История строительства главной святыни православия.
Купить или завоевать?
Обратимся к истории вопроса.
https://pravoslavie.ru/93548.html Историк, Павел Кузенков 24 мая 2016 год. Можно посмотреть видеолекцию.
Константинополь город, основанный святым равноапостольным императором Константином Великим, стал Новым Римом – новой столицей великой Римской империи. Это один из немногих городов в истории человечества, у которых есть точная дата рождения: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) – в этот день прошла официальная церемония так называемого «обновления» (как мы сейчас переводим), или освящения, города, которую возглавлял сам император.
Вспомним историю основания этого города – Второго Рима, или Нового Рима, как его официально именовали, поскольку Москва является своего рода Новым Константинополем, или Третьим Римом, и отношения между нашей столицей и этим городом (ныне именуемым Стамбулом) очень близкие – я имею в виду отношения не формально политические, но прежде всего, сакрально-духовные.
Константинополь – город святого Константина – изначально был задуман императором как восточная столица огромной империи, которая простиралась от Атлантического океана до Междуречья, как столица государства, которое было основано еще во времена Республики и с императора Августа стало империей, монархической державой, объединявшей самые разные народы и самые разные культуры, но в основном державшейся на двух ключевых элементах: греческий Восток и латинский Запад.
Греческий Восток воплощал собой культурное начало, традиции, связанные с Древней Грецией, с эллинистическими государствами – наследниками державы Александра Великого. Запад со времен борьбы Рима и Карфагена воплощал собою военное, юридическое начало, организационное начало, и именно римские императоры, римские правители взяли на себя труд и достаточно большую задачу – организовать все это средиземноморское пространство, взяв его в единый политический обруч римской державы, римских легионов. Но что касается культуры, что касается традиций, связанных с наукой, отчасти даже и с религией (потому что римляне своих богов отождествлять старались именно с греческими) и в первую очередь, конечно, традиций, связанных с научными и философскими знаниями, то всё это принадлежало именно грекам. И даже была такая римская поговорка: порабощенная Греция захватила Рим.
Действительно, это было именно так: Восток и Запад империи находились в очень органичном симбиозе, где не было однозначного лидера. Конечно, военный лидер был на Западе, это был Рим, но культурное первенство принадлежало именно Востоку империи.
А когда со времен римско-персидских войн III – начала IV века выявилось и фундаментальное военно-политическое значение восточной части империи, то императоры все чаще и чаще стали находиться именно там – в Малой Азии, вблизи персидской границы, и все чаще и чаще именно там, оказывалась их ставка, их двор.
Но в Римской империи понятие «столица» было отделено от местонахождения императора, потому что столицей считался город, где находится Сенат империи, и поскольку древний Сенат находился именно в Риме, то императорская ставка рассматривалась как временная, военно-полевая столица. Задумка Константина была гораздо более серьезная, чем получить очередную ставку на Востоке: он хотел создать именно новый Рим, то есть перенести в этот город и Сенат. Именно так он видел свою задачу.
Константинополь еще интересен и важен для нас тем, что это первый в истории город, который задуман и построен именно как христианский. Центром античного и древнего города являлся по преимуществу форум, или, как это называлось по-гречески, агора – рыночная площадь. И акрополь. У древних городов было два центра: центр гражданский, связанный с торгом, – он обычно находился в низине, чтобы удобно было доставлять товары; это, собственно, в Риме и олицетворяет собой Форум, – и центр военный, куда спасалось население в случае опасности: в Риме это Капитолийский холм, в Афинах – Акрополь. Во всех древних городах форум и акрополь создавали такую систему полюсов, вокруг которых создавался город.
Константинополь в этом отношении совершенно уникален. В нем тоже есть система форумов, есть центральный форум – Форум Константина, есть и акрополь, оставшийся еще со времен Византия, укрепленный, маленький, что-то типа кремля, на мысе, выдающемся в Босфор. Но все-таки духовным центром и вообще политическим, культурным центром города стал не форум и не акрополь, а этим центром стал собор – собор Святой Софии, заложенный императором напротив дворца. Дворец и собор и связанный с ними комплекс сооружений, включающих ипподром, включающих другие храмы и выходящих на форум, на центральную улицу города, то есть некая связка политической, экономической и духовной жизни этой новой столицы империи, составляли совершенно уникальное новое соцветие элементов городской инфраструктуры, вокруг которой потом и вырос огромный Константинополь.
Это очень важно, потому что впоследствии христианские города всего мира имели своим центром именно храм, и это мы хорошо знаем по Москве. Мало кто помнит, что и в Санкт-Петербурге изначально центром был Троицкий собор, к сожалению, ныне не существующий, но Петр именно его мыслил в качестве духовного центра города. Константинополь задает такую парадигму, модель для будущих христианских городов, и важно, что это сочетание дворца и собора, впоследствии патриаршего, – а в то время, при Константине, Константинополь, как молодой город, еще не имел важного церковного значения, но уже его потенциал был понятен, – так вот, это сочетание государственного и церковного центров играло ключевую роль в истории всей уже христианизированной Римской империи, которую мы называем Византийской. Поэтому Константинополь – это архетип христианской столицы.
Что еще важно: Константин задумал перенести туда и Сенат. Вообще его идея была не просто создать Второй Рим, а перенести туда древний, то есть фактически не вторую, а первую столицу империи создать на новом месте. Эта идея не реализовалась в силу целого ряда причин, в первую очередь оттого, что римская аристократия, которая, собственно, и составляла Сенат, не спешила вслед за Константином принимать христианство. В основном сенаторы, как представители древних родов, оставались приверженцами, как это считалось, «отеческой религии», древней религии, то есть язычества. И, несмотря на все усилия Константина, на огромные привилегии, которые обещались переселенцам, – фактически строились уже готовые дворцы, надо было просто переехать, – очень малая часть древнеримской аристократии последовала за Константином на новое место. По сути, древний Рим остался там, где был, и Сенат остался там же. Впоследствии это привело к тому, что там, на Западе, время от времени появлялись императоры Западной империи; правда, жили они в основном в Равенне, не в самом Риме, или в Медиолане, но Запад остался, что называется, Западом.
А Константин, будучи человеком, абсолютно западным по происхождению и по воспитанию, тем не менее, переехал на Восток и старался укорениться на Востоке: учил греческий язык и завел очень тесные отношения с иерархами восточных провинций, потому что он каким-то особым чутьем, особой интуицией чувствовал, что именно здесь, на Востоке – будущее христианского Рима, христианской империи. Этому очень много было причин, но одна из них – то, что христианство появляется на Востоке: именно из Палестины, из восточной провинции Рима оно начинает свое победное шествие по Средиземноморью; именно там, в восточном регионе, появляются первые общины, которые создает апостол Павел; там в основном и закончили свой земной путь апостолы; там возникают первые Церкви, первые епархии. На западной территории – только один знаменитый апостол – апостол Петр, вокруг которого и конструируется латинская, именно Западная Церковь. На Востоке все гораздо богаче, гораздо интенсивнее: огромное количество церковных епархий возникает уже в глубокой древности.
Когда Константин в 324 году становится императором, победив Лициния, своего соправителя и бывшего друга, с которым они повздорили как раз на почве отношения к христианству, он уже переехал на Восток – сначала в Никею, потому что Никомидия лежала в руинах. Там, в Никее, Константин почувствовал себя в христианском окружении, и одно из первых его деяний – знаменитый Первый Вселенский Собор 325 года. И в это же время он закладывает новую столицу. Примерно в 327 году, мы считаем, начинается создание города на месте древнего Византия, и уже за три года город построен: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) происходит его освящение. Это необычайно короткий срок для строительства такого грандиозного, можно сказать, мегаполиса, потому что Константинополь по масштабам поздней античности был одним из очень крупных городов. И к концу IV века, в правление императора Феодосия Великого, это был уже гигантский город, почти «миллионник».
Город-новичок, город-чужак, он часто воспринимался в штыки, и мы хорошо знаем о борьбе, которая разгорелась в IV и V веках вокруг Константинопольского патриаршего престола.
Вообще сам факт того, что епископ Константинополя достоин высшего архиерейского статуса, то есть патриаршего статуса, оспаривался многими в то время. Римом он оспаривался вплоть до времен крестоносцев, и самое интересное, что только захваченный крестоносцами Константинополь Римский папа признал все-таки патриаршим городом – до этого постоянно возникали на этот счет сомнения в Риме, поскольку римское понимание церковного центра было основано на апостольском основании местной Церкви. А Константинополь, как город молодой, еще даже не существовавший в апостольскую эпоху, не мог претендовать на высший церковный статус. На что в Константинополе было обнародовано свое церковное предание, которое возводило начало местной Церкви к проповеди апостола Андрея. Поскольку мы знаем, что апостол Андрей проповедовал по берегам Черного моря и кончил свою земную жизнь в Греции, в Патрах, то мы получаем Константинополь как то место, где он не мог не проповедовать. И действительно, епископская кафедра древнего Византия считалась основанной апостолом Андреем. Кстати, это потом дало тему для того, чтобы сближать византийскую и древнерусскую церковные традиции, и императоры часто указывали на то, что и Константинопольская, и Русская Церкви основаны одним апостолом, – это тоже была некая духовная скрепа наших цивилизаций.
