Вышедший в прокат «Фильм про Алексеева» совсем не конъюнктурный. Мало кому интересны эти Окуджавы и Визборы, и только Лев Натанович Щаранский помянет добрым словом «изгиб гитары жёлтой» в традиционный вечер творческой интеллигенции. Тем забавнее разгоревшиеся баталии вокруг фильма про КСПешника. «Мэтры жанра» упрекали кино за «исторические несоответствия», и с таким чувством, толком, расстановкой рассказывали, что «в КГБ так не вербовали», что им сразу веришь. В принципе, все же и так знают, что волосатые барды - скопище не очень умных людей, постукивавших в контору и делавших карьеру через альковные похождения. Как-то удивительно, что перенос общеизвестного на широкий экран так всполошил «героев позавчерашних дней».
А ведь фильм, в какой-то мере, даже комплиментарный по отношению к самодеятельной песне. Престарелый бард приезжает в Москву, где ему устраивают эфир в честь творческого юбилея. Его песни поют прохожие на улицах, Андрей Макаревич и космонавты на орбите. Ему дарят чудом сохранившийся диск и газеты, в которых героя славословит Бродский. Параллельно рассказывается история про этапы большого пути, превращение инженера-оружейника в гитариста-песенника. Ну, приходится, из-за юношеского душевного порыва докладывать кое-что куда надо. Зато женским вниманием герой не обделён, и фраза «что такое любовь» всё усложняется.
Поначалу кажется, что длинные проходы по интерьерам – слишком большая роскошь, тарковщина сейчас не в почёте, лишний кадр – минус сто тысяч зрителей. Но потом в кадре появляется сам задумчивый Андрей Арсеньевич, и да, всё правильно, так и нужно. Счастливый и довольный Алексеев (фамилия героя, не очень характерная для бардовского движения) едет домой, в Тулу, а декорации, в которых он проводил свой вечер, оказываются муляжём, фейком. Представление устроила поклонница, которой врезалось в память, что «любовь – это когда кровь отдать, а не песенки петь». Вот, устроила «День донора».
И, как утверждают некоторые специалисты, режиссёр «фильма про Алексеева» курощать бардов тоже не собирался; лайт-версия «Тли» Ивана Шевцова получилась помимо воли. «Когда свинью рисуешь у сарая», - все стишки Гликберга читали. Режиссёр не нагонял трэша, не потчевал рассказом, что КСПешек загубили джазисты и рок-певцы, это всё само возникло, в процессе обсуждения в головах бардовских детишек. Им на эстетику плевать, за родственников обидно. Конечно, «Кино про Алексеева» получилось запоздалой реакцией на «Стиляг» и «Дом Солнца», но уж лучше такой ответ, чем никакого.
Жаль, конечно, что в фильме не прозвучала лучшая песня про КСПешек, написанная Олегом Сурковым («Палево») - «А ну давай, поедем к бардам», но нельзя много удовольствия разом. И так, в принципе, неплохо.