Сегодня, вместе с нашим Первомаем, мы отмечаем столетие со дня рождения знаменитого символа советской власти, ставшего впоследствии эмблемой международного левого движения. Речь идет о скрещенном серпе и молоте.
Этот знак, ставший культовым, не был экспортирован в Россию из прогрессивной Европы. Хотя молот как эмблема рабочего класса прочно утвердился там еще в позапрошлом веке. Различные пролетарские протестные и профсоюзные движения активно использовали молоток на своих плакатах и знаменах.
Однако «серп и молот» - это чисто русское изобретение. Как всякое гениальное открытие – символ этот появился не в результате «интеллектуального выпаривания» каких-нибудь мудрецов из геральдической комиссии. Мудрецы, конечно, были - но уже потом, при утверждении данного изображения в качестве элемента государственного герба РСФСР… А в начале это было чистой воды озарение товарища художника.
Дело было так: в самом конце апреля 1918 года в Москве – в молодой столице молодой республики (переезд правительства из Петрограда состоялся 12 марта 1918 года) – готовились к праздничным мероприятиям, посвященным новому государственному празднику - Дню международной солидарности трудящихся. В праздничном оформлении города участвовали молодые московские художники.
Среди них был будущий мастодонт социалистического реализма, академик живописи, народный художник СССР Сергей Герасимов. Вот, что он написал на закате своих дней:
«Мы разостлали на полу мастерской кумачовое полотнище. Стали углем на длинных шпильках чертить рисунки. Стоявший рядом со мной Евгений Камзолкин сказал: «А что, если попробовать такую эмблему – пожалуй, будет советской?». При этом стал чертить серп, говоря, что это будет означать крестьянство, а внутри – молот: это будет рабочий класс. «Ведь, пожалуй, подойдет»- сказал он. Мы согласились».
О, купеческий сын Камзолкин, слава тебе! В июле 1918 Всероссийский съезд Советов утвердил этот символ как государственный.
«Конечно, эту эмблему я рассматривал только как украшение первомайского праздника 1918 года. И у меня и в мыслях не было, что впоследствии она войдет в наш государственный герб и обойдет весь мир как символ народов мирного труда», - вот что говорил наш герой.
Всю жизнь Камзолкин прожил в подмосковном Пушкине, работая в Замоскворецком театре художником-декоратором. В партии не состоял. Своим открытием не кичился.
Был скромным русским человеком, дарившим друзьям на Пасху не расписные яйца, а живописные пейзажи родного Подмосковья.
Его символ облетел весь мир, обошел все континенты земли. Сверкал среди грохота сражений, мерцал в облаках, проплывал среди искрящихся бескрайних льдов, расцветал в джунглях, вращался на околоземной орбите в открытом космосе.
Этот символ, выброшенный на помойку в 1991 году отечественными нуворишами, по сей день является частью партийно-государственной символики коммунистического Китая.
Занятно, что герб города Пушкино до начала 2000-х годов сохранял изображение серпа и молота. Потом эту эмблему убрали. Сейчас там колокольня и колокол.
А между тем… Серп и молот отчетливо напоминают крест и полумесяц. И это не про союз православия и ислама, как можно подумать. Месяц в исламской символике появился после 1453 года, когда крест со Святой Софии в Константинополе был спилен, а остался лишь полумесяц – символ царской власти, так называемая - цата. Это древний мистический символ Восточного Рима, перекочевавший на Русь. Древние наши храмы увенчивались крестом, опирающимся на месячный серп. Цата на Руси - символ великокняжеского достоинства. Ее, например, можно видеть на груди киевского князя Ярослава среди миниатюр в «Царственном летописце».
Таковы наши достижения. Таковы наши архетипы.
С Праздником, товарищи!