А это противостояние Петра и Андрея, точнее – некое соперничество их, а они же родные братья, это надо помнить… так вот, это соперничество символическим образом выражалось впоследствии в виде иконы, где апостол Петр и апостол Андрей символизируют собою два Рима: апостол Петр – Рим древний, апостол Андрей – Новый Рим.
Константинополь изначально стал для империи не просто вторым Римом – он стал своего рода Новым Иерусалимом, и это тоже очень важный момент, об этом пишут многие древние авторы. Перенесение сюда, в этот город и мощей апостолов, и многих других христианских реликвий была одной из идей Константина Великого. Как мы знаем, его мать, равноапостольная Елена, потратила много усилий на поиск этих древних христианских святынь. Она обрела в Святой Земле Животворящий Крест Господень, частицы которого были доставлены в Константинополь; она обрела много других реликвий. И эти реликвии были частью городского пространства, потому что и статуя Константина на форуме, о которой я уже упоминал, имела в своем основании гвозди с того самого чудотворного Креста, который обрела царица Елена. Это был некий духовный талисман, духовный хранитель Константинополя, выраженный в виде христианской святыни.
Впоследствии количество этих святынь постоянно росло, и, когда крестоносцы в 1204 году захватили город, они нашли там целые россыпи древних святынь самого разного вида и растащили их по всей Европе – немилосердно, но, с другой стороны, понимая, что это как раз и есть сокровище, гораздо большее, чем золото или какие-то драгоценности. Эти древние реликвии оказались в разных городах мира: в Париже, Майнце, Вене… – и фактически вот с этого момента разграбления древней столицы империи начинается путешествие древних святынь по европейскому миру, многие из них сейчас уже даже и в Америке. А Константинополь был собирателем этих святынь.
Для нас важно, что этот город в сознании наших предков, русских, был Царьградом, именовался именно так. И хотя в наших источниках есть, конечно, название «Констяньтинь-град», но такое длинное слово, видимо, было неудобно для произношения, и чаще наши предки называли этот город именно Царьград или Цесарь-град, поскольку он знаменовал собой идею именно царства, греческого царства, которое было создано, как считается, Константином Великим. Наши предки прекрасно понимали, что Константин был не просто великий римский император, но император греческий и римский – объединяя в себе эти два начала: греческое и римское. Уже в «Слове о законе и благодати» это отражено. И впоследствии мы в основном ориентировались на греков, а западный мир оказался в поле западной цивилизации, европейской.
28 июля россияне отмечают День крещения Руси. Праздник в честь провозглашения в 988 году христианства в качестве государственной религии был учрежден в 2010 году указом президента России, которым в то время был Дмитрий Медведев. С предложением придать историческому событию государственный статус выступила Русская православная церковь.
Дата выбрана не случайно – в этот день отмечается память равноапостольного князя Владимира, известного также как Владимир Красное Солнышко. Владимир был внуком великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Константинополе и старалась привить своему потомку любовь и уважение к христианской вере. Владимир способствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви.
Мы имели дело с греками, и этот греческий Царьград стал символом греческого царства, столицей, на которую равнялись и наши древние города. Во многих наших городах есть элементы топографии Константинополя, например в Киеве есть Золотые ворота, Софийский собор. Когда Ярослав Мудрый строил свой Киев, он в определенной степени ориентировался на Константинополь. И во Владимире тоже есть Золотые ворота, но там уже вместо Софийского собора – Успенский собор, а в Москве уже только Успенский собор. Москва – это уже третья ступень того константинопольского начала, не остается уже прямых параллелей с Константинополем, но зато остается сакральное начало: идея храма как центра. И Успенский собор в Москве вообще знаменует собой Москву как таковую. Точно так же, как в Константинополе символом города была Святая София, которая заложена была при Константине, построена при его сыновьях, создана в том виде, в котором сейчас она красуется, при императоре Юстиниане, после очередного пожара.
Золотые ворота и Святая София в Киеве.
Читаем в энциклопедии «Всеобщая история РЕЛИГИЙ МИРА».
