Авторский блог Письма в Редакцию 21:36 7 декабря 2022

Красота и традиция

Письмо ювелиров

Ювелирную отрасль штормит. Штормит уже несколько последних лет. Финмониторинг, который переложило государство со служб безопасности на плечи ювелиров, маркировка на не протестированной и не отвечающей ГОСТу платформе и, наконец, ОСН (общая система налогообложения) взамен УСН (упрощенная система налогообложения), не считая иных ограничений НДС. За что провинилась отрасль, которая представляет полный спектр: от предметов искусства до массмаркета, отрасль, являющаяся реально действующей творческой индустрией?

Ювелирная отрасль России с давних времён является настоящим национальным достоянием и носителем традиционных и национальных ценностей своей страны, о сохранении которых говорит президент России В.В. Путин. Система украшений в традиционном обществе тесно связана с костюмом и является частью костюмного комплекса — весомой деталью народной, светской и религиозной культуры любого этноса; хранителем памяти, значимым культурным маркером.

Ныне роль российской ювелирной отрасли нивелирована. В ней власти видят "нефть", "роскошь", не понимая, что труд настоящего ювелира — это не конвейер. Особенностью современной ювелирной отрасли является приоритет небольших ювелирных фирм и авторских творческих мастерских — малых предприятий в формате ИП (индивидуальных предпринимателей) и самозанятых. Они являются базисом индустрии, формируя её "лицо", тенденции и перспективы, в том числе на мировом уровне.

Именно современные маленькие креативные ювелирные фирмы и творческие мастерские являются преемниками русских ювелиров, создателей всемирно признанного "Русского стиля" конца XIX — начала XX века, таких, как Карл Фаберже, Игнатий Сазиков, Павел Овчинников и других. Многие современные художники-авторы получили мировую известность и признание — стали лауреатами престижных международных конкурсов и являются творческим "лицом" России. Ювелиры за последние 30 лет выстроили отрасль в новых постсоветских условиях, восстановили все традиционные исторические техники и технологии, даже превзошли гремящие славой ювелирные фирмы имперской России. Ювелирное дело стоит на стыке производства и искусства: являясь истинно творческой индустрией, это в то же время очень сложный и высокотехнологичный труд с применением ручной работы, а иногда и полностью ручной.

Высокую культурную значимость ювелирных изделий продемонстрировал недавний всероссийский конкурс, который провёл ГОХРАН России, подчеркнув высокую художественность ювелирной отрасли. Необходимо отметить: такие единичные ювелирные изделия и мелкосерийные коллекции невозможно создавать в условиях конвейера крупных предприятий и без учёта личности художника-творца. Российские ювелиры являются обладателями Гран-при многих международных конкурсов. Их авторские изделия находятся в крупнейших коллекциях мира.

Ювелирная отрасль — практически единственная в России, которая всегда отражала и хранила национальные традиции, культурные ценности многонационального народа; через свои изделия воспитывала любовь к семье, своей стране, патриотизм, уважение друг к другу, поддерживая историческую память, что и воплощается в художественной ценности лучших образцов настоящих ювелирных изделий. Отрасль сохранила свои предприятия на территории России, полностью выполнила программу по импортозамещению. И если на бирке ювелирного изделия написано "Сделано в России", то так оно и есть — это произведено в нашей стране, в отличие от многих иных товаров.

Президент РФ В.В. Путин многократно обращал внимание на "необходимость создания условий для роста экономики", на важность создания более щадящих условий для развития бизнеса, а не ущемления его. Но по отношению к ювелирной отрасли происходит всё наоборот: система взаимодействия власти с ювелирными компаниями не выстроена, она даёт сбои. Малые предприятия не в состоянии самостоятельно вести бизнес, который контролируют новые законодательные инициативы, ведь для ведения отчётности требуются рабочие единицы. В данном случае три: для отчёта по финмониторингу, для отчёта по НДС, для маркировки изделий. А если художник работает один, в лучшем случае — втроём-впятером? Например, таким образом убивается абсолютно вся янтарная отрасль с несколькими тысячами "ювелирных малышей".

