Сообщество «Форум» 23:50 3 марта 2021

Легендарная 45-я

Этот очерк был написан по нашей просьбе выдающимся и незабвенным Директором 45-й львовской школы Владимиром Владимировичем Кравченко, о котором пойдет речь в следующей части нашего журнала на портале «Завтра». А пока предоставим ему слово для рассказа об уникальной школе — единственной в своем роде всего львовского края, если не всей страны…

Этот очерк был написан по нашей просьбе выдающимся и незабвенным Директором 45-й львовской школы Владимиром Владимировичем Кравченко, о котором пойдет речь в следующей части нашего журнала на портале «Завтра». А пока предоставим ему слово для рассказа об уникальной школе — единственной в своем роде всего львовского края, если не всей страны…

*

Планета наша — школа сорок пятая,
Страстями жаркими и бурями объятая,
Но не пожарами, а пламенем любви,
Где знаний луч пронизывает классы,
И каждый миг вещает о прекрасном.
И храм стоит совсем не на крови.
Вот первая ступень такой широкой лестницы…
Поднимутся по ней пророки и предвестницы,
Достоинство и разум обретут.
Светлы учителей любимых лики,
Любой из них мечтает о великом,
Здесь гений наших предков сберегут!

Ангелина Булычева, из гимна львовской школы № 45

двойной клик - редактировать изображение

УКРАИНА, Львов, ул. Научная (Наукова), 25. По этому адресу с 1 сентября 1977 г. стала работать одна из крупнейших в городе в то время школа № 45 с русским языком обучения. Через 14 лет она становится специализированной с углубленным изучением английского языка, а с 2018 — лицеем. К классам с русским языком обучения по новейшим законам страны добавились и классы с языком украинским. Первые десять лет школой руководили опытные педагоги: Геннадий Сарвиров и Татьяна Радкевич. Я в 45-й с августа 1987 г.

Кто бывал во Львове, знает хоть немного об улице Научной на южной окраине города. Здесь в 60-70-х годах сформировались крупные научные центры страны: Институт прикладных проблем механики и математики АН Украины, научно-исследовательский институт материалов — нынче НПП «Электрон-Карат», научно-производственное объединение «Термоприбор», научно-исследовательский радиотехнический институт (ЛНИРТИ).

Недалеко от корпусов НИИ возводилось и жилье для их сотрудников, многие из которых были выпускниками московской Бауманки и других ведущих вузов страны. Неслучайно дети сотрудников этих НИИ становились учениками 45-й школы, а радиотехнический институт уже с 1977 года стал официальным ее шефом. Школе сильно повезло: НИИРТИ — крупнейший центр Союза специализировался на разработке и производстве новейших систем космической и военной связи. НИИРТИ существенно помогал школе в ее модернизации. Для школьников была создана единственная в городе коротковолновая радиостанция, учебно-производственная мастерская микрорадиосборки, кабинеты информатики и физики. Ведущий специалист НИИРТИ, лауреат Государственной премии Владислав Имшенецкий установил у нас первую в городе спутниковую антенну и подключил к ней телеприемники в кабинетах иностранных языков. Молодые выпускники Бауманки проводили с одаренными учениками дополнительные и факультативные занятия по математике и физике.

В конце 80-х годов нам удалось с помощью НИИРТИ модернизировать лечебную базу школы — помимо стомат-кабинета оборудовали школьный физиотерапевтический кабинет. В нем дети без отрыва от школы получали необходимое лечение. А в сентябре—октябре около ста учеников младших классов вместе с учителями направлялись на оздоровительную базу НИИРТИ «Факел» в Закарпатье. Здесь они и лечились, и учились. Вскоре мы получили ожидаемое: уровень заболеваний у школьников начал заметно снижаться.

Столь тесное содружество коллективов школы и НИИ давало удивительный результат — учителя становились более целеустремленными и внимательными к детям, а многие ученики находили свое будущее в сфере радиофизики. Вскоре зародилась и еще одна идея: создать новый орган управления школой — общественный. Немало было дискуссий, но в результате демократических процедур появился Совет школы. В него равными долями и на равных правах вошли родители, учителя и ученики. Председателем Совета до середины 90-х годов избирался ведущий специалист НИИРТИ. Совет школы, в соответствии с Уставом, обсуждал стратегические вопросы развития школы, вырабатывал рекомендации по острым вопросам организации обучения и воспитания.