«В 857г. император Византии Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвёл на патриарший престол угодного ему Фотия. Папа Римский Николай I счёл это поводом для вмешательства и для укрепления своего влияния на Восточную церковь. Он потребовал восстановить Игнатия, а заодно предъявил ряд территориальных претензий (в частности по отношению к Болгарии).
Византийский император не пошёл на уступки. С этого времени начинается противостояние двух церквей, поиски обвинений в адрес соперника. Догматические и организационные разногласия сводились к следующим главным вопросам:
- Восточная церковь признавала происхождение Святого Духа только от Бога Отца, а Западная – от Бога Отца и Бога Сына;
- каждая из церквей оспаривала легитимность Соборов, которые происходили на территории соперника.
Обрядовые разногласия сводились к тому, что Восточная церковь отрицала необходимость поста в субботу, как это имело место в Западной церкви, не принимала безбрачие западного духовенства и др. Канонические разногласия выражались в том, что Римский Папа присвоил себе права быть главой и судьёй всей христианской церкви. Учение о главенстве Папы сделало его выше Вселенских Соборов.
В начале второго тысячелетия отношения крайне обостряются. В середине XI века папство вытеснило греков из Южной Италии. В ответ на это византийский патриарх Михаил Керуларий распорядился, чтобы богослужение в латинских церквах Константинополя велось по греческому образцу, что привело к закрытию латинских монастырей. В 1054г. обе церкви предали друг друга анафеме – церковному проклятию. Раскол окончательно оформился. Западная церковь со временем получила название Католической (вселенской), а за Восточной церковью закрепилось название ортодоксальной – Православной (т.е. правильно славящей Бога)».
Раскол имел крайне негативные последствия для всего христианского мира. Распри, пап и патриархов, их взаимные обвинения и угрозы, взаимная ненависть привели к тому, что христиане не смогли объединиться к отражению исламской угрозы. В результате Египет, Сирия, Палестина, Малая Азия, которые в свое время были населены преимущественно христианами, оказались под властью мусульман. Более того, в конечном итоге, эти распри способствовали падению Византийской Империи, которая была ослаблена нападением крестоносцев, действующих с благословения Папы. Четвёртый крестовый поход в 1024г. закончился взятием Константинополя и варварским его разграблением. После этого разрыв перерос в окончательное разделение, в расово – религиозную ненависть. «Латинство» на Востоке, «греки» на Западе – эти слова стали синонимом зла, ереси, вражды.
Последствия разделения ощущаются до сих пор, не смотря на то, что взаимные отлучения были давно сняты. Во время встречи Павла VI с Вселенским патриархом Афинагором I в 1965г. было заявлено о полном снятии взаимных анафем с обеих церквей, но воссоединения церкви не произошло. Слишком много обоюдных обид и претензий накопилось. Папа Римский до сих пор не может посетить Россию, не взирая на приглашение Президента, так как Патриарх Московский и всея Руси возражает против этого визита, обвиняя католиков в нарушении «канонической территории», в частности на Украине.
Нынешнее беззаконие Стамбульского лжепатриарха и масона Варфоломея по отношению к Русской Православной Церкви, по-видимому, и будет причиной событий, предсказанных Космой Этолийским в XVIII веке и другими святыми, а именно: разгром «северными» (русскими) Турции и взятие Константинополя.
Легенда о храме Святой Софии.
Эта легенда относится к 1453 году, когда турецкие войска султана Мехмеда Второго захватили столицу Византийской империи - город Константинополь. После взятия Константинополя, султан, на правах победителя, вошел в храм Святой Софии, в то время, когда в нем шло богослужение. И в этот момент, невидимая сила закрыла царские врата алтаря, прервав Литургию. С тех пор, по существующему поверью, никто из христианских священнослужителей, не может войти в алтарь храма Святой Софии, но невидимое богослужение, продолжается там уже многие столетия. И, по преданию, в день, когда отворятся святые врата алтаря, Константинополь снова станет христианским. И тогда выйдет из алтаря архипастырь, и вместе с пресвитерами, закончит начатую много веков назад, литургию, после чего все они, уйдут на вечный покой. В Турции, к древнему преданию относятся с уважением. По крайней мере, с тех пор, никто из жителей Турции не пытался открыть царские врата алтаря храма Святой Софии, чтобы не спровоцировать исполнения древнего пророчества.
История древнего пророчества.
