Авторский блог Владимир Винников 00:00 7 мая 2015

Космические грабли

Почему в перечне российских космических аварий последних пяти уже лет "экспортные" коммерческие запуски, на которые приходится более 75% стартов, не значатся вообще? Почему для иностранцев всё работает "как часы", а для наших "полезных грузов" — через пень-колоду? Там что, работают другие люди, с другой технологической дисциплиной? Понятно, что нет. Или "слепой случай" всё время выпадает на "российские" пуски? Ну, посчитайте вероятность. Тогда в чем дело? Может, "сотрудничество в сфере космоса" с американскими партнерами у весьма конкретной и влиятельной группы лиц в отечественной космонавтике всё-таки вышло за границы допустимого?

С подачи одного своего доброго знакомого, свыше сорока лет проработавшего в отечественной космонавтике, веду список российских космических аварий. Список вроде бы небольшой, но чем дальше — тем всё более показательный.

5 декабря 2010 года — после успешного запуска ракеты-носителя "Протон-М" разгонный блок с тремя спутниками "Глонасс-М" стоимостью 2 млрд. рублей выведен на нерасчетную орбиту и затоплен в Тихом океане.

18 августа 2011 года — "Протон-М" не сумел вывести на орбиту "Экспресс-АМ4", первый российский спутник, построенный за рубежом, стоимостью в 200 млн. долл.

24 августа 2011 года — из-за проблем с двигателем ракеты-носителя "Союз-У" впервые за 30 лет эксплуатации не вышел на расчетную орбиту "космический грузовик" "Прогресс М-12М", предназначенный для Международной космической станции (МКС).

23 декабря 2011 года — из-за сбоя в работе двух двигателей третьей ступени ракеты-носителя "Союз 2.1б" потерян спутник связи "двойного назначения" "Меридиан".

8 декабря 2012 года — геостационарный телекоммуникационный спутник "Ямал-402", изготовленный во Франции по заказу ОАО "Газпром космические системы", не удалось штатно вывести на геопереходную орбиту, поскольку разгонный блок "Бриз-М" отработал на четыре минуты меньше положенного времени.

1 июля 2013 года — буквально "в прямом эфире", под специально заготовленную фразу "Что-то пошло не так…", потерпел аварию "Протон-М" с тремя спутниками "Глонасс-М" стоимостью 4,4 млрд. рублей.

16 мая 2014 года — авария ракеты-носителя "Протон-М" с российским космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р", стоимостью более 8 млрд. рублей.

28 апреля 2015 года — грузовой корабль "Прогресс М-27М" с грузами для Международной космической станции (МКС) стоимостью 2 млрд. рублей выведен ракетой-носителем "Союз-2.1а" на орбиту "с неправильной траекторией". Причина ошибки остаётся неизвестной, скорректировать параметры полёта не удалось, 9 мая 2015 года корабль должен сгореть в плотных слоях атмосферы. Точное время и место пока неизвестно. Но если это произойдет над Москвой в день военного парада на Красной площади, посвященного 70-летию Победы, — никакого праздничного салюта может и не понадобиться.

Академик Российской академии космонавтики имени Циолковского (РАКЦ), главный редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Маринин выдвинул свою версию происшедшего: мол, при "отстреле" "Прогресса" от ракеты произошло его соударение со ступенью. "Видимо, какое-то "кривое" отделение было. Как такое могло получиться, я не знаю, но повредился и корабль, и ступень, и образовалась куча обломков. Первопричину надо искать в третьей ступени ракеты", — заявил он.

Глава Роскосмоса Игорь Комаров заявил: "Пуск и полет ракеты космического назначения проходил в штатном режиме, однако за полторы секунды до расчетного времени отделения корабля от третьей ступени зафиксировано пропадание телеметрической информации. При этом впоследствии было установлено, что отделение транспортного грузового корабля прошло своевременно", однако после этого были зафиксированы отказы ряда систем и агрегатов. Предположительной причиной аварии названо некое "несоответствие в циклограммах" ракеты-носителя и самого "космического грузовика".

Государственная комиссия по расследованию причин аварии создана и работает, итоги будут оглашены после 13 мая, "никаких кадровых решений до завершения работы комиссии принято не будет".

А задастся ли эта комиссия, как и все предыдущие, простым и очевидным вопросом: почему в перечне российских космических аварий последних пяти уже лет "экспортные" коммерческие запуски, на которые приходится более 75% стартов, не значатся вообще? Почему для иностранцев всё работает "как часы", а для наших "полезных грузов" — через пень-колоду? Там что, работают другие люди, с другой технологической дисциплиной? Понятно, что нет. Или "слепой случай" всё время выпадает на "российские" пуски? Ну, посчитайте вероятность. Тогда в чем дело? Может, "сотрудничество в сфере космоса" с американскими партнерами у весьма конкретной и влиятельной группы лиц в отечественной космонавтике всё-таки вышло за границы допустимого?

Наверное, вы спросите: а как же нынешний запуск — он ведь предназначался для МКС, а не для России? Ответ простой. Как сообщило ИТАР-ТАСС, "по американским данным, космонавты перейдут на резервные продукты с 5 июля, а всего запасы рассчитаны до 18 августа. Однако с учетом грузов, доставленных в апреле кораблем Dragon SpaceX CRS-6, продуктов хватит до 5 сентября". То есть теперь лучше и безопаснее перевести МКС на американское снабжение.

К тому же, катастрофа "Прогресса" поставила под вопрос и намеченный было на 26 мая полёт к МКС японского космонавта Кимия Юи.

Приведу цитату из уже упомянутого мной в самом начале этой статьи специалиста: "Мне уже надоело быть Кассандрой, которую великие могучие герои-троянцы и слушать не хотят, с её дурными пророчествами. Мне уже надоело тыкать пальцем в то обстоятельство, что американцы хотят полностью вытеснить нашу страну с мирового рынка космических запусков, а сделать это можно лишь одним путём — уничтожив производство российских ракет-носителей на химическом топливе. А это — не только "Протоны" с "Союзами" и разгонный блок "Бриз-М", но и МБР "Синева", которая, при равных возможностях с американской МБР "Трайдент-2", в полтора раза легче этой МБР. И если Джон Рокфеллер, создавая "Стандарт Ойл", попросту подрывал нефтепроводы своих конкурентов, то, вы думаете, у NASA — какая-то иная "бизнес-этика", а наработанные еще с начала 70-х годов контакты с отечественной "космической мафией" они для достижения поставленной цели не используют и даже не пытаются?"

К сожалению, ответить "нет" на этот вопрос с каждой новой аварией становится всё труднее и труднее.

5 декабря 2024
12 декабря 2024
19 декабря 2024
1.0x