Учителя постарше, конечно, помнят, как в начале 80-х годов начиналось всесоюзное движение за обновление школы. Не миновала чаша сия и 45-ю. Большинство учителей разделяло идеи и ценности демократизации школы, сотрудничества между взрослым и ребенком (а также между детьми) в учебном процессе. Мы стремились разрабатывать и внедрять новые принципы и технологии обучения. Примером для нас служили лидеры движения за обновление школы — блестящий педагог-гуманист Шалва Амонашвили из Тбилиси, Виктор Шаталов — автор идеи опорных конспектов из Донецка, Евгений Ильин — учитель словесности, идеолог педагогики сотрудничества из Питера, Софья Лисенкова — разработчик методики опережающего обучения из Москвы, Леонид Занков — идеолог развивающего обучения из Москвы.

Не обходили мы вниманием мемориальные движения школ Монтессори и вальдорфцев, пришедшие к нам с Запада в эпоху перестройки. Внедряя методические приемы новаторов, мы пытались найти свой путь в модернизации школы. Появилась у нас и психологическая служба, внедрялась оригинальная система изучения мотивов и познавательных интересов учащихся. На основе полученных данных вносились коррективы в работу учителей.

В 1989 г. львовская область попала под проверку Госкомитета по образованию Союза. Инспектировалась и наша школа. Результат оказался неожиданным — руководителей 4-х школ области, в том числе и 45-й, пригласили на заседание коллегии Комитета в Москву, на котором его председатель Геннадий Ягодин одобрил наш опыт оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Нас оценивали не только в Союзе. С 1987 г. Львов стал побратимом города Корнинга, что в штате Нью-Йорк. Пришлось и нам принимать оттуда делегацию во главе с мэром города. В состав делегации входили и конгрессмен из штата Нью-Йорк и дотошные американские журналисты. Мы показали школу такой, какой она и была. Придумали изюминку для гостей: подарили им подборку школьных учебников с закладками на страницах, где говорилось об американской истории, географии, экономике и культуре. Гости откровенно признали, что в американских школах о Союзе, России и Украине рассказывается в несколько раз меньше. Показали мы им детский концерт и накормили борщом и варениками.

двойной клик - редактировать изображение

Конечно, встреча проходила не без контроля «органов». Мэр Корнинга тихонько отвел меня в сторону и попросил организовать отдельную встречу делегации со старшеклассниками без участия наших учителей. Мы пошли мэру навстречу — около 30 ребят из 10–11 классов встретились с американцами. Переводчики были не нужны, поскольку ребята пристойно владели английским. Общение наших учеников с американцами было рассчитано на 45 минут — один урок. Но оно продолжалось значительно больше часа. Мэр, конгрессмен и журналисты были шокированы: их поразил уровень знаний наших учащихся, уровень их ориентации в политической обстановке, в истории и современной культуре США. Но больше всего их поразила свобода суждений ребят, их раскрепощенность, что никак не увязывалось с бытующим на Западе клише о молодежи в «Империи зла». Американцы тут же пригласили 30 ребят посетить Корнинг. Вскоре поездка состоялась. И там наши показали КЛАСС! Газеты в Нью-Йорке с удивлением рассказывали об этих вундеркиндах из Львова.

Школа становилась более открытой реальному миру. Конец 80-х стал периодом серьезной реконструкции как содержания учебно-воспитательной работы, так и логики межличностных отношений учителей, учеников, родителей. Помнится один яркий эпизод. Во Львове тогда гремела слава «Эскадрона гусар» — команды КВН Высшего военно-политического училища. Команда была популярна в Союзе, в 1995 г. она стала чемпионом высшей лиги КВН. Ольга Караваева, наш организатор воспитательной работы, подружилась с капитаном «Гусар» Владимиром Коняевым, пригласила его в 45-ю школу. Старшеклассники запылали страстью: немедленно нужно создавать свою команду!

Сказано — сделано. В.Коняев взял шефство — и вот первая встреча КВН. Соперники учеников — молодежная команда учителей! Нет смысла говорить о реакции зала. Страсти, как говорят, зашкаливали. Победу все же вырвали ученики. Получили они заслуженный приз — трехлитровую банку томатного сока и сладости. А затем были победы и в городе, и в области.

Более содержательными и интересными становились уроки учителей. Уже с младших классов ученики познавали мир, проводя экскурсии по историческому Львову, а уроки, по яснополянской методике Льва Толстого, нередко проходили прямо в музеях или парках. Осваивались и славные Карпаты. Летом были популярными лагеря труда и отдыха, в том числе под Измаилом в Одесской области. А в средних и старших классах каникулы не обходились без поездок по городам Союза. Выпускники до сих пор вспоминают, как они познавали воочию Москву и С.Петербург, Ригу и Ереван, Минск, Брест и Волгоград… В 90-е появилась возможность проводить познавательные экскурсии в Прагу, Брно, Краков, Варшаву, Будапешт. В 2000-е уже осваивали Вену и Берлин, Париж и Лондон…

Но сразу после рокового 91-го поездки с детьми в Россию оказались маловероятными из-за экономических и иных проблем. Только с середины 90-х, благодаря поддержке Миннаца РФ и правительства Москвы оказались возможными поездки детей по Золотому кольцу, в Санкт-Петербург, по Ладоге на Валаам, в Смоленск и по другим местам. Особо памятной для ребят оказалась поездка в Орел в начале 2000-х. Она состоялась благодаря личной инициативе губернатора Орловщины, председателя Совета Федерации РФ Егора Строева. Нас разместили в детском оздоровительном центре невдалеке от города. Всех детей тщательно обследовали специалисты, каждому назначили необходимое лечение. И, конечно, ежедневные экскурсии к Лескову, в Спасское-Лутовиново к И.Тургеневу.

Организовал Егор Семенович для нас и двухдневную поездку в Москву с посещением музеев Кремля, Третьяковки, храма Христа Спасителя, Поклонной Горы. Незабываемым оказался обед, он был организован в столовой Совета Федерации по меню для сенаторов. Дети смели, как говорят, все до крошки. Наутро, по дороге в Орел, мы заехали в Ясную Поляну ко Льву Николаевичу Толстому. Затем были вечера дружбы с орловскими сверстниками, посещение незабываемого Орловского полесья, солдатский обед в лесу. Все расходы по поездке около пятидесяти человек взяло на себя правительство Орловской области. Состоялась у нас и почти часовая встреча с Е. С. Строевым. Он живо интересовался событиями во Львове и в Украине, горевал по поводу сложившихся отношений между нашими странами, обещал и дальше оказывать нам посильную помощь.

Однако вернемся в конец 80-х. Разваливался Союз, формировалась независимая Украина. Совет школы серьезно размышлял о грядущем школы с русским языком обучения в новой стране. Школу попросту называли русской в отличие от украинской, грузинской, узбекской… В Союзе ведь все они отличались лишь языком обучения. Национальный компонент, в основном, сводился к языку обучения и краткому курсу истории той или иной республики.

Члены Совета школы после продолжительной дискуссии выработали своеобразную стратегию — расширить национальный компонент за счет более глубокого изучения русской и украинской истории, культуры, обычаев и традиций двух народов. Школа установила тесные связи с областным русским обществом им. А.Пушкина, с православной церковью. Несколько наших учителей оказались родом из Вологды, Архангельска и других северных регионов России. Они летом раздобыли там уникальные материалы по русским народным традициям, привезли старинный самовар, косоворотки, расписные деревянные ложки… Так и стали у нас традицией многие народные русские и украинские праздники. Особой красотой отличалась масленица. Народные забавы, песни и пляски, соревнование школьных богатырей, катание на настоящей тройке, общение с умным медведем, блины с пылу-жару прямо в школьном дворе, юные коробейники и ярмарка детских вкусных поделок. Ярким был и конкурс маслениц, а в завершение — огромный костер на стадионе, в котором первый блин и все масленицы были преданы огню, и пошли веселые хороводы вокруг костра и здравицы в честь грядущей весны. На праздник сходились не только ученики с учителями, но и родители и жители со всей улицы Научной.

Ученический и родительский контингент школы у нас всегда был многонационален, что отвечало и национальной палитре города Львова. Две трети его составляли этнические русские, 20% — украинцы. Кроме того, в школе учились представители свыше 20 разных национальностей. Коллектив школы старался обеспечить поликультурный подход к формированию личности на основе глубокого уважения как к русской духовности и культуре, так и к культуре украинской, культурам других народов, представители которых обучались в школе. С конца 80-х начали формироваться своеобразные центры культур разных народов — зал-музей А.Пушкина, кабинеты Ивана Франко, Вильяма Шекспира, Братьев Гримм.

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

В 2000-м открылась Светлица. В ней собраны материалы по истории религий народов, чьи представители учились в школе. Здесь можно познакомиться с православной и католической версиями Святого письма, с Кораном и Торой. Популярной для учеников стала школьная библиотека. В ней, помимо более 40 тысяч детских, учебных, научно-популярных, художественных изданий на русском, украинском, английском и других языках, доступны компьютеры с выходом в Интернет и с электронными версиями всех известных энциклопедий, включая Британскую. Учителям и ученикам проще стало овладевать современными технологиями — заработали новые компьютерные центры, в том числе и для начальных классов.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

P. S. В соответствии с новейшими законами школа стала украиноязычной. Набраны 4 первых класса — только украинские. Во всех остальных классах преподавание ведется на украинском. Назначен с сентября 2020-го и новый директор.

1.0x