Александр КУШНИР. Кормильцев. Космос как воспоминание. — М.: РИПОЛ классик, 2017. — 256 с.
Обретя книгу, я стал её читать, едва зайдя в метро. Вскрыл плёнку ещё на эскалаторе. Пожалуй, это детское нетерпение — лучший аргумент за книгу. Я знал, что будет интересно, и не ошибся в своих ожиданиях. Хотя, казалось бы, биография поэта, переводчика, издателя Ильи Кормильцева мне хорошо известна. "Наутилусом" я насытился в отрочестве, за "Ультра. Культурой" следил с самого основания, но далеко не всё котировал. И непосредственно с Кормильцевым регулярно пересекался в 2002—2006 годах. Дважды делал интервью, и каждым был очень доволен. В последний раз общался на юбилейном вечере В.Г. Бондаренко в ЦДЛ в феврале 2006 года. Илья пил водку и заметил, что быстро похудел на 8 килограммов, отказавшись от пива, картошки и хлеба. Увы, видимо, причины этого были уже в другом. Через год он покинул сей подлунный мир. В сентябре 2019-го Кормильцеву исполнилось бы шестьдесят.
«Как возможно описать ураган? Громадная энергия, резонёрство и при этом дикая манера говорить. Бесконечные словоизвержения, но аргументированные», — хорошо передал колорит Кормильцева коллега по уральскому рок-клубу.
Он мог быть больше и интереснее, чем его же тексты. Но это проблема касается очень многих: порой сам язык накладывает ограничения на максимальное высказывание.
Даже пул скептиков-отрицателей Кормильцева представлен очень яркими людьми. Пустое место в качестве мишени они бы точно не выбрали.
Кормильцев был мастером мрачного слова и едкого комментария, однако за этим стояла не реактивная обида наблюдателя, но, скорее, взгляд антропологического пессимиста. Порой люди такого типа отстраняются от общества, однако Кормильцев выдающимся образом проявлял себя как катализатор и организатор.
Не то чтобы интересно, как Кормильцев интерпретировал бы последние годы, — весьма вероятно, что его позиция была бы совсем не близка. Важно, что это был "актор", игрок. Кормильцев не банализируется, не вписывается в стандартные схемы. И если бы не мучительный уход из жизни, то легко представляю, что от усталой идеи о преподавании на старости лет в небольшом английском университете вскоре не осталось бы и следа, и мы стали бы свидетелями новых трансформаций.
"Космос как воспоминание" — выдающийся труд. Более ста эксклюзивных интервью — с родственниками, сотрудниками и соратниками. Масса информации, богатейший иллюстративный материал. Множество интересных и даже неожиданных историй. Кушнир, без сомнения, человек со своими представлениями и взглядами, славен тем, что не устраивает сеансов "объяснения", не спрямляет, не цензурирует, как, увы, зачастую поступают иные биографы. Поэтому и книги его живы гораздо больше, нежели сезон выхода.
По дизайну книга наверняка намеренно напоминает другое исследование Кушнира "Сергей Курёхин. Безумная механика русского рока". Кормильцев и Курёхин в чём-то похожи — и не только эрудицией и энергетикой. Они сотрудничали с самыми "топовыми группами" советского рока, отчасти легитимируя то движение в глазах иной, более взыскательной аудитории. Оба взаимодействовали с радикальным полюсом российской политики. И Курёхин, и Кормильцев по-своему ставили под сомнение и пытались перепонять реальность.
Сложно обойтись без читательского "потребительства": точно бы не отказался от продолжения этой условной серии, хотя найти таких значительных героев будет непросто.
-
Виктор
13 марта 2019 в 14:39Стекленев
Чо там кто пишет? Было время, была ЖИЗНЬ. Были Бриллиантовые доргоги. И всЁЁЁЁ!
Потому что Илюха дал нам ЫСЧО "Скованнных одной цепью" и "Аллена Делона", котрый не пьет одеколон... Пара десятков песен - поколение счастья... Он на пару лет меня старше: фиг ли не хватало пожить? Ясен пень, засунули пацана в аглицкие клиники, само то для скрипалей... Убили, суки, Поэта!
-
Виктор
13 марта 2019 в 14:56Стекленев
Чот уш кудыт заплутал. Странные есть темы, так понял, ты музыкой повязан. Скинь, ес чо, в мою почту адрес, есть чо сказать-написать без публики: viktor.steklenev61@yandex.ru Эт как у меня в далекой Находке: Une autre fenêtre est cassée, et comment savoir pourquoi...
