"Единственный либерал в Совете Федерации", — так назвали Константина Добрынина в репортаже, вышедшем на телеканале "Дождь" 3 августа с.г. "Сенатор, который хотел перемен" — под таким заголовком вышло интервью с ним на Радио "Свобода". "Борец со сталинизмом" и законом о запрете гей-пропаганды, сторонник легализации однополых браков и секс-меньшинств в России действительно заслуживает подобных эпитетов. Но мотивы действий, да и бэкграунд этого члена Совета Федерации, и не просто члена, а заместителя председателя его Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, для большинства наших сограждан остаются "чёрной дырой". Попробуем в этом разобраться.
На сайте оконченной им престижной Второй Санкт-Петербургской гимназии имеются интересные подробности, напрочь отсутствующие в прочих публикациях (с 1998 года, когда Добрынин окончил вуз, по 2001 год, когда он устроился на работу в крупную компанию "Илим палп", там зияет лакуна): "Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Выиграл грант библиотеки Конгресса США и Центра по изучению организованной преступности и коррупции при Санкт-Петербургском государственном университете. Проходил стажировку в США". Сколько лет продолжалась стажировка, не сообщается, зато по возвращении домой его карьера с ровного места резко идет в гору. "С 2001 по 2004 годы работал заместителем директора и исполняющим обязанности руководителем юридического департамента ЗАО "Илим палп энтерпрайз", — сообщается в многочисленных публикациях. В это время он занимается противостоянием "Илим палп" с "Базовым элементом" Олега Дерипаски — уровень этого корпоративного конфликта для непосвященных даже сложно представить, по сути, если учесть бюджеты и число сотрудников этих компаний, это была война небольших стран, в которую были вовлечены, между прочим, и вполне реальные сверхдержавы. Это как-то слишком круто для 25-летнего выпускника юридического вуза, только что вернувшегося из стажировки… разве только, если эта самая стажировка резко не повысила его skills (умения), как это принято говорить в современных компьютерных играх. Судя по всему, за рубежом в ходе отбора сделали свой выбор и ставку на него, введя в ряды создаваемой либеральной российской элиты, ее нового поколения.
"Так получилось, — скромно упоминает Добрынин в упомянутом выше интервью Радио "Свобода", — что я работал в одной компании, в которой одно время работал Дмитрий Медведев. Когда он ушел, я пришел. Мы действительно были на одной и той же позиции директора по юрвопросам". Об этом не слишком афишируемом моменте жизни будущего президента России в декабре 2007 году рассказала газета "Ведомости": "В 1994 году он с друзьями-однокурсниками Ивановым и Елисеевым учредил консультационную юридическую фирму "Балфорт". Этот бизнес до наших дней не дожил. Зато процветает другая фирма, в становлении которой поучаствовал Медведев, — "Илим палп энтерпрайз". Вместе с ее владельцами Захаром Смушкиным и братьями Зингаревичами Медведев был соучредителем ЗАО "Финцелл", которое учредило "Илим палп энтерпрайз" (в "Финцелл" у него было 50%, а в "Илим" — 20%). Медведев с 1993 года до переезда в Москву работал в "Илим палп", а параллельно продолжал консультировать по правовым вопросам петербургскую мэрию и преподавать на юрфаке СПбГУ. Сам Медведев об этом периоде жизни не распространяется. Нет об этом упоминаний и в его официальной биографии". Интересная деталь — на том же юрфаке до 1993 года учился и Константин Добрынин.
В феврале 2012 году Добрынин побеждает на выборах депутатов в муниципальном образовании "Емцовское" Архангельской области, где расположены крупнейшие лесные хозяйства "Илим Палп", а в марте 2012 года делегируется от области в Совет Федерации. Последнее решение оформлено через 10 дней после избрания президентом Владимира Путина, но совершенно очевидно, что уход Добрынина во власть, где он занимает пост зампредседателя важного комитета в Совфеде, был запланирован и обеспечен нужными договоренностями в верхах гораздо раньше. Скорее всего, это было еще до пресловутой "рокировки" Путина и Медведева 24 сентября 2011 года. Либо же оформлялось наперекор ей — дабы оставить "медведевских" людей в ключевых местах органов власти.
Если заглянуть в опубликованную декларацию о доходах Добрынина, его доход с тех пор вырос в разы. В 2011 году он задекларировал, вместе с женой, 6,7 млн. руб. дохода, в 2014-м — уже 25,6 млн. (из них его доход — 23,5 млн.). Многократно выросли и площади принадлежащих ему земельных участков — со скромных 110 кв. м в 2011-м до 6000 кв. м в 2014-м. Автопарк, обычный для сильных мира сего (джип Land Rover, автомашина Volvo S60 и Mercedes-Benz CL-класс). Откуда же столь резкие заявления последних лет?
Разворот России в сторону отстаивания своих интересов перед Западом, выразившийся в 2012 году в принятии "закона Димы Яковлева" о запрете усыновления российских детей-сирот иностранцами (Добрынин уже тогда его не поддержал и "встал в оппозицию"), очень неприятен для старой либеральной элиты, с которой к середине нулевых разошелся Путин и которая затем сделала ставку на возвращение к власти при Медведеве. Некий знаковый саботаж путинских решений в верхах — своеобразная заявка на верность "той" стороне. Из Совфеда Добрынина уже "попросили", но, как сказал он "Медузе": "Из общественно-политической жизни я не собираюсь уходить. Вопрос только, в каком качестве это будет. Рассказывать подробности пока сознательно не хочу". И это, судя по всему, не просто слова. Ведь тезисы Добрынина из интервью сайта "Медуза" от 7 августа с.г.: "У России европейский путь. Да, сейчас мы немножко от него отклонились, но не навсегда, и через некоторое время мы все равно на него вернемся, потому что иного не дано", — почти слово в слово повторены в недавней "программной" статье премьер-министра РФ Дмитрия Медведева…