Отмечаемая 1 июля 2016 года 95-я годовщина Компартии Китая позволяет ещё раз оценить её роль как в новейшей истории страны, так и в глобальном измерении. Образованная в 1921 году, КПК с самого начала своей деятельности стала заметной силой на китайской политической арене. Неоценим вклад партии в организацию Общенационального единого фронта борьбы против японской агрессии в 30-е годы и предотвращение капитуляции Китая, которой добивалась часть высших лидеров правившей партии Гоминьдан. Решительная борьба за объединение страны в ходе гражданской войны (1946-1949) предотвратила раскол Китая по образцу Германии, Кореи и Вьетнама, позволила сохранить все национальные территории, за исключением Тайваня, Гонконга и Макао.
После победы в гражданской войне и образования КНР в 1949 году Компартия Китая обеспечила стране первый за целые сто лет период мира. Быстрыми темпами восстанавливалось народное хозяйство, развивались неизвестные до тех пор отрасли промышленности, науки и техники, расцветали культура и искусство. Важное значение при этом имело всестороннее содействие КПСС, которую Мао Цзэдун и другие лидеры КПК рассматривали не только как идейного союзника, но и как единственно-возможный в тех условиях источник материальной помощи. Создание военно-политического союза СССР и КНР (1950) и успехи китайских добровольцев в Корейской войне (1950-1953) предотвратили агрессию США, включая нанесение ядерных ударов по промышленным центрам Китая. "Потеря Китая" рассматривалась в Вашингтоне как крупнейшая геополитическая катастрофа. Она вызвала "охоту на ведьм" в самих США и подготовку к реваншу с помощью антикоммунистических режимов на Тайване, в Корее, Японии и Вьетнаме, а также создание военного блока СЕАТО. Советский "ядерный зонтик" и во время двух серьёзных кризисов в Тайваньском проливе (1954-55 и 1958) помешал реализации планов "переиграть" поражение в Китае и вернуть к власти режим Чан Кайши.
Успехи в гражданской войне и послевоенном восстановлении, достигнутые при масштабной советской помощи, подтолкнули руководство КПК к поискам собственной модели развития на новом этапе. Период проб и ошибок занял почти два десятилетия и обошёлся партии и стране весьма дорого. Старания некоторых членов партийного руководства не допустить рискованного эксперимента или хотя бы смягчить его последствия не увенчались успехом. Попытка резкого ускорения промышленного и сельскохозяйственного развития под лозунгом "большого скачка", начатая в 1958 году, привела на самом деле к "большому откату", принесла неисчислимые бедствия народу и вызвала многомиллионные (около 40 млн. чел.) жертвы. Для нейтрализации критических настроений в партии и народе в 1966 году была начата следующая политическая кампания под названием "великая пролетарская культурная революция". Продолжавшееся целых 10 лет бедствие затронуло около 100 миллионов людей, стоило жизни примерно 1.8 миллиона из них. Ошибки руководства во главе с Мао Цзэдуном изолировали Китай на международной арене, поставили страну на грань ядерной войны с СССР, затормозили экономическое и социальное развитие, открыли перспективу распада единого государства на военно-экономические регионы.
На траекторию устойчивого развития удалось выйти только в конце 70-х годов под руководством ветеранов Компартии, которых объединил вернувшийся из ссылки Дэн Сяопин. За годы опалы он обдумал причины удач и несчастий Китая, разработал концепцию "социализма с китайской спецификой", которая оказалась востребованной после ликвидации "банды четырёх" во главе с вдовой Мао Цзэдуна Цзян Цин. Доработанная и внедрённая в жизнь с помощью партийных руководителей старшего поколения (Е Цзяньин, Чэнь Юнь, Ли Сяньнянь, Си Чжунсюнь и др.), эта концепция позволила соединить плановую экономику советского образца с рыночными принципами стран Запада, а также с традиционными китайскими воззрениями о приоритете крестьянского труда. Дэн Сяопин использовал опыт советского НЭПа, наработки сходных по конфуцианской цивилизации Тайваня и Сингапура. Партийное руководство отбросило изоляционизм и провозгласило "политику реформ и открытости", которая дала Китаю новые капиталы и технологии, открыла перед китайскими товарами мировые рынки. "Золотым ключиком" при этом стал тот же приём, который применил Мао Цзэдун в отношениях со Сталиным — в обмен на предоставление преференций Западу были предложены услуги в противостоянии с его главным противником, на сей раз — Советским Союзом. Сталин распахнул настежь ворота советской помощи (содействие в строительстве 156 только крупных предприятий, 1400 проектов заводов, 24000 комплектов научно-технической документации, ядерные и ракетные технологии) после того, как Мао Цзэдун продемонстрировал искренность заявлений о ненависти к империалистам, послав миллионы солдат на Корейскую войну (1950-1953). Дэн Сяопин доказал долгосрочный характер перехода на сторону Запада, решив "преподать урок" Вьетнаму в 1979 году.
