Второй тур. Поехали
По результатам голосования первого тура , могу сказать лишь, что от этого жюри никто и не ожидал приличий.
Странным, непонятным образом победивший во времена полного коррупционного упадка и дискредитации конкурса Трифонов, совершенно не случайно играл на открытии фестиваля в этот раз. Это было очень символично. Его не хотят, как пенсионную реформу, с ним невозможно мириться ни по каким параметрам, но его пропихивают во все мыслимые и немыслимые концерты и фестивально-гастрольные программы, как "любимую песню Валянки" из бородатого советского анекдота про pадиопередачу и товарищей.
Вульгарный, истерически- прерывистый подход как к общей форме произведений, как к целостной (которая у некоторых прошедших во второй тур пианистов даже не проглядывалась), так и к отдельным предложениям и фразам внутри опусов, где любая начатая музыкальная мысль не заканчивалась логично, а всякий раз прерывалась в том месте, где предполагалась завершающая логическая точка, (будь то Бах или Бетховен, Чайковский или Лист)..., наверное, для членов жюри является более предпочтительным, чем подход с завершённостью мысли и целостностью форм, вместе с прозрачностью и ясностью всей фактуры, соблюдением метрических норм хотя бы в рамках элементарных приличий и сквозным развитием.
Все мы разные и все в чём-то талантливы. Однако, не каждый из нас может достичь профессиональных вершин, как не каждый играющий на фортепиано может дойти до конкурса Чайковского. Но раз уж дошёл, здорово было бы показать произведения сложные и недоступные другим, рядовым пианистам, по техническому и музыкальному уровню. Понятно, что простые и удобные произведения играть куда как надёжнее и проще. Так и происходило во многих случаях в прошедшие три дня. Большинство выбрало простенькое. И не прогадало, как видим. Ведь на конкурсе по правилам допускаются программы разного уровня сложности.
Тем не менее похвалы тем, кто отлично справился с комфортными программами, не кажутся честными. В них есть непредвзятый подход лишь отчасти, а по большей части - простая невыдержанность излишне эмоциональных непрофессионалов. Мао Фудзито даже не дали доиграть "Думку" взорвавшимися до последней завершающей и очень важной октавы криками браво,- бедняга вздрогнул, испугался и чуть было не заплакал. Буквально. И если полифонию и сонату он играл на улыбке, изображая Солнце, как и положено японцу, то после "Думки" уже не улыбался, ждал выстрела из-за угла, наверное.
Фудзито блестяще отыграл свою программу уровня сегодняшнего пятого класса московской ЦМШ. Технически сложным в его программе был лишь фа минорный этюд Листа. Хотя и "крабиков" молодежь сегодня лихо гоняет, не теряя в проникновенности мелодии. Прекрасно, но чем тогда заслуживший такие овации конкурсант с такой программой отличается от этих наших учащихся музыкальных спецшкол. Они сегодня показывают невероятный уровень зрелости в раннем возрасте, их звук совершенен, а технические возможности опережают время, они выхватывают свою индиго-мудрость из коллективного бессознательного, не иначе.
Копачевский, опытный концертирующий музыкант, тоже подошёл к выбору произведений прагматично и сверхрационально. Но сыграл программу с большим количеством неровностей и неточностей, начиная прямо с Баха, что жаль, конечно, потому что на предконкурсном концерте он играл Баха идеально. Если и был в выбранной им программе сложный этюд Шопена до мажор, то мы в нём, кроме баса и педали, ничего не услышали. Между тем, любой пианист знает, что этот этюд - на четкость, на отчётливую проговариваемость каждой из нот правой руки в заданном темпе, при всех акцентированных составляющих редких мелодических ходов. Мне трудно представить, что это неизвестно Овчинникову и Мацуеву. О пианистах других стран я здесь даже не говорю.
Игра Андрея Гугнина , очень милого молодого человека, каким-то чудом прошедшего во второй тур, вызвала много сомнений. Я даже не говорю о целых пропущенных кусках текста в "Дикой охоте", когда его занесло не туда и,через какое-то время, он спохватился и вынужден был выруливать, продолжая отрабатывать лицом. О чём он в это время думал вместо музыки, неизвестно. Ну конечно волновался. Не спорю. Все волновались. Его главная проблема была не в звуке, что очень обидно, она была в неровных темпах в Бахе и Бетховене, с замедлениями и, ничем не оправданными, ускорениями почти в каждых двух тактах.. Да, киксовали и теряли нотки в первом туре все. Или почти все. За исключением Шишкина, который лишь пару раз на сотую доли секунды задержался в пассаже, что, возможно, никто и не заметил.
Я не имею ничего против любых конкурсантов. Они все молодцы, в любом случае. Но я за логику жюри. И за честность жюри. И за честное отношение конкурсантов к музыке вместо хлопотания лицом. А музыку показали в первом туре очень немногие. И двое из них не прошли.
Да, Александр Малофеев и Антон Яшкин молоды. Да, темпы у Малофеева порой были слишком быстры, неоправданно быстры. Но он сохранил цельность и вся фактура была чётко выигранной, ясной. И слушать его было интересно, отвлечься не представлялось возможным, он захватил зал, как и Антон. Яшкин большой молодец. Он большой сам по себе, большой талант и большой молодец. Очень талантливый, очень работоспособный и цельный. И кажется, совершенно чист душой. Глубок и скурпулёзен в подходе к тем сложным произведениям, которые выбрал. Я говорю не только о Бахе и "Аппасионате". Этюд Шопена был изыскан и лёгок, а Мазепа был сыгран так, что я видела и слышала удары плёток, бегущих по пыльной дороге лошадей, слышала Марию, Мазепу..
С другой стороны...
изначально было непонятно, как на конкурсе оказались некоторые очень слабые исполнители и не прошли интересные и безусловно талантливые.
Во второй тур не прошли Антон Яшкин и Александр Малофеев. Мне также жаль, что не прошёл петербуржец Арсений Мун и канадец китайского происхождения Ян и Ке. Он показался мне много интереснее, чем американец Беннет или француз Канторов. (Нужно тут отметить, что американская Сара - просто огонь. К ней никаких претензий, хотя с трактовками я могу и не соглашаться и соната могла быть полегче и попрозрачнее. Но Всё было убедительно).
Ещё раз, возможно я сейчас говорю лишнее и излишне жёстко по отношению к тем, кто прошёл дальше, наверное, я тоже не вполне справедлива в этом. И прошу прощения за это у музыкантов. Не хотела бы, чтобы кто-нибудь из них увидел этот текст до окончания конкурса. Под впечатлением от ночного решения жюри. Я не обвиняю тех конкурсантв, о которых написала выше. Как они мыслят в музыке, и есть ли вообще в их игре музыкальная мысль, а не только бесконечные остановки и размазывание фраз, как у курсисток в подростковом возрасте,- это их выбор.
Так или иначе, ОТСУТСТВИЕ НЕПРЕДВЗЯТОСТИ У ЧЛЕНОВ ЖЮРИ. -- не только сегодняшняя проблема. Так было и так будет.
Этот текст адресован тем, кто волнуется о музыке, а не о тех пианистах, которых обязательно кто-то поддерживает в жюри. Когда в жюри сидит педагог прекрасного пианиста, я даже не возражаю. Но если отличного конкурсанта убирают потому, что пройти дальше должен чей-то ученик - я против. А вы? А как вы думаете, чьи интересы представляет Барри Дуглас в нынешней системе голосования? Кто заказывал всю эту музыку? И совсем не праздный вопрос,- почему больше нет синхронного перевода на русский, а так-осколки языка от журналистки по желанию говорящего из её наушника. У нас больше нет государства Россия? Это уже не наш конкурс? Он принадлежит каким-то другим конкретным дяденькам?
Удивительно даже, что Шишкина и Мельникова во второй тур пропустили. Можно было сразу выдать первую премию Генюшене,- толерантна, Я/МЫ, опять же, любит радужный Лондон, приветлива, ну и педалью отлично пользоваться умеет. А уже лишь потому, что в конкурсе и девушка -- героиня.
Всем прошедшим во второй тур пожелаем удачных выступлений.
Каждому предоставлена возможность сыграть полноценный концерт.