В настоящее время внутри отрасли создана неравная конкуренция промышленного, массового и художественного производств. Сложилась ситуация, когда в угоду крупным монополистам и их мнению о том, что "предприятия отрасли должны быть в одинаковых конкурентных условиях", страдает вся отрасль. На одни весы ставят массовую многотиражную продукцию из драгоценных материалов и камней и ювелирные изделия с авторской, высокохудожественной ценностью, с применением ручного труда, трудозатраты на создание которых несравнимо выше, чем на изделия в условиях большого промышленного конвейера. В результате такого положения закрываются малые и средние предприятия (за последние три года — более 50%), а также художественные и творческие мастерские, многие из которых являются гордостью России. Это более 17 тысяч мелких и средних предприятий, что, по самым скромным подсчётам, приводит к увольнению не менее 500 тысяч работников, а с учётом семей — около 2 млн. человек остаётся без средств к существованию, что может увеличить протестные настроения, в том числе среди молодёжи.

Представители общественных организаций ювелирной отрасли России отправили немало писем в адрес чиновников администрации президента России, правительства, в адрес депутатов Думы с просьбами обратить внимание на проблемы ювелирной отрасли. Но проблемы не решаются, а только усугубляются. А ведь пути их решения есть.

Ювелирное сообщество предлагает:

1. Дать поручение соответствующим министерствам и ведомствам, курирующим ювелирную отрасль, изучить вопрос и рассмотреть возможность изменения законодательства в пользу малого и среднего бизнеса и творческих мастерских в ювелирной отрасли и проработки статуса отрасли как творческой индустрии.

2. Принимать решение по МСП (малым и средним предприятиям) и творческим мастерским ювелирной отрасли только с участием её представителей — делегатов — от всех отраслевых общественных организаций и объединений разных сегментов: малые предприятия, средние предприятия, художники и дизайнеры. Внутри отрасли есть активные и талантливые управленцы, обладающие государственническим мышлением, а также представители экспертного сообщества, которые в силу своих профессиональных возможностей могут проработать вопросы и оценить уровень художественного качества изделий.

3. Внести дополнения в закон об отмене упрощённых налоговых режимов для МСП: в то время, когда в других отраслях отменяют НДС, в ювелирной отрасли его вменяют завуалированно под другой закон, касающийся физических лиц. Малые и средние предприятия в отрасли составляют более 80% от числа всех предприятий. В выпуске продукции их доля достигает 40%, а в розничных продажах превышает 70.

Отмена упрощённого режима ставит перед этими предприятиями вопрос выживания. Отрасль оказалась в экономических тисках: с одной стороны, санкции Запада, которые привели к более чем двукратному росту стоимости сырья, с другой — наши чиновники, зачастую не до конца просчитывающие экономическую составляющую ювелирного предприятия и не понимающие внутренних условий отрасли и специфики работы её участников. Всё это ставит под угрозу работу малых и средних предприятий, когда они становятся нерентабельными и закрываются. Малые и средние предприятия для своего выживания будут вынуждены поднять отпускные цены минимально на 20% — ставку НДС при ОСН, а то и выше.

4. Отменить предусмотренную Постановлением Правительства (№270 от 26.02.2021 г.) физическую маркировку изделий. Для МСП это — огромные финансовые расходы и трудозатраты, поскольку требуются дополнительные людские ресурсы, возникают проблемы с недоработанным программным обеспечением.

5. Вернуть статус "художника", "творческого работника" ювелирам и дизайнерам, которые создают единичные уникальные произведения искусства с использованием драгоценных металлов и драгоценных камней, на создание которых могут уходить месяцы и даже годы. Просим к художникам, являющимся творческо-экспериментальной единицей, двигающим развитие ювелирной отрасли, применять упрощённый режим осуществления деятельности, в том числе дать возможность заниматься как "самозанятым" с соответственным законодательным обеспечением.

6. Считаем своевременным начать подготовку закона "О культуре", в котором статус "художника", "творческого работника", "мастера (творческого наставника) — ученика" и другие важные аспекты креативных отраслей найдут своё отражение.

7. Определить ювелирную отрасль как одну из отраслей творческих индустрий. Ведь она не просто производит продукт, а является маркером взаимодействия культур многонационального народа России, позволяет подтверждать сохранение идентичности этносов даже спустя столетия, является мощным нематериальным активом, формирующим мировоззренческую общность, культурный код.

Миссия ювелирной отрасли ради будущих поколений огромна. Так может быть, стоит заглянуть в будущее? Что останется там?

Марина КУДРИНА,

президент Ассоциации "Национальные ювелирные бренды России"

Мария КРУГЛОВА,

президент МОО "Союз кузнецов" России,

руководитель творческого объединения "Художественный металл" общероссийской общественной организации

"Творческий союз художников России";

почётный деятель искусств г. Москвы

1.0x