Авторский блог Ольга Суслова 09:59 8 января 2022

Крутое пике Ходынки

комплекс завода "РСК МиГ"- национальное достояние России
3

За последние годы Москва потеряла много архитектурных достопримечательностей. Стерты с лица земли уникальные Олимпийские объекты: бассейн и крытый стадион. Стадион имел безопорное покрытие пролетом 260м при толщине металлической мембраны 4-6 мм. Нам обещали оставить фасад, снесли все под чистую. Теперь на месте стадиона строительная площадка, на которой растет лес колонн, получим какое-то тяжеловесное примитивное здание. Опасность нависла над Курским вокзалом, в нем прекрасно реализована идея преемственности архитектурных решений, старое здание вокзала органично вошло в интерьер нового пространства, и фасадом обращено к платформам. Новая (на 1972 год) часть накрыта элегантной, легкой, тонкостенной (100мм) складчатой конструкцией, которая имеет консольный вынос 12 м. Под предлогом некоторого провиса консоли здание хотят снести. Термин реконструкция, к сожалению, порой стал синонимом слова «ликвидация».

Сейчас мы становимся свидетелями, а возможно соучастниками уничтожения памятника, свидетеля героической истории страны. Это территория завода "РСК МИГ" бывшего завода "Знамя Труда". История нашей авиации, получившая развитие на Ходынке, началась с создания Московского общества воздухоплавателей (МОВ)и завода "Дукс". Завод "Дукс" был образован Ю.А. Меллером в конце XIX века. Меллер был большой энтузиаст в освоении и создании новой техники: велосипедов, автомобилей аэросаней и в конце концов аэропланов. Производство последних было начато на купленной Ю.А.Меллером в 1901 году территории завода в Тверской-Ямской слободе. Необходимость испытывать новые образцы самолетов заставила Меллера искать новые площади рядом с полем, которое могло бы служить аэродромом.

В марте 1910 года по инициативе Н.Е. Жуковского было образовано Московское общество воздухоплавателей, в этом же году обществу был выделен участок на Ходынском поле на месте проведения Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года. На участке был устроен аэродром. В 1911 году при Московском обществе воздухоплавателей на Ходынском поле была открыта первая московская авиашкола.

Инструкторами школы и летчиками испытателями новых машин были известные летчики А.М. Габер-Волынский. Б.И. Россинский, А.В. Квасников, А.М. Черемухин, Е.К. Стоман, А.М. Шатерников, Б.К. Веллинг, М.М. Громов и другие. В августе 1910 года первые самолеты испытывал известный летчик С.И. Уточкин, восхищавший всех своей отчаянной смелостью.

Развитию авиации был дан мощный толчок.

Первый сарай для своего самолета на территории Ходынского поля поставил летчик инструктор авиашколы, а затем летчик испытатель завода "Дукс" Б.И. Россинский. Затем стали проявляться деревянные ангары для других самолетов. 1910-ым годом можно датировать появление четырех деревянных ангаров с откатными воротами арендованных или построенных заводом "Дукс".

В 1910 году завод "Дукс", расположенный на Ходынском поле, стал выпускать, точнее сказать собирать первые отечественные самолеты на основе французского "Фармана". Н.Е. Жуковский консультировал летчиков и специалистов завода.

С 1913 года на заводе был открыт серийный выпуск самолетов, причем только из отечественных деталей и механизмов. Серийная технология требовала удлиненных, хорошо освещенных корпусов. Здание завода "Дукс" с фонарем верхнего света в коньковой части крыши, сохранившееся до наших дней,-первый кирпичный цех серийной сборки самолетов. Есть сведения, что 16 августа 1913 года на заводе в торжественной обстановке заложили второй корпус для постройки самолетов. По всей видимости, из двух корпусов сохранился только один.

В августе 1913 г. П.Н. Нестеров на "Ньюпоре-IV" завода "Дукс" впервые в мире выполнил мёртвую петлю.

После революции 1917 года "Дукс" был национализирован и стал называться "ГАЗ-1", Государственный авиационный завод №1.

В 1917 году уже шла разработка первого отечественного истребителя "Спад". В тяжелые годы гражданской войны на заводе "ГАЗ-1" продолжалось серийное изготовление самолетов.

В 1921 году решением правительства СССР аэродром на Ходынке получил статус Центрального аэродрома.

В 1923 году на заводе было организовано конструкторское бюро под руководством Н.Н. Поликарпова. Первые самолеты разведчики получили обозначение Р-1, затем Р-2. Р-3 и последняя модель Р-5. Испытания новых машин проводили летчики В.П. Чкалов, М.М. Громов, Александр Жуков, Аркадий Екатов. Самолет Р-5 спасал челюскинцев. В 1923 году на заводе был выпущен первый истребитель И-1, его испытания проводил летчик Константин Арцеулов. В 1928 году взлетел первый У-2 конструкции Н.Н. Поликарпова (в народе «Кукурузник»). По решению П.И. Баранова, начальника Военно-воздушных сил РККА на заводе в конце 20-х годов организовано изготовление первых парашютов для спасения летчиков из аварийных самолетов.

С 1923 года в лаборатории завода работал известный талантливый ученый и инженер, автор более 60 моделей самолетов, изобретатель экраноплана, космолета Бартини Роберт Людвигович. Бартини имел научные труды по аэродинамике, философии, космологии.

В 1925 году завод был переименован в завод «ГАЗ-1 им. "Авиахима".

В довоенное время на заводах действовали, так называемые, «шарашки». По общепринятому мнению, в шарашках работали заключенные и осужденные специалисты. Однако есть версия, что работа ценных специалистов в закрытом режиме обеспечивала их безопасность. Ученые, работающие в стратегически важных направлениях, часто становятся мишенями для вражеских разведок. В конце 1920-х годов на территории завода появилось здание предприятия "Промвоздух", затем предприятие получило название "Авиаработник", затем ЦКБ-39 ГПУ им. В.Р.Менжинского, в нем работали Н.Н. Поликарпов, Д.П. Григорович, П.М. Крейсон, С.В. Илюшин, А.С. Яковлев, В.Б. Шавров. Это была шарашка, среди ее сотрудников были и вольнонаемные, и осужденные. В 1930 году в ЦКБ-39 в кратчайшие сроки был сконструирован и прошел испытания новый истребитель ВТ-11 с характеристиками, превосходящими лучшие мировые образцы.

Производство росло и требовало новых цехов и ангаров. В 20-х годах деревянные ангары завода стали заменяться на каменные.Парк-склад состоял уже из трех каменных ангаров, первым на месте деревянного появился ангар, обращенный фасадом к Ходынскому полю. Внешне он был похож на своего деревянного предшественника, но превосходил его параметрами: пролетом, высотой. По всей видимости, все ангары имели одинаковую уникальную конструкци- железобетонные монолитные рамы пролетом около 40 м. Такие рамы остались сегодня только в ангаре №7. Конструкция поражает своей архитектурной пластикой и инженерной смелостью. На сегодняшний день такие монолитные железобетонные рамы сохранились только в подвале здания Северного Страхового общества архитектора И.И. Рерберга. Возможно, Рерберг участвовал в проектировании ангаров завода "ГАЗ-1".

В 1931 году на заводе проведена капитальная реконструкция, целью которой была организация поточного производства самолетов. Появились новые просторные корпуса и ангары. К этому времени относится строительство сборочных цехов, требующих большепролетных конструкций и большой протяженности зданий. Анализ аэросъемок показывает, что первым протяженным цехом был корпус дирижаблестроения с покрытием в виде тонкой железобетонной цилиндрической оболочки. Позже с двух сторон выросли длинные сборочные корпуса. Конструкции этих корпусов не имеют аналогов в мире. Покрытием являются ажурные металлические фермы. Необычно, очень просто, но в то же время остроумно решено освещение, позволяющее иметь естественный свет в глубине здания. Фонари освещения заполняют межферменное пространство.

Летчики завода продолжали испытания самолетов, иногда совершая невозможное.

21 ноября 1935 года летчик Владимир Коккинаки штатный испытатель завода на И-15В (высотном) установил мировой рекорд высоты, поднявшись на высоту 14575 метров. Для облегчения веса горючее было заправлено только для подъема, вниз летчик планировал на самолете. Всего Владимиру Коккинаки принадлежало 22 мировых рекордов в авиации. Увы, и трагедий на аэродроме было немало.

15 декабря 1938 года с аэродрома Центрального отправился в последний полет В.П. Чкалов.

В 1939 году на основании разработанного ОКБ Поликарпова самолета И-200 был создан первый "МиГ" (сокращение по фамилиям конструкторов Артема Микояна и Михаила Гуревича).

В военное время завод продолжал выпуск самолетов И-1, И-2, И-3, И-15, И-153 "Чайка", Р-1, Р-5, МиГ-3. В октябре 1941 руководство завода получило приказ Государственного комитета обороны об эвакуации оборудования завода в город Куйбышев.

После войны заводом, получившим в 1950 году название "Знамя труда", руководил П.А. Воронин. Линейка самолетов "МиГ" получила свое дальнейшее развитие от "МиГ-19" до "МиГ-29".

К послевоенным постройкам относится уникальный образец промышленной архитектуры гигантский корпус "Монолит" — это удивительная композиция из нескольких цехов, позволявшая обеспечить замкнутый цикл производства. Уникальны все конструкции корпуса, включая огромные ворота откатные на одном фасаде и складчатые гармошкой на другом фасаде. Территория завода при П.А. Воронине превратилась в парк с аллеями фруктовых деревьев и скульптурами, прославляющими героический труд работников завода, красноармейцев, ушедших с завода на фронт, скульптурами Ленина, наркома авиации П.И. Баранова и др.

Завод «РСК "МиГ" — это историко-технический мемориальный комплекс с выдающимися архитектурными произведениями.

К сожалению, мы не узнаем архитекторов, которые проектировали здания завода. Безусловно это были талантливые специалисты. Архитектура корпусов такая же легкая и изобретательная как та техника, которую выпускал завод, она передает энергичность и увлеченность коллектива общим научно-техническим подъемом. На территории представлена вся хронология архитектурных стилей XX века от модерна, конструктивизма, сталинского ампира до технологичных сборных зданий позднего советского времени. После войны территория завода была закрыта и шедевры промышленной архитектуры были скрыты от москвичей. Когда производство было выведено из цехов завода, над корпусами нависла угроза уничтожения. В некоторых из них разрушения произведены вандалами. Так в цеху серебряной обработки с легкими элегантными железобетонными сегментными фермами (инженерный почерк похож на А.Ф. Лолейта) пробиты наружные стены. В цехах предприятия еще можно увидеть уникальное оборудование, в лаборатории находятся ценные станки и приборы.

На территории завода чудом сохранилось здание водокачки 1871 года, входившей в систему водоснабжения первого московского водопровода.

Комплекс завода "РСК МиГ"- национальное достояние России.

Но судьба корпусов, свидетелей взлетов отечественной науки, техники, инженерного искусства в опасности. В ноябре 2021г. заводская территория площадью 57 га выставлена на торги. Торги были назначены на 22 декабря 2021 г. Отмена торгов оптимизма не добавляет, похоже на временную перестановку фигур в шахматной партии, победитель, в которой заранее известен. Территорию приобретает Москва, для каких целей, пока не совсем понятно. Тем временем на завод прибыли отряды рабочих демонтажников (очень популярная в наше время специальность, созидателей все меньше). Людей, болеющих за судьбу комплекса, не мало, но их попытки спасти завод пока тщетны. По инициативе АО "Авиапром" создана рабочая группа по разработке проекта "Национального музея воздухоплавания и авиации РФ". Проект поддержали некоторые министерства и ведомства, найден инвестор готовый вложиться в создание музея. Но инвестор, к сожалению, имеет свои коммерческие интересы, в которые не входит цель сохранения всех корпусов завода. Пока окончательное решение о будущем завода не принято на высоком уровне, корпус "Монолит" уже подготовлен к демонтажу. Москва рискует потерять уникальный комплекс, который мог стать музейной и научно-технической территорией, рассказывающей о героической истории отечественной авиации. Район "Динамо" стал бы еще более привлекательным для туристов и москвичей. Городская ткань должна быть функционально и архитектурно сложной, громады жилых корпусов и так уже порядком затенили и загромоздили территорию бывшего Ходынского поля. История "РСК "МиГ" — это не только история завода — это часть истории большой страны, это обнадеживающий пример мощного научно-технического рывка. Будем надеяться на здравый смысл.

Может мы еще споем: «Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки потом», а не наоборот?

двойной клик - редактировать изображение

Использованы материалы сайтов:

http://www.airaces.ru/stati/zavod-duks-yuriya-mellera-proizvodstvo-avtomobilejj-velosipedov-i-samoljotov.html

https://aviaforum.ru/threads/centralnyj-aehrodrom-na-xodynke.36242/page-3

http://www.airaces.ru/stati/obuchenie-russkikh-ljotchikov-vo-vremya-pervojj-mirovojj-vojjny-moskovskijj-uchebnyjj-centr-vozdushnogo-boya.html

http://xn--80aafy5bs.xn--p1ai/aviamuseum/aviatory/letchiki/rossijskaya-imperiya-2/gaber-vlynskij-adam-mechislavovich/

https://aviator.guru/blog/43791741891/Hodyinka---pervyiy-aerodrom-Moskvyi

Также использованы материалы Центрального Музея Корпорации «РСК «МиГ», директор Чармадова Г.А.

Комментарии Написать свой комментарий
8 января 2022 в 11:31

Очередной крик души, сердца и всей советско-человеческой сущности! "Сами Взорвали Корейца, нами потоплен Варяг"(((

8 января 2022 в 14:14

Заводы АВИАЦИОННЫЕ и заводы СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ это НАСТОЯЩИЕ ХРАМЫ ВЕЛИКОЙ СОВЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Да, жизнь наша современная, спокойная и в общем-то, комфортная Но при любом стечении обстоятельств, легендарное и героическое прошлое, оставляет нам шанс на прорыв в прекрасное и светлое будущее.
С уважением!

9 января 2022 в 00:41

Да, были великие КоМиКи. Нет, видимо теперь таких.

1.0x