Разработанная новым руководством КПК стратегия развития основывалась на анализе реальной ситуации в стране и мире. Она позволила раскрепостить созидательную энергию китайской нации, заложила основы "социализма с китайской спецификой" и создала уникальную экономическую систему сосуществования и даже партнёрства крупной государственной собственности с частным средним и малым предпринимательством. Новый курс вывел Китай на мировые рынки товаров и технологий, а также ограничил внешнеполитическую активность ради накопления сил для последующего рывка вперёд. Всё это обеспечило по-настоящему "большой скачок" Китая к возрождению. В течение трёх десятилетий страна удивляла весь мир темпами роста экономики и заслужила титул "мастерской мира". В глазах даже китайских антикоммунистов и людей, разочаровавшихся в КПК из-за провалов 60-70-х годов, партия доказала право на "Мандат Неба", способность повести нацию по пути возрождения и развития.
Китайская "перестройка", которая не состоялась
За три десятилетия следования путем Дэн Сяопина партия не раз сталкивалась с текущими трудностями и масштабными кризисами, самым серьёзным из которых стали события весны 1989 года, которые закончились на площади Тяньаньмэнь. Диспропорции в развитии города и деревни, коррупция и непотизм вызвали стихийный, на первый взгляд, протест студенческой и рабочей молодёжи Пекина, Шанхая и других крупных центров. Роль закулисных организаторов сыграла часть партийной элиты, увлёкшаяся идеями горбачевской "перестройки" и решившая поставить на первое место политические реформы, вопреки требованию Дэн Сяопина концентрировать всё внимание на экономике. Выступления молодёжи на главной площади Пекина вряд ли случайно совпали с визитом в КНР Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва. Тяньаньмэньский кризис был столь же опасен для судьбы правящей в Китае Коммунистической партии, как и "заговор ГКЧП" для КПСС. Однако их последствия оказались совершенно разными — Дэн Сяопин проявил лучшие качества революционеров-основателей КПК и решительно пресёк бунт, а не стал прятаться за спины других руководителей. "Архитектор китайских реформ" понимал непопулярность жёстких мер и принял на себя ответственность, вскоре окончательно отойдя от дел. Имиджевые потери понесла вся КПК. Но единство партии и страны удалось сохранить, надвигавшийся хаос масштаба "культурной революции" был предотвращён. Достигнутые дорогой ценой спокойствие и порядок уже скоро дали небывалые темпы развития экономики — свыше 10% роста ВВП в 90-е годы!
Дав волю частной инициативе сначала в деревне, а затем в городе, Компартия сохранила в своих руках важнейшие рычаги управления страной и экономикой. Коммунисты придерживались знаменитого лозунга Мао Цзэдуна "Винтовка рождает власть", прочно контролируя армию, полицию и службы безопасности. Сама партия с её разветвлённой системой центральных, провинциальных и местных организаций сохранила роль несущей конструкции, обеспечивавшей устойчивость стране с миллиардным населением. Партийные организации, с одной стороны, быстро доводили до народа решения Центра, а с другой обеспечивали обратную связь. В руках государства остались также экономические рычаги — система общенационального планирования, контроль над банковской системой и государственными "естественными монополиями", которые и сегодня дают около половины ВВП. Не вмешиваясь в текущие хозяйственные дела, партия время от времени использовала механизмы регулирования для корректировки стратегии, облекая управленческие решения в материалы пленумов и съездов, но практически не затрагивая спроектированный Дэн Сяопином основной механизм управления. Партия устраняла "узкие места", перераспределяла доходы в пользу отстающих регионов, вела точечную борьбу с коррупцией.
Китайские "тучные годы" сильно укрепили популярность КПК в народе, вступить в партию стремились даже бизнесмены, ещё не так давно служившие "живыми мишенями классовой борьбы". Ради превращения КