Правду всегда гонят из дому, как сторожевую собаку, а лесть лежит в комнате и воняет, как левретка.
Уильям Шекспир «Король Лир»
Ну вот и дождались. Дошла, доползла цветастая разукрашенная барышня до моей родной Белоруссии, хлопая в ладоши, размахивая бело-красными флагами и букетами цветов, словно ряженая с чужого праздника чужой жизни. Перекати полем она блуждает по странам и континентам, обещая перемены, по которым постоянно тоскует душа обывателя, ибо лишь ожидание перемен и неизвестный будущий результат придаёт смысл его жизни. И сердца требуют, требуют, требуют их, чтобы на новом этапе со слезами на глазах вспоминать о старом, особенно, когда время начинает напоминать об итоге жизни, и мысли отбрасывают нас в те моменты, когда деревья были большими, а мы были молодыми.
Но это будет потом, а сейчас пока праздник жизни, эйфория, печеньки с чаем из самовара, услужливо предложенные невесть кем для ублажения толпы. И иллюзия единения: «Мы сейчас едины как никогда!». И как хорошо поставленный спектакль, с прологом, кульминацией и неизбежной развязкой он затягивает в себя неокрепшую душу, не отягощённую критической мыслительной деятельностью. Да и вряд ли она возможна, – эта самая критическая деятельность ума среди гама массовки, ничуть не способствующему внутренней сосредоточенности и холодному анализу. Незаметно, ближе к кульминации вбрасываются сюжеты, приводящие к выплёскиванию адреналина, поднимающие с глубины души «праведный гнев», чтобы в конце второго акта привести к жажде крови и мщения. И когда жертвоприношение осуществлено, иррациональная радость охватывает бесов, замутивших эту вакханалию с криками Вау! и хлопанием в ладоши. Не думаю, что в Беларуси будет доведён до крайности этот сценарий, – не тот темперамент, не тот менталитет, но общая канва будет соблюдена, – в этом можно не сомневаться.
Сценарий, уже потрепавшийся на других сценических площадках, стал возможен по причинам, давным-давно описанным в религиозных писаниях и запечатлённых в религиозных преданиях. Падение человечества в материю неизбежно ведёт ко всё большему привязыванию к этой иллюзии, появлению зависти, вожделения, и страха её потери. Этим как раз и пользуются те, кто хочет пробраться в мир яви из мира инферно. Формулы, используемые этим миром для осуществления своих целей, примитивны и банальны. Одним на левое ухо он нашёптывает: «бери всё, что можешь утащить, ведь живём один раз», а другим: «смотри, он нахапал себе, а ты живёшь в нищете». Жадность и зависть – вот основные движущие силы этого беспорядочного движения смены формаций. Но не эта причина стала главной в Беларуси. Главная причина – скучность сюжетной линии, предложенной режиссёром. И как на скучном сеансе люди начали зевать и искать способ уйти со спектакля, – вместо классической советской драмы им захотелось триллера и ужастиков. Так уж устроен человек, – для жизни на Земле нужен интерес – основной элемент, привязывающий к Terre. И появление на горизонте симпатичной, понятной для любой домохозяйки, женщины, заявившей о президентских амбициях, вызвало надежду, что вот именно это тот спектакль, по которому истосковалась душа белоруса. Тем более, что режиссёр допустил критические ошибки в сюжете и показал свой страх перед неопределённостью. Он решил неопределённость в сценарии исправить, вычеркнув из пьесы понятие «выборы». Но не знал он, а точнее, за годы, проведённые на этом посту, забыл, что Сценарист в душу каждого человека заложил программный код, называемый Справедливостью. Нужно, правда, оговориться, – не всем людям был заложен этот код, а только человекам, потому что не все люди есть человеки.
Нарушив сюжетную линию, режиссёр допустил самую, пожалуй, страшную ошибку в своей жизни. Декорации, которые он создавал на протяжении долгих лет, начали рушиться на глазах. Режиссёр вспомнил, что он сильный правитель, а сильный правитель должен в любых ситуациях демонстрировать силу. И он её продемонстрировал. Но ум, оставшийся без разума, не смог понять, что физическая сила без духовной и без мудрости может принести больше вреда, чем пользы. Его необоснованная жестокость лишь усугубила ситуацию, которая и без этого была крайне тяжёлой.
И белорусский король Лир, столько вложивший в создание последнего социального государства на территории бывшего Союза, своими же руками это государство и разрушил. И остался без страны, без народа и без Правды. Вот такая трагедия была поставлена режиссёром против его же воли. И на сцену вышел другой режиссёр…
А у народа появился новый сюжет и пробудился интерес...
Николай Диковицкий.