций — Тхо категорически отказался от премии — и в последующие годы враждебность, которую он вызывал, усилилась.
То, что он считал прагматичным, многие писатели и аналитики считали беспринципным маневрированием, не руководствующимся уважением прав человека или даже человеческой жизни.
Рональд Рейган и другие консерваторы раскритиковали стремление Киссинджера к соглашению с Москвой как предательство американских ценностей. С другой стороны, президент Джордж Буш назвал его «одним из самых опытных и уважаемых государственных служащих нашей страны», а высокопоставленные чиновники администрации Буша часто консультировались с ним по международным делам.
Слева раздавались громкие голоса, обвинявшие его в хладнокровном прагматизме, который ставит стратегические достижения выше прав человека.
Критики считали Киссинджера ответственным за «тайную бомбардировку» нейтральной Камбоджи в 1969 году и за наземное вторжение американцев в эту страну в следующем году, что расширило конфликт в Юго-Восточной Азии и привело к захвату страны кровожадными красными кхмерами.
Они заявили, что его политика продвижения шаха Ирана в качестве якоря политики США в Персидском заливе побудила шаха поднять цены на нефть и подпитывала его манию величия, которая привела к иранской революции. Они обвинили его в соучастии в перевороте 1974 года, в результате которого было свергнуто правительство Кипра, и в поддержке жестокой кампании Пакистана по подавлению сепаратистского мятежа на территории нынешней Бангладеш, поскольку Пакистан был его тайным каналом связи с китайцами.
И они заявили, что доктор Киссинджер несёт, по крайней мере, косвенную ответственность за организованный ЦРУ переворот, в результате которого было свергнуто законно избранное социалистическое правительство Сальвадора Альенде в Чили, а также за более раннее убийство генерала Рене Шнайдера, главнокомандующего вооружёнными силами Чили, который решительно выступал против переворота.
Двое самых громких критиков, Кристофер Хитченс и Уильям Шокросс, назвали доктора Киссинджера военным преступником.
По крайней мере, те, кто не восхищался доктором Киссинджером, считали, что его сосредоточенность на реалиях холодной войны и его готовность использовать силу — открыто или тайно — для достижения целей США ослепляют его в отношении гуманитарных соображений и соображений прав человека.
Его готовность ставить стратегические интересы выше высоких ценностей была продемонстрирована в июле 1975 года, когда он убедил Форда не встречаться с изгнанным российским писателем Александром Солженицыным в Белом доме. Солженицын был живым символом сопротивления советскому режиму, но доктор Киссинджер опасался негативного воздействия на его политику разрядки в отношениях с Москвой.
Журналист Уолтер Айзексон, имевший полный доступ к Киссинджеру и многим его друзьям, описывал его как «блестящего, склонного к заговору, скрытного, чувствительного к связям и нюансам, склонного к соперничеству и борьбе за власть, обаятельного, но временами лживого».
Томас Шварц из Университета Вандербильта, который в конце жизни брал интервью у Киссинджера для его биографии 2020 года, обнаружил, что даже после десятилетий критики бывший политик придерживался «своей собственной философии международных отношений — в мире государственный деятель не может выбирать между добром и злом, а только между различными формами зла».
Даже в последние годы своей жизни, когда возраст замедлял его работу и сокращал его график поездок, он продолжал писать книги, а его личность и репутация сделали его ценным участником конференций и ценным гостем на вечеринках. Он писал статьи для газет даже в свои 90 с лишним лет. С ним консультировался президент Дональд Трамп.
В июле 2023 года, в возрасте 100 лет, Киссинджер находился в Пекине, где получил бурный приём со стороны высокопоставленных китайских чиновников, которые приветствовали его как государственного деятеля, не имеющего себе равных в Соединённых Штатах.
Киссинджер в 96 лет погрузился в вопросы, связанные с искусственным интеллектом, объединившись с Эриком Шмиттом, бывшим исполнительным директором Google и учёным-компьютерщиком, чтобы написать книгу «Эпоха искусственного интеллекта: и наше человеческое будущее» (2019), в которой обсуждалось, как разработка оружия, управляемого алгоритмами, а не непосредственно людьми, изменит концепции сдерживания.
УШЁЛ ИЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫЛ ЛИЦОМ АМЕРИКАНСКОЙ ГЕГЕМОНИИ.
В США У ВЛАСТИ ОСТАЛИСЬ ОДНИ БЕЗЛИКИЕ.