Окусов А. П., Рыбалка Е.А. Культура и имитация культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во «Ростиздат», 2011. — 196 стр.
Представляется, что тема имитационной культуры в теоретических разработках и в практике современной России является актуальной. События последних десятилетий заставили самобытную систему российской культуры всецело переключиться на активное калькулирование чужых, а главное, далеко не дружественных нам культур, авторов которых приходится вежливо именовать «стратегическими партнерами». Тем самым еще больше усугублять и так далеко зашедший процесс обманной и унизительной для нас имитации.
Монография найдет благодарного читателя в лице того, кто интересуется актуальными проблемами решения модернизационных проектов и созданием надежных ресурсов для эффективного ответа на деструктивные вызовы постмодерна.
Центральной проблемой, представленной в книге, является опасно затянувшийся кризис российской культуры. Авторы считают, что имитация, подражание, теоретическое и практическое воспроизведение образцов уже достигнутого результата, безусловно, является процессом и результатом репродуцирующей культуры. Без опыта старого нет нового, и всякое новое во многом является результатом подражание старому.
Однако, имитация имитации рознь. Можно и нужно подражать надежному процессу получения жизненно гарантированного результата. И отказаться от имитации высокотехнологического процесса достижения суррогата, который обладает сомнительными достоинствами рядом с качественным продуктом.
Авторы книги апеллируют к исторически сложившемуся состоянию современной России, пытаясь определить главную причину трагического кризиса общественно-политического устройства супердержавы, когда, кажется, хорошо теоретически обоснованная и практически востребованная общественная инновация обернулась тяжелым поражением.
В реальном историческом времени, переживаемом Россией, нельзя не видеть этих крайностей. Это опасное увлечение подражательством с достижением виртуальных результатов общественно-политической деятельности, оцениваемых с позиций «тенденциологии», т. е. с точки зрения авторитетного политика, который умеет вслед за принятым решением увидеть «позитивную тенденцию» от его осуществления. В то время, как для других это блеф.
Далее идут двусмысленные продукты политологии, где фронезис мягкого внушения заменяет идеологическое насилие. Культурологический декаданс демонстрирует себя предельно заумными терминами и построениями, усложняя и без того запутанные связи смыслов, символов и знаков. В правоведческих текстах стройная и красивая казуистика соперничает с логикой и побивает практическую каузальность.
В итоге, надуманные, привлекательные своей логичной стройностью культурологические символы заслоняют реальную, противоречивую жизнь.
Книгу спрашивать в магазине «Русская книга» (Союз писателей России, Комсомольский пр-т, 13),
т. (499) 246–11–87; russkniga@mail. ru.
Контакт с автором: stava07@rambler. ru