Сообщество «Философия истории» 00:05 7 марта 2023

Кто слышит пролитую кровь

о новом спектакле Театра на досках

Сходили в театр «На досках» на спектакль «Кто слышит пролитую кровь?» Как пояснил пред началом спектакля автор пьесы и режиссёр Сергей Кургинян, он написал её 30 лет назад про видного большевика Леонида Красина.

Судьбу Красина, бесспорно можно отнести к одной из самых ярких – сын полицейского надзирателя из Кургана закончил реальное училище в Тюмени, а затем сумел поступить в Санкт-Петербургский Практический Технологический институт, который и ныне известен как знаменитая «техноложка». Говорят конкурс тогда был чудовищный – сотня на место. Первое инженерное заведение Империи он почти закончил, но диплом не получил, связав свою жизнь с марксистами. Потом была высылка из столицы, служба вольноопределяющимся в военно-технической части в Нижнем Новгороде, затем арест, несколько месяцев в одиночке Таганской тюрьмы и отбытие воинской повинности в пехоте; жизнь в Крыму, участие в строительстве железной дороги в Воронежской губернии в качестве рабочего и десятника. Потом опять арест и ссылка в Иркутск, где он строил Кругобайкальскую железную дорогу на инженерной должности, несмотря на отсутствие диплома. Очевидно, что это самый красивый, самый интересный в инженерном и промышленно-эстетическом отношении участок Транссиба. Чего стоят одни тоннели и виадуки! Затем ему удаётся поступить в Харьковский технологический институт на 3-й курс химического факультета и, в итоге, получить инженерный диплом.

В Баку Красин стоит электростанцию «Электросила», работает в фирме «Сименс». На территории электростанции он организует технически передовую типографию для печати «Искры», организует стачку и конфликтует с Лениным по вопросу контроля над партийной прессой. Потом Красин модернизирует электростанцию в Орехово-Зуеве на производстве Саввы Морозова, возвращается в столицу и возглавляет кабельную сеть в Обществе электрического освещения, а также Боевую техническую группу при ЦК партии. А еще принимает на себя должность партийного начфина. Участвует в событиях 1905 года, организует экспроприации, участвует под началом Камо в организации знаменитой Тифлисской «эксы», потом перерисовывает номера на некоторых банкнотах для обмена и удачно их меняет; уговаривает арестованного Камо к легендарной симуляции сумасшествия. Также Красин участвует в знаменитом съезде большевиков в Лондоне, поддерживает Ленина с планами восстания, участвует в организации кровавого Свеаборгского восстания на Балтике, в котором обе стороны вовсю применяют тяжёлую крепостную и корабельную артиллерию. (Про эти события в 1972 году снят блестящий, а ныне забытый фильм «Свеаборг». Многие могут вспомнить этот фильм по душераздирающей сцене беседы полуобезумевшей матери и приговорённого к расстрелу заговорщика, которого она уговаривает надеть какой-то шарфик, что бы не продуло; заговорщик же с мамой по-бытовому резок, дескать – «не занимайтесь ерундой, мамаша, вы и так назойливы, а я серьезным делом занят»!) Потом Красина опять арестовали, потом выпустили и он эмигрировал в Италию. Потом он опять работает в «Сименсе», да так успешно, что возглавляет Берлинский филиал, затем его шлют в генеральным представителем в Россию, после начала войны филиалы немецкой фирмы национализируют, но он сохраняет должность. Как большевики победили он работает дипломатом - участвует в мирных переговорах с немцами, возвращает от англичан ледокол «Святогор», который теперь «Красин» и стоит как музей на приколе на Васильевском острове. Затем Леонид Красин становится первым наркомом Внешторга, устанавливает принцип монополии внешней торговли, служит полпредом в Париже и Лондоне, нанимает «Пинкертона» искать ценности Империи и находит их на сотни миллиардов. Как умирает Ленин, Красин выступает за мумификацию вождя и сооружение мавзолея. Вскоре умирает сам от сердечной недостаточности и его прах хоронят в некрополе у Кремлевской стены. Жизнь, насыщенная исключительными приключениями и невероятными достижениями!

Сергей Кургинян переработал старый спектакль и добавил к образу инженера и подпольщика Красина черты других революционеров. Идея автора заключается в том, чтобы, с одной стороны, продемонстрировать поистине сверхчеловеческие способности большевиков, с другой стороны, – ответить на вопрос: «Каков источник этих способностей?» Чтобы услышать авторский ответ на этот вопрос, конечно же, лучше посетить сам спектакль.

Впрочем, некий намёк в форме рассуждений на тему себе позволю. Я в своё время ввел в оборот философское понятие: «естественные метафизические потребности», – речь идёт о потребности людей иметь ответы на простые философские вопросы «Из чего все?», «Есть ли жизнь после смерти?», «В чём смысл жизни?», «Конечен ли мир в пространстве и времени?» и т.п. Для большинства людей эти потребности удовлетворяют организованные религии, некоторые предпочитают более «элитарные» мистику и эзотерику, остаётся место и для ценителей абстрактного философского знания. Так вот. Есть мнение, что одной из причин гибели СССР была неспособность партии удовлетворять эти метафизические потребности. Либеральные критики советского периода очень любят педалировать тему, что коммунистическая идеология была организована как религия и мало чем от неё отличалась, но это сходство сугубо формальное. Да, догматика была, но в какой уважающей себя идеологии нет догматики?! Догматика она же, - аксиоматика. Это же звучит менее обидно? Да, ценности, во-многом, были вполне христианские, но Юм и Кант нам показали, что логическая природа этических норм независима от метафизики, – их можно соблюдать и без веры в скрижали, гурий и прочие воздаяния. Это, конечно менее убедительно, но при правильной тоталитарной (в хорошем смысле!) организации труда и жизни тоже вполне работает. А какие еще должны быть ценности и христианской цивилизации, совершившей революцию ради прогресса? Культы личностей и культы павших героев? Так такова природа любого уважающего себя общества, - общество без великих Учителей и павших Героев не имеет ни смысла, ни будущего, его место – на свалке истории. Так что тоже не аргумент общности советской светской идеологии и религии. Ритуалистика у большевиков тоже была, даже с элементами некой иррациональности, но и она во всех обществах есть, в том числе светских.

Одного у большевиков почти не было или было архи-мало ­­– личностной метафизики, тесно связывающей абстрактное учение диалектического и исторического материализма с душой конкретного человека. Метафизический минимализм, заданный ради борьбы с клерикалами, оказался крайне эффективен на время, но сыграл скверную роль в долгосрочной перспективе, - быть формальными атеистами массы оказались вполне способны, а вот быть разумными существами без всякой связи с миром трансцендентного, изначального бытия – нет. Про это и спектакль.

Автор - доктор философских наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ.

1.0x