Однако задолго до того, как турки завоевали Константинополь, пророчество о том, что Константинополь захватят магометане, но потом он вновь станет христианским, появилось в трудах епископа Мефодия Потарского в начале четвертого века (умер в 311 году).
Чуть позже, это же самое пророчество, с некоторыми видоизменениями текста, было записано на гробнице императора Константина Великого (умер в 337 году), о чем сообщает Дорофей Монемвасийский в изданной в 1684 году книге «Свод разных исторических сочинений». Еще позже, в разные сроки, это же самое пророчество ( также с некоторыми незначительными изменениями текста), было записано еще несколькими, весьма уважаемыми авторами.
Современные версии этого же самого пророчества, имеются у старца Иосифа из Ватопедского монастыря, у Космы Этолийского, который по свидетельству его современников, и сам обладал даром прозорливости, а наиболее подробно, уже применительно к современным условиям, оно изложено у Паисия Афонского.
Пророчества Космы Этолийского о Турции и Константинополе.
«Красные жилеты изгонят турок из Города».
«Когда услышите, что флот плывет по Средиземному морю, – знайте: вскоре решится константинопольский вопрос». «В Городе прольется столько крови, что в ней сможет плавать трехлетний бычок». «Войска не дойдут до Города и половины пути, когда получат известие, что пришло “желаемое”».
Пророчество Серафима Саровского.
« … Россия сольется в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: "Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское — Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут". И все это, все верно, как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других, Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией...» (Из письма старца Серафима Н.А. Мотовилову,"Литературная учеба", кн. 1., 1991 г., стр. 133).
За все время войн России и Турции вопрос взятия Константинополя поднимался неоднократно. Однако всегда отечественные императоры отказывались от задуманного, хотя и мечтали стать хозяевами города. Источник:https://militaryexp.com/konstantinopol-pochemu-russkie-imperatory-tak-i-ne-zahvatili-byvshuyu-stolitsu-vizantii/
Николай I.
Впервые возможность взять Второй Рим появилась после успешного преодоления Балкан войсками генерала И.И. Дибича в 1829 г. Но император России решил заключить перемирие с османами.
На побережье Босфора планировали доставить 16 000 пехотинцев и 200 казаков с 32 пушками. Армия гарантировала взятие Стамбула. Однако послы и консулы смогли убедить императора, что подобная кампания настроит против страны весь Старый Свет.
Успенский Собор в Москве.
Александр II.
В январе 1878 г., после захвата Плевны и победы над османами у Пловдива, отечественные войска генералов М.Д. Скобелева и И.В. Гурко направились к Константинополю. В последних числах января имперская армия находилась в окрестностях Стамбула. Дать полноценный отпор противнику турки не могли. Тут вмешалась Великобритания, объявившая, что любой ценой помешает России захватить Царьград. На выручку османам отправили эскадру во главе с адмиралом Горнби. Костяк флотилии представляли 6 броненосцев.
И российский император быстро заключил перемирие с османами и через некоторое время позволил изменить его условия общеевропейскому конгрессу. Однако в своих частных письмах и беседах Александр II часто писал и говорил, что необходимо захватить Константинополь. Дальше слов дело так и не продвинулось.
Николай II.
Последний Романов на троне сильнее всех предшественников хотел завладеть Царьградом. Эту мечту он не оставлял в течение всего своего правления. Не исключено, что подобные чаяния стали одной из причин гибели царского режима, поскольку ради Константинополя Россия присоединилась к Антанте.
У Николая II появился предлог для ввода отечественной армии на Балканы. В этот раз даже Великобритания не противилась вмешательству России. Но категорически против было руководство ВМФ, аргументировавшее свою позицию малочисленностью морских войск.
Флот на Черном море, состоящий из 6 броненосцев и множества иных кораблей, возглавлял вице-адмирал Н.В. Копылов. Войском, включавшим 34 000 солдат со 112 артиллерийскими орудиями, командовал генерал-лейтенант В. фон Шток.
Весной 1915 года последний император утвердил директиву о забросе русских войск на побережье Босфора. С этой целью в Одесском военном округе создали 7-ю армию, включавшую 2 корпуса. Ее возглавлял генерал артиллерии В.Н. Никитин. Одновременно британцы десантировались на побережье Дарданелл.
Немного раньше Альбион и Франция заключили с Николаем II тайный договор, согласно которому эти страны не будут оспаривать захват русскими Царьграда. Однако вспыхнула Первая мировая и вместо взятия Константинополя пришлось перекрывать бреши на линии фронта. Когда же в январе 1917 г. Николай II вновь собрался отправить десант, то выяснилось, что он окружен врагами. Через некоторое время в стране начался государственный переворот.
А что сегодня?
Корреспондент «АН» Виктор КРЕСТЬЯНИНОВ пишет: «Решение Реджепа Тайипа Эрдогана превратить собор Святой Софии в мечеть вызвало в мире настоящую бурю. Наверняка сам президент Турции не ожидал столь острой реакции. Видимо, поэтому он как заведённый несколько раз за последние дни повторил одну и ту же незамысловатую фразу: «Мнение других государств не сможет изменить решение Анкары». Мол, плевали мы на всех с высокого минарета и будем делать на своей территории всё, что захотим.
Не остались в стороне от происходящего беспредела даже католики. Сам папа римский Франциск заявил, что он думает о соборе Святой Софии в Стамбуле и очень опечален тем, что его превратили в мечеть. Ранее очень хорошее заявление сделал американский Госдеп. Майкл Помпео призывал власти Турции оставить собор в покое: «США рассматривают изменение статуса собора Святой Софии как умаление наследия этого удивительного сооружения и его непревзойдённой способности служить столь необходимым человечеству связующим звеном различных религиозных традиций и культур, что является такой редкостью в современном мире».
Возмущена и Европа. По мнению греческого министра иностранных дел Никоса Дендиаса, решение Турции является мировой проблемой: «Эрдоган делает всё умышленно. Он отворачивается от международного сообщества и его правил». А в немецком бундестаге в ответ на решение президента Турции призвали прекратить все переговоры с Анкарой о вступлении в ЕС. Депутат от партии ХДС/ХСС Флориан Хан вообще разошёлся не на шутку и потребовал политического ответа на действия Анкары, которые являются «провокацией против общей европейской культуры».
Перечислять подобные заявления можно ещё очень долго. Но даже из этих цитат ясно, что Эрдоган серьёзно ошибся. Международные отношения оказались отброшены буквально в Средние века с царившими тогда религиозными распрями и войнами. Казалось, всё это давно ушло в прошлое и никогда не вернётся. Как написала английская газета Financial Times, «нельзя не отметить, что решение турецкого президента добавило религиозную составляющую в отношения между Анкарой и Москвой и стало поводом для заявлений со стороны российских религиозных лидеров о недопустимости возвращения к временам Средневековья». Вот так всего лишь одним указом турецкий лидер вернул к жизни демонов прошлого. Хорошо понятно, что конфликт будет тлеть очень долго. Турция потеряла в России многих друзей, а её враги получили новые козыри».
Из письма Татьяны Москвиной: «Предлагаю ВЫКУПИТЬ у турецкой стороны собор Святой Софии - навсегда или в виде аренды на 200 лет, не принципиально важно. Прагматичность и здравый расчёт очень даже не чужды туркам, хоть их и смущают время от времени идеологические миражи. Впрочем, и поддержание идеологических миражей стоит немалых денег, не правда ли? В ситуации лютого экономического кризиса Турция вполне может отозваться на данное предложение, решающее все их внутренние экономические проблемы, и назвать свою цену. Сумма, конечно, рискует оказаться огромной, фантастической, космической, однако главное – чтобы она вообще была названа, определена, чтобы переговоры по вопросу пришли к точному и явному результату.
Разумеется, такие переговоры могут идти только на самом высшем уровне. Только один человек – Президент России – вправе взять на себя хлопоты о выкупе Святой Софии, и здесь многое зависит от его воли, ума и дипломатических способностей. Но всё это у него есть. Если облечённый осознавая, что должность его, таким образом, превращается в миссию, Владимир Владимирович Путин возьмётся за дело, шансы успеха этих гипотетических переговоров о выкупе сильно и резко возрастают». https://argumenti-ru.turbopages.org/s/argumenti.ru/economics/2020/07/676681
Ситуация в мире благоприятна для решения вековой проблемы православия. Турция должна России за газ, поставляемый по газопроводу «Турецкий поток», за строительство АЭС, за поставки комплексов С-400. Православные люди, думаю, примут активное участие в сборе средств для ВЫКУПА. Есть и силовые структуры готовые к поддержке, в случае необходимости решения вопроса военным путём. Но, надо начинать с Украины. Даже Китай предлагает совместную оборону с Россией против «партнёров» на Западе, вспомнили приём обороны «спина к спине». Нельзя оставлять Украину противнику.
С уважением, Сизиков Анатолий.