Сообщество «Философия истории» 00:10 28 марта 2022

Кромешная тьма и метаисторическое Солнце

противоречивость исторической России грозит разрешиться мета-исторической победой

Виталий Аверьянов, знаменитый философ и бард, заместитель председателя Изборского клуба, представил свой новый клип "Апофатическая Русь". В основу его положено одноимённое стихотворение, написанное автором ещё в 2001 году. Показательно, что это был год юбилейный. Речь идёт о трагическом юбилее распада Союза Советских Социалистических Республик (CCCР), который произошёл в декабре 1991 года. И клип вышел в 2021 году, когда имеет место уже тридцатилетие крушения великой державы. Все эти совпадения в высшей мере символичны.

1. Временный триумф тьмы

Крах СССР стал не просто геополитической, но и онтологической катастрофой. Произошёл распад той реальности, которую часто принято называть «Исторической Россией». Здесь имеется ввиду некое единое пространство, которое создавалось на протяжение многих веков. Оно было целостной реальностью, которое символизировало единство и целостность нашей реальности, находящейся в Раю. После же великой метакосмической катастрофы известной как Грехопадение реальность выпала из Рая, утратив свою целостность.

Выдающийся русский богослова епископ Василий (Родзянко) в своей книге "Теория распада Вселенной и Вера Отцов" считал эта катастрофа и есть тот самый «Большой Взрыв», о котором говориться в академической науке: «Произошло то, что не могло не произойти в сложившихся обстоятельствах, то, что современные космологи гипотетически полагают «великим взрывом»... Вместо вселенской гармонии – летящие во все стороны «осколки»: люди на бренной земле, звезды – во всю необъятную ширь земного неба. И не будь Промысла Божия, обратного процесса восстановления гармонии Личной Жертвой Сына Божия, Премудрости и Слова Его, сгореть бы всему в огненном аду, символом которого является разбушевавшаяся энергия «мира сего».

Показательно, что именно этот Взрыв считается началом нашей вселенной. А Римско-католическая церковь официально объявила его творением. Надо отметить, что в этом и заключается важнейшее (и, пожалуй, самое важное) свойство западного мышления - фрагментарность. Из него, собственно, и возникают такие социальные явления как индивидуализм и атомизация. То есть, налицо некая цивилизация осколков, упорно перемалывающая целостность и бытийственность, которые всё ещё поддерживаются в мире. Причём, всё это маскируется как некое собирание. В этом плане могучие западные империи представляли собой не столько целостность, сколько совокупность осколков. Западные империи (Великобритания, Франция) были, в отличие от империи Российской, дискретными образованиями, разбросанные по всей планете. И распад этих прошёл для жителей метрополий почти безболезненно – в отличие от распада СССР, который до сих пор является нашей незаживающей раной.

В настоящий же момент процесс западного «собирания осколков» находится в новой фазе тотальной глобализации. Транснациональные гиперэлиты ставят своей целью ликвидацию государств и стирание наций – в пользу всемирного квазигосударства (пародии на реальность, находящуюся в Раю). Более того, на повестке дня уже «отмена» человека, на которой настаивают адепты трансгуманизма. Осколки размывают бытие, превращая нашу реальность в тьму. В результате утверждается тот мир, который как поёт Виталий Аверьянов, «злом залит». Это – «бездна», это «страшный сон», «когда кругом ты уязвлен, в одной с чертями ступе едешь». Свет бытия поглощается «кромешной тьмой слепого мира».

Однако, в мире есть и реалии, которые противостоят этой тьме. Они, к слову сказать, тоже тьма, но только высшая. Эти реалии темные потому, что незримы, превосходя нашн обыденное чувственное восприятие и его рациональное осмысление. В первую очередь, это относиться к непознаваемости сущности Бога, диалектическим образом сочетающейся с познаваемостью её нетварных энергий, равночестно исходящих от трёх Ипостасей. В данном плане свт. Григорий Палама считал нужным определять Бога следующим образом: «Это тьма, превысшая света». И действия Божественного можно узреть даже и нынешней «слепой тьме».

«Прерваться может страшный сон.

И ты узнаешь и узреешь,

Как в бесконечной высоте

Христос венчает нашу бездну.

Он протянул свой взор к тебе. –

Упал на землю пот небесный»

Я ошибиться не боюсь:

Стоит живая между нами

Апофатическая Русь,

Как бы невидимое знамя».

2. «Ты и могучая, ты и бессильная»

В конце прошлого века «Историческая Россия» подошла к краю исторической пропасти. Более того, состоялось её предельное онтологическое истощение. Однако, последний шаг так и не был сделан. Россия продолжает демонстрировать свою онтологическую слабость, но она сочетается и с её могуществом. Собственно, такое сосуществование имело место всегда, только соотношение было разным. В 1990-е годы, после распада Державы слабые стороны усилились настолько, что взаимодействие противоречивостей стало предельно очевидным. И эта противоречивость выражена в песне:

«Как за соломину

Держусь за Родину,

Держусь из гордости

В своей упёртости

За немохнатую,

За небогатую –

За блажь молитв ее,

Юродство битв ее,

За грязь снегов ее,

За газ стихов ее,

За нефть былин ее,

За яд друзей ее!..

Как за соломину

Держусь за Родину,

Держусь из прихоти,

Из чистой похоти –

За титьку бед ее,

Тщету побед ее,

За блажь молитв ее,

Юродство битв ее,

За скверну язв ее,

За тлен мощей ее,

Позор икон ее,

Да блеф святынь ее!».

В тьме, охватившей мир, находится некая метаисторическая реальность,, которая противостоит мировому распаду и поддерживает саму бытийность. И таковой реальностью у Виталия Аверьянова является Апофатическая Русь.

«Но чем ты можешь быть велик

В нужде на водку да лекарства?

Ты – неотмирный фронтовик,

В тебе свернулось наше царство.

И знаешь ты, что отзвенит

Сей век как балаган дешевый.

Но мир, который злом залит,

Роднится с красотой суровой.

Горит священная хоругвь.

Мы черным пламенем палимы,

Апофатическая Русь

В кромешной тьме слепого мира».

3. «Этот День Победы»

Есть яркий пример того, как "Апофатическая Русь" перевела одну из негативных энергий в светлый позитив. Речь идёт, как это ни покажется странным и даже кощунственным о пресловутом советском атеизме, который был преобразован в гражданский культ Победы. В своё время выдающийся русский мыслитель и писатель Владимир Карпец обратил внимание на его особый характер, отличающий указанное явление от западных аналогов: «На самом деле советский - именно советский, то есть, в конечном счете Русский - атеизм был апофатическим богословием Святой Руси. В отличие от европейского - иронично-равнодушного (даже у коммунистов), но, чаще всего, оставляющего «богу» место на случай, если «он» его оставляет, прежде всего для «принципа наслаждения». До чего это дошло в Европе сегодня, напоминать излишне. Советское апофатическое житие – это "Как закалялась сталь", советское апофатическое богословие - "Земля" Довженко - «наша чёрная земля», на которой пляшут». ("Победа и Империя")

Безусловно, такая трактовка вовсе не оправдывает многих (очень часто действительно – ужасных) эксцессов антирелигиозного движения. Как представляется, тут имеет место быть некая горячая вера во что-то незримое, часто представлявшееся как «родная земля», взятая в какой-то мистической совокупности.

Также безусловно, что с точки зрения традиционализма, это некая «низшая» форма, отличная от «классического» устремления к Небу, к солнечно-героическим реалиям мира Традиции. И какого-то будущего, сам по себе, апофатический атеизм не имел. Однако, именно на его почве и возник советский Культ Победы, ставший своего рода гражданской «религией». «Апофатическая Русь» перевела «тёмный» атеистический негатив в позитив солнечной мистериальной героики. И, что самое показательно, данная религия не исчезла в постсоветский период. Напротив, во многом она усилилась – ярчайшим примером чего является "Бессмертный полк". И здесь уже видна прямая апелляция к сакральному (бессмертие), которое вытекает из самоотверженности и героизма. Показательно и то, что «развитие» данной героической «религии» Победы совпадает с дальнейшим укреплением Православия.

В этой оптике просто необходимо «коснуться Дня Победы. Это действительно культовая, мистериальная Дата, которая ментально противостоит антиимперской, прогрессистской инверсии. У Нации должен быть такой День. В атомизированном и недавно униженном (1991) сообществе таковой датой, естественно, является 9 мая 1945 года.

Другого Дня попросту нет. Любая другая дата просто не вызывает такого отклика у Нации.

Августовская революция претендовала на то, чтобы стать такой вот осевой Датой. Но уже в 1992 году на эту дату собирались очень немногие. ("Живое кольцо".) Это было совсем «не то», а сейчас и того нет. На 3-4 октября собирается намного (мягко говоря) больше, но это день Скорби по поводу павших - и по поводу поражения.

Победа 1945 года – это то, что собирает Нацию. Это то, что действительно, находит отклик у большинства. И подростки реально, в массовом порядке, носят Георгиевскую ленту. Поэтому, все разговоры о забвении – «ни о чём». Просто надо логически и сверх-логически признать, что День Победы – осевая Дата.

Тут два важнейших фактора. Первый – мы реально взяли Реванш за поражение от Тевтона. А поражение было, причём - не военное, мы, кстати, в 1917 году, наступали. Разговор должен идти о поражении политическом, которое было, во многом, обеспечено закулисной подрывной деятельностью западных плутократий, не желающих нашей Победы, но желающих использовать нас в своих геополитических интересах. А тут мы выходим на второй фактор. Революция была именно тем тараном, который, во многом, и отнял у нас ту – Победу. Сталинские победоносные – «погонные» - войска были символом контр-революционного (но не реакционного) Реванша над троцкистско-ленинской инверсией, которая, вообще, пыталась похоронить Русь:«Чтобы в мире без россий и латвий – жить в едином человечьем общежитье». (В. Маяковский).

Поэтому 9 мая будет жить в сердцах русских людей – ещё много-много лет. Другое дело, что нужно всячески «привязывать» эту дату к теме Второй Отечественной войне 1914-1918 годов, которая незаслуженно забыта.

4. Непобедимое Русское Солнце

Но тут надо подниматься и на сверхисторический уровень, особое внимание уделяя Победе - как таковой, как мистическому, полярному и солнечному Феномену.

Кстати, очень символично. 9 мая - День Весны, это ещё взлёт Солнца, его движение к Славе, это Солнце Непобедимое. (Как его назвали бы некоторые адепты древнейших учений. Не будем придерживаться их метафизических заблуждений, но обратим внимание на их метафизические прозрения.)

А вот 22 июня - время, когда Солнце готово к падению, к нисхождению в мрачные глубины Смерти, в лабиринты космического Ужаса, в юдоль метафизической Скорби. Тогда и уместнее Скорбь. Но тем и светла, тем велика, тем славна Победа, что она преодолевает это мрачное нисхождение. Мрак растопляется лучами Непобедимого Солнца. Христос - Солнце Правды, Царь Славы - побеждает ад, в который он снизошёл как Воин-Освободитель. И души освобожденных праведников устремляются оттуда к Славе.

Потому так и близок, по времени, Майский День Победы - к Пасхе. В этом и глубинный, метафизический смысл Майского Праздника - это День-Победы-Как-Таковой, День Славы. Понятно, что в «проекции» на Россию - это День Нашей Победы и День Нашей Славы.

Сама Победа (а, следовательно, и её «религия») – есть нечто предельно солнечное. Победа является подобно Солнцу, выходящему из ночи и из тучи. Она одновременно преодолевает низшую тьму и являет сакральные реалии тьмы низшей. И в данном плане наша история также отличается сложным переплетением разных начал. Сие отчётливо видно на примере Декабря, для которого характерна сильнейшая метаисторическая противоречива. Да, это позорный сговор 1991 года. Но это и мощный натиск 5 декабря 1941 года, когда нордические дивизии с Востока (многие из Сибири) обрушились на псевдо-нордические орды гитлеровцев, близкие, скорее, к .плутократической («греко-римской») инверсии изначальной гиперборейской Традиции.

Солнце катилось к исчерпанию Годового цикла, но оно готовилось и возродиться - из Подмосковных снегов, вырваться к свету полярной Победы. Характерно, что «великий арийский вождь» не сумел предугадать мистериальный вызов Норда, одев своих солдат в какие-то серенькие «шинельки» и «кепочки». Но под Москвой эти серые орды были смяты русскими дивизиями, одетые в белые полушубки. И, по мистериальной мощи. это было сопоставимо с затоплением полчищ псов-рыцарей, павших под растопляющим действием непобедимого Русского Солнца.

Солнце взойдёт и из той тьмы, в которую оно запало в декабре. Противоречивость исторической России грозит разрешиться мета-исторической победой, имеющей огромное и даже решающее значение для всей мировой онтологии. Именно об этом и поёт Виталий Аверьянов:

«И день придёт, он недалек –

Займется всюду наша песня.

И на короткий малый срок

Мир содрогнется и воскреснет.

Сей мир боится наших грез,

Трепещет перед нами, бренный,

Когда в раскатах черных гроз

Кати́тся мир иной, безбрежный.

Свобода черная, звеня,

Играет в смирной нашей воле

В объятьях белого огня,

В пресветлом света ореоле».

P.S. Не так давно автор этих строк написал рецензию на клип Виталия Аверьянова "Победишь!", в котором поднималась схожая тематика. См. "Незримый исток грядущей Победы".

Илл. Иван Вакуров "Победа".

1.0x