Прикладное значение времени существовало всегда. И не только в приложении к истории, как к ненаучной дисциплине, пытающейся выдрессировать паству в нужном политическом ключе. Но даже и в отношении к астрономии, как к «звёздному небу над головой». Не вдаваясь в тонкости учения Канта, несложно заметить, что «звёздное небо» в данном случае служит декларацией отчуждения от суетности бренного мира и присоединения к вечной мудрости «вневременных» доктрин.
Но всякая «вечность» требует своего начала, поэтому точкой отсчёта все выбирают себя. Как, к примеру, французский республиканский календарь, с его декадами и метрической системой в геометрии, революционным часом и прочим прогрессивным маразмом. Впрочем, он был последовательным. Даже в восьмидесятых годах прошлого века французы продолжали теоретически совершенствовать всё более совершенный календарь, хоть уже и без попыток его практического воплощения.
Поэтому есть утилитарный смысл рассмотреть факторы измерения времени, на первый взгляд, малозначащие (хотя и цель данной статьи – не глобальна), но приводящие к определённым общественным изменениям. Они, скорее всего, не являются самодостаточными, но формируют определённый порядок миросозерцания. В конце концов, всем интересно, когда что-то пошло не так в развитии либеральных реформ. И вообще привело к тому, что так сейчас не нравится людям с лицами светлыми, а людишкам тёмным очень даже нормально зашло, дайте две.
Мало кто вспоминает, что тему «либерального империализма» начал развивать не абы кто, а прекрасный Анатолий Борисович, ныне считающимся предателем всего и всех, и что его оттолкнуло при виде сбычи мечт – решительно непонятно. Люди с конспирологическим мышлениям вспоминают речи, доклады аналитиков и фоновые карманные революции, а люди псевдорациональные – обсуждают вопросы экономики с колебаниями цен на нефть с неудачной зелёной повесткой, тогда как на самом деле всё гораздо проще.
Отмена декретного времени.
Для кого этот сдвиг стрелок был придуман? Никакого экономического смысла в нём не было. Социального - тоже. Никто не требовал насилия над циферблатом два раза в год. Тем более абсурдно его существование в стране, где существуют полярная и белая ночи. Даже теоретически ничего не наэкономишь.
Но этот аттракцион - чисто городское (а значит - либеральное) развлечение. Корова не начнёт доиться раньше из-за перевода стрелок, а вот городской дурачок запросто пойдёт на работу по сигналу времяизмерительного прибора. Вспоминаем при этом, что марксизм является высшей стадией либерализма, а также когда у нас это началось.
Вы будете смеяться, но в 17-м году. Прошлого века. При Временном (чувствуете амбивалентную иронию названия?) правительстве, которое своей отчаянной модернизации не смогло пережить. И закончилось то, первое, наваждение вместе с окончанием Гражданской войны. «Так совпало». Бывает. Когда вторая напасть с переводом стрелок случилась? За год до кончины Дорогого Леонида Ильича. При Горби схема ещё усложнилась, будильники было предписано переводить в ночь с субботы на воскресенье, и даже появились приборы, которые выполняли этот функционал автоматически.
(В скобках заметим, что это «цифровое (ну, вы поняли) новаторство» можно было бы назвать первым вторжением Искусственного Интеллекта в жизнь, но на нынешнем фоне заметно и его несовершенство «психологического» воздействия. ИИ сейчас маскируется под «помощника», доброе существо со шпаргалками на экзамене. А те дуболомы в электронных приблудах осуществляли прямое насилие, что несколько раздражало. Впрочем, вопросами гуманитарно-технологического взаимодействия в стране не занимается никто, а размер статьи не предполагает разбега белкой по древу, поэтому скобки закрываются).
Когда это закончилось. вроде, помнят все, но почему-то не соотносят одно с другим. За год до «Болотных протестов» прекратился рваный ритм. И на эти «протесты» выползли не крестьяне, и даже не рабочие, а лица, которым перевод стрелок был чем-то мил. То есть всеми этими фокусами со временем манипуляторы будоражили ультралиберальную городскую прослойку. Им и их агентам (тогда ещё не было приставки –ино) было необходимо насилие над физиологией и здравым смыслом. Такой антропологический типаж, который не совпадает с естественной территорией.
У кого-то может возникнуть вопрос «почему это не сработало в стане геополитических партнёров»? Но тут понятно, что во Франции такой пустяк никак сыграть не мог, там ставили и более масштабные эксперименты. Поклонение «Богине Разума» это вам не лобио кушать. После такого хоть по 12 раз в году стрелки переводи. А, нет, вру, по 10, метрическая система важна, как жизни чёрных. Да и остальная Европа была гораздо более урбанизирована, чем Россия, им это не очень мешало. Хотя…. в Германии тоже был ещё один перевод стрелок. В сороковом году прошлого века. Как-то не очень получился тот эксперимент. Немного наэкономили.
Вот такой несложный, утилитарный алгоритм, применение которого приводит к многоплановым последствиям. Один из многих. Понятно, что дома, на коленке, такое соорудить сложно, но даже простое информирование об этом воздействии – помогает лучше адаптироваться к социальным изменениям и большей чёткости реакций на попытки его применения.