-
Андрей
14 марта 2019 в 13:15Смирнов
Да в личку здесь пишите
-
Сергей
13 марта 2019 в 15:35Ужакин
Название смущает. Есть такой фильм инородца А. Учителя, этакий плевок в нашу космическую историю. Достойную конкуренцию ему составил лишь другой инородец А. Герман - джуниор с его "Бумажным солдатом.
Интересно, мем -"Космос как...", кто у кого позаимствовал?
-
Vladimir
13 марта 2019 в 17:09Barakhnin
Г-н Ужакин бдит все "плевки инородцев".
Так как же А.Учитель "плюнул в нашу космическую историю"? Изобразил конструкторов бездарями, а космонавтов - пьяницами или что-то в этом роде?
"Конец 1950-х. Спутник уже запущен, а первый космонавт ещё нет. Герои фильма живут в портовом городе на Кольском полуострове, недалеко от границы с Норвегией.
«Конёк» (Коньков, главный персонаж картины — Евгений Миронов) всегда хотел стать кем-то, кто может принести человечеству пользу. Он работал поваром, любил официантку и перемещался по городу на велосипеде, но при этом свято верил в своё и общее великое будущее.
Скоро в его вялотекущем существовании появился таинственный человек с чуждым и необычным именем Герман (Евгений Цыганов). Чтобы объяснить своё странное поведение, Герман рассказывает Коньку, что по всей стране происходит тайный отбор особенных людей, которых потом соберут в Кустанае и отправят в космос. Однажды Герман соблазняет женщину Конька — Лару (Ирина Пегова). Конёк недолго унывает и переключается на её сестру Римму (Елена Лядова). Герман вскоре осуществляет свой план — добраться вплавь до норвежской плавбазы и пропадает в Баренцевом море.
Конёк решает поступить в институт, чтобы стать дипломатом, и отправляется с Риммой в Москву. По пути в вагоне поезда он встретил улыбчивого и застенчивого молодого офицера Юрия с вечно развязывающимся правым шнурком. В финале фильма выясняется, что это был Юрий Гагарин, а Конёк — тот самый восторженный человек из кадров кинохроники, сумевший пробиться к кортежу и вручить первому космонавту букет" (с) Вики
-
Андрей
13 марта 2019 в 19:42Смирнов
У Учителя "Космос как предчувствие". Насколько понимаю, идея названия от стихотворения Всеволода Емелина "Космос как воспоминание"
Книжечки беленькие, книжечки красненькие
В детстве стояли на полочке,
«Библиотека современной фантастики»…
Все угробили, сволочи.
-
Vladimir
14 марта 2019 в 05:50Barakhnin
Гм, практически всю советскую фантастику, равно как и современную российскую, равно как и зарубежную, можно прочитать в интернете.
А для любителей бумажных версий «Библиотеку современной фантастики» можно приобрести в интернет-букинистах по смешной цене - от 50 р. за книгу.
https://clck.ru/FMBCa
-
Андрей
14 марта 2019 в 13:14Смирнов
Ну у Емелина плач не по серии "БСФ", разумеется)))
...Вырасту, ждал, отобью Низу Крит
У Эрга Ноoра.
Вырос. Вокруг наркомания, СПИД,
Да эти, которые…
Выучусь, в детстве мечтал, на прогрессора,
Служить буду доном Руматой.
Вырос. Вокруг сплошь бычье в Мерседесах,
И все ругаются матом.
В Руматы меня не брали,
Иди, говорят, не треба.
В результате, во всю в Арканаре
Жирует орел наш дон Рэба...
-
Vladimir
13 марта 2019 в 17:30Barakhnin
"Гейдар Джемаль заявил, что перед смертью Кормильцев принял ислам.[16] Первые несколько дней друзья и родственники отрицали это. Они заявили лишь, что Кормильцев был похоронен в саване, лицом к Мекке[17]. Факт принятия Кормильцевым ислама в интервью Regnum и Джемалю подтвердил близко знавший его русский мусульманин Александр (Искандер)[18][19]" (с) Вики
-
Андрей
13 марта 2019 в 19:35Смирнов
В книге всё есть
-
Арина
14 марта 2019 в 16:10Черкасова
Я думаю, что Сергей Курехин перерос сознанием свое время. Он видел и понимал много дальше. Поэтому и жить ему дальше в его физической форме не было смысла...