«Девушка с татуировкой дракона» (США, Швеция, Великобритания, Германия, 2011, режиссёр — Дэвид Финчер, в ролях: Дэниел Крейг, Руни Мара, Робин Райт, Кристофер Пламмер, Стеллан Скарсгорд, Джоли Ричардсон, Горан Вишнич, Стивен Беркофф, Йорик ван Вагенинген, Джералдина Джеймс, Арли Жове, Дональд Самптер, Джулиан Сэндз, Эмбет Дэвидц).
«Последний оплот неподкупной журналистики», репортёр журнала «Миллениум» Микаэль Блумквист (Дэниэл Крейг) безвинно осуждён по обвинению в клевете, предъявленному стокгольмским магнатом. И оштрафован на крупную сумму. В этот тяжёлый час к нему обращается престарелый миллионер, глава крупной корпорации Хенрих Вагнер (Кристофер Пламмер). Он делает предложение, от которого нельзя отказаться. За двойной гонорар Блумквист принимается за расследование таинственного исчезновения Харриет, племянницы Вагнера, которая пропала средь бела дня сорок лет назад. Журналист переезжает на остров, где возвышается солидное поместье Вагнеров, изучает семейный архив и постепенно выходит на след, ведущий к жестоким преступлениям (серийным убийствам женщин с библейскими именами), которые совершает кто-то из их семейства. Блумквист привлекает к расследованию хакершу Лисбет Саландер (Руни Мара) — юную девушку с трудной судьбой и исключительными способностями. На фоне мрачной картины изнанки шведского общества, этого подлинного омута вселенского зла, между героями зарождается «начало прекрасной дружбы».
Финчеровская экранизация первой части трилогии Стига Ларссона с громким названием «Миллениум» в первую очередь предназначена поклонникам литературного оригинала — главного бестселлера последнего десятилетия, переведённого на десятки языков и изданного общим тиражом более 27 млн. экземпляров. Активный антифашист Ларссон долгое время состоял в Социалистической партии Швеции, был редактором журнала «Четвёртый интернационал» и регулярно печатался в ежедневной газете «Интернационал». Он также работал скандинавским представителем британской антифашистской газеты Searchlight и основал шведскую организацию «Экспо», целью которой было противодействие распространению крайне правых, расистских и нацистских взглядов. Помимо историй о Блумквисте и Лисбет он написал книгу «Правый экстремизм» и совместно с Микаэлем Экманом выступил автором исследований «Демократы Швеции: национальное движение» и «Демократы Швеции — взгляд изнутри». В 2004-м году Ларссон заключил договор на издание трех романов о Микаэле Блумквисте, но не успел увидеть их в печати. Будучи заядлым курильщиком, он умер от обширного инфаркта в возрасте 50 лет. Впоследствии его книги стали бестселлерами.
Яростная антифашистская позиция автора нашла своеобразное место и на страницах художественной прозы. Мир шведского капитализма по Ларссону не только чудовищен в силу своей неизбежной сути, но и скрывает в каждом шкафу по скелету, выбравшемуся на свет из давно прогнившего гроба. Имя которому — гражданское общество. Так, за лицом работника социальной опеки прячется садист-извращенец, а в типичной семье преуспевающих дельцов всегда найдётся место для нацистов-антисемитов и серийных убийц. Утрированный мир, в котором живут честный журналист и анархистка-хакер, пронизан холодом и льдом отнюдь не природного свойства.
В 2009-м году шведы не прошли мимо этого «белого безмолвия» и экранизировали сразу все части трилогии. Поэтому выход финчеровской версии изначально не подразумевал в себе главную загадку сезона. Скорее, поклонников Ларссона интересовал индивидуальный творческий взгляд режиссёра, его личное видение сюжета. Результат оказался противоречив. Кинофактура «Девушки» — начиная с крайне агрессивных титров под кавер известной иммигрантской песни группы «Led Zeppelin» и заканчивая общим ощущением тотального отчуждения сверх всякой меры — создаёт тот самый «леденящий уют», от которого никуда не деться.
Факт того, что фильм снимался в Швеции, помог создать нужный национальный колорит и сохранить истинно скандинавскую интонацию. Британский актёр Дэниэл Крейг неподражаемо изобразил положительного героя — собирательный образ «идеального человека», либерала-правозащитника, растерянного перед экзистенциальным мраком постепенно открывающейся ему правды жизни. Антитеза сыгранному им Бонду. На сей раз его Микаэль Блюмквист представляет собой подросший вариант литературного однофамильца — Калле-сыщика из известной детской книжки Астрид Линдгрен. Эквивалентную роль активной подружки малолетнего сыщика Евы-Лотты выполняет девушка-фрик Лисбет. Колючая снаружи, но добрая и ранимая внутри, тонко и нервно изображённая актрисой Руни Мара.
Формально к фильму сложно предъявить какие-либо претензии. Ловко сконструированная реальность обладает холодной красотой видеоклипа с редкими вспышками человеческого тепла. Сценарные натяжки, которые могут вызвать недоумение у любителей реалистичных историй, берут своё начало непосредственно в литературном первоисточнике. Тем более, что — в отличие от шведов — Финчер экранизировал роман крайне близко к тексту.
Проблема заключается в другом. Почти три часа медленного, как летящий в изобилии снег, действия производят опустошающее воздействие. И дело вовсе не в сценах насилия, инцеста и прочих грехов, представленных на экране — видали мы и похлеще. Сложно найти пример в искусстве, где история любви, пусть и между двумя слишком разными людьми, развивалась бы настолько мучительно холодно. В отличие от шведского киноварианта, где в сложные отношения между героями всё-таки сумела пробраться позёмкой и скрытая нежность, и трогательный, почти детский надлом. Просмотр финчеровского фильма, напротив, сопоставим с долгим и тягостным блужданием в ледяных коридорах. Примерно в таких белоснежных чертогах перманентно галлюцинировал главный герой «Бойцовского клуба», что также не принесло ему ни счастья, ни успокоения.