На факультете журналистики КубГУ 29 сентября 2023 года прошла седьмая Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая творчеству В.И. Лихоносова.
На мероприятии были рассмотрены вопросы, касающиеся не только культурного наследия великого писателя и публициста, но и самых разных аспектов современной жизни.
Вступительной речью о В.И. Лихоносове, о его большом вкладе в развитие литературы края и России открыл конференцию декан факультета журналистики профессор Валерий Васильевич Касьянов. Он отметил, что был лично знаком с писателем и всегда восхищался его способностью писать живо, ярко и завораживающе. Декан также поблагодарил Юрия Михайловича Павлова, заведующего кафедрой публицистики и журналистского мастерства факультета журналистики КубГУ, взявшего на себя ответственность быть после В.И. Лихоносова главным редактором журнала «Родная Кубань». Важно, что именно Валерий Васильевич и Юрий Михайлович являются инициаторами и организаторами проведения Лихоносовской конференции. Именно они и руководили мероприятием.
Первой выступающей была Ирина Владимировна Калус, профессор кафедры русской филологии и литературного творчества из Пятигорска. Она сделала доклад на тему «Слово «чувствующее и живое»: о двух ночных путешествиях начала 1960-х гг. в рассказах В. Лихоносова и Ю. Казакова». В материале было отмечено, что Виктор Иванович любил писать о родной земле, именно о том, что его окружает. Трепетом и восторженностью пронизано его каждое слово о природе, о родных краях и о самом человеке. Как отметила И.В. Калус, В.И. Лихоносов и Ю.П. Казаков с любовью говорили о людях, живущих на прекрасной русской земле. Для них было важно наполнить собственные произведения мыслью о необходимости сохранения нравственных ценностей человека. Именно поэтому писатели в своих работах с помощью динамичных диалогов и глубоких внутренних монологов заставляет задуматься о значимости человечности, духовности и морали. Даже в рассказах от первого лица Лихоносов обычно отступает на задний план, тем самым давая читателю возможность сделать вывод самостоятельно, обратиться к своему внутреннему «Я». Эти детали действительно важны в осмыслении творчества великого писателя и ценны для тех, кто поистине желает постичь ту высоту духовной нравственности, которую заложил Виктор Иванович в своих работах, ведь он был человеком с неугасающим стремлением к высоким идеалам, со «взглядом Искателя, воспламеняющего Искры знания Жизни»[1] .
Увлечь аудиторию столь подробным и глубоким анализом удалось не только Ирине Владимировне. Стоит отметить, что факультет журналистики КубГУ уже много лет выпускает талантливых публицистов, критиков, писателей, к коим можно отнести магистранта 1 курса Даниила Диденко. В своём докладе он размышлял о личности и творчестве В.И. Лихоносова в отечественной мысли рубежей XX-XXI веков. В материале Даниил Диденко утверждает: «Виктор Лихоносов – писатель русской национальной традиции». Вполне оправданное суждение, особенно если хотя бы поверхностно вспомнить одну из работ писателя, например, сборник под названием «Родные». Каждая повесть и каждый рассказ из этого сборника пропитаны той самой животворящей любовью к Отечеству, к землякам.
Публициста всегда тянет к родной земле, расставание с ней не представляется ему возможным. И это можно подтвердить отрывком из повести «Одинокие вечера в Пересыпи» [2], входящей в содержание вышеупомянутого сборника: «Родная чистая стихия ласкает мою душу, я счастлив, я первобытно растворяюсь в божьей природе… Ах, как бы долго ещё идти вдоль берега и не прощаться!»
Выступление писателя, публициста и главного редактора «Роман-газеты» Юрич Вильямовича Козлова было посвящено теме: «Новые тенденции в литературной жизни страны». Юрий Вильямович не мог не затронуть творчество В.И. Лихоносова, который довольно часто публиковался в «Роман-газете». Его произведения наполнены русским духом, созданы для тех, кто чувствует русский народ. Козлов сказал не только о Лихоносове, но и о других писателях, и дал ясный и полный анализ развития литературного процесса в последние десятилетия в России.
Платон Сергеевич Беседин подготовил ёмкий и убедительный доклад о насущной проблеме «Кино и литература: спор или диалог?». Писатель, публицист и литературный критик выразил мнение, что литература – это основа всего искусства, и ни кино, ни театр, ни музыка не могут существовать без неё. Также Беседин прямо сказал о том, что сейчас, в XXI веке, создаётся «до жути» малое количество экранизаций, которые могли бы подтолкнуть зрителей к развитию. Некоторые фильмы и сериалы имеют разрушительное влияние на сознание человека, ведь в них искажаются исторические факты и события. По словам Беседина, такие продукты кинематографа – как правило, это работа по фальсификации истории. Он утверждает: «Сейчас кино порождает тексты, а не наоборот». Внутренний мир человека во многом определяется теми ресурсами духовного развития, которые им потребляются. Именно поэтому, по мнению Беседина, необходимо внимательно подходить к выбору фильма или сериала, который хотелось бы посмотреть на досуге. Но всё же, насколько бы не были сейчас популярны кинематографические экранизации, литература остаётся важнейшим и определяющим аспектом культурного развития человека.
Продолжил конференцию Вячеслав Иванович Шульженко, заведующий кафедрой русской филологии и литературного творчества и профессор Пятигорского государственного университета. Он рассказывал о малоизвестных произведениях русской кавказиады и смог заинтересовать слушателей анализом творчества разных авторов.
С докладом под названием «Книга «Шолохов Незаконный» как эпический и фактологический провал» выступил и Юрий Михайлович Павлов. Он аргументированно доказал некомпетентность Захара Прилепина в написании биографического повествования о М.А. Шолохове. По мнению Павлова, произведения Прилепина неравнозначны. И самыми слабыми являются именно жизнеописания, где писателю часто недостаёт системного образования. Присутствующие на конференции внимательно слушали, как Юрий Михайлович интересно и, что важно, детально раскрыл тему.
С докладом об истории развития журнала «Родная Кубань», которому в этом году исполнилось 25 лет, выступила выпускница факультета журналистики КубГУ Софья Бабанова. Она отметила, что «эти 25 лет в полной мере продемонстрировали культурный размах журнала, стали наглядным примером гармоничного развития, сохранившего изначальное, родниково-почвенническое направление, заложенное Виктором Ивановичем, но с годами приобретшее ещё большую уникальность и, не побоюсь этого слова, исключительность». Докладчик пришёл к выводу, что журнал развивается и развивается в правильном направлении, стремясь духовно обогатить русский народ.
После перерыва и начала второй части конференции выступил Александр Алексеевич Фокин, профессор кафедры отечественной и мировой литературы СКФУ с материалом на тему: «Сургучёвские страницы в творчестве В. Лихоносова». Александр Алексеевич сравнил творчество В. И. Лихоносова и творчество И. Д. Сургучёва и доказал тесную тематическую и образную взаимосвязь их произведений.
Олег Николаевич Мороз назвал своё выступление «Русский солдат на смертном ложе: философско-эстетические аспекты рассказа Е. Носова «Красное вино победы». Докладчик детально рассмотрел произведение и привёл серьёзные и важные философские суждения о том, что понимание писателем темы смерти близко к православно-христианскому. Кроме того, по мнению О. Н. Мороза, мысль этого рассказа в том, что война даже после своего завершения плотно въедается в сознание человека и несёт за собой горе и потери.
Далее выступила студентка 4 курса факультета журналистики КубГУ Илона Емельянова с материалом под названием «тема когнитивных войн в современной публицистике: подходы к пониманию». Студентка всеобъемлюще раскрыла термин «когнитивная война» и объяснила, каким образом человек может противостоять воздействию на высший уровень его мышления и модель поведения.
Доклад студентки 2 курса журфака Алины Смеловой был посвящён творчеству В. И. Лихоносова в оценке публицистов рубежа XX-XXI веков (Ю. Селезнёв, И. Дедков, В. Распутин, П. Ткаченко). Нужно сказать, что творчество В. И. Лихоносова не только высоко оценивалось выдающимися русскими писателями и критиками, но и не раз безосновательно подвергалось нападкам. В частности, со стороны Петра Ткаченко, который (естественно, не приводя ни конкретных фактов, ни аргументов) на протяжении последних десятилетий пытается оболгать работы заслуженного и талантливого русского писателя. Пётр Ткаченко, как отметила А. Смелова, придерживается «левых» взглядов [3]. Отнюдь неудивительно, что он приписывает В.И. Лихоносову самые разные грехи, совершенно не желая осознать то, что произведения писателя связаны с искренней любовью к России и сохранением исторической памяти русского народа, как об этом писали Ю. Селезнёв, В. Распутин и многие другие.
После слово дали Софии Дороховой, студентке 2 курса факультета журналистики КубГУ. Её доклад назывался «Юрий Селезнёв о предназначении детского писателя и о роли сказки в формировании человеческой личности». София верно заметила, что в детских произведениях должны высоко цениться мораль и нравственность, ведь так у ребёнка сложится правильное мировоззрение.
Далее с серьёзным материалом под названием «Российское образование под угрозой тотальной либерализации» выступила Ольга Безлюдная, студентка 4 курса журфака КубГУ. Ольга рассказала об изменениях в структуре образования и об их возможном влиянии на мышление обучающихся. В частности, студентка говорила о том, что из кодификатора ЕГЭ по литературе убрали произведения великих русских классиков, таких как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Ольга привела важное и глубокое суждение В. И. Лихоносова: «Идти надо от родного. ... Важно не просто вспомнить биографию Бунина, а душой приклониться к тому, о чем он пишет, вызвать в детях это изумительное чувство родства. Учитель на уроках русской литературы должен стать родителем. Поменьше долдонить, а побольше вслух детишкам читать, просто представлять эту красоту художественной литературы, этого мира русского». Также в докладе Ольга Безлюдная отметила: «Нужно вдохновлять новое поколение правильными примерами, а не губить его, и без того соблазняемое со всех сторон «прелестями» праздной жизни и культа потребления». Действительно, подобные изменения - ошибки, которые могут губительно сказаться на будущем молодого поколения.
После был час свободной дискуссии, где слушатели могли задать вопросы выступившим и обсудить какой-либо из докладов. Примечательно, что именно студенты 1 курса активно задавали серьёзные и глубокие по содержанию вопросы: их по-настоящему заинтересовали темы, затронутые в докладах.
Пока на журфаке КубГУ проводятся подобные масштабные конференции, на которых студенты и магистранты вместе со своими преподавателями и гостями встречаются с уважаемыми и знаменитыми редакторами СМИ, публицистами, литературными критиками, учёными-филологами со всей страны, пока участники этих конференций выступают с достойными работами, благодаря которым каждый может узнать больше о жизни и особенностях творчества Виктора Ивановича Лихоносова, можно полагать, что творчество нашего земляка своим патриотизмом и любовью к исторической России будет зажигать всё новые и новые сердца и нести свет жизни, оставаясь знаменем патриотизма, образцом отношения к родной земле, к людям, ко всему сущему.
Все присутствующие по окончании конференции получили юбилейный выпуск журнала «Родная Кубань» и в очередной раз убедились в том, что необходимо гордиться величайшим соотечественником Виктором Ивановичем Лихоносовым и продолжать его традиции в понимании жизни, литературе, публицистике и журнале.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Ирина Калус «Ушёл от нас певец родной земли Памяти Виктора Лихоносова» // Русское поле – 2021.
2. В. И. Лихоносов «Одинокие вечера в Пересыпи» // Росписатель.
3. Даниил Диденко «Творчество Виктора Лихоносова в оценке Петра Ткаченко и Катерины Беды»
Виктория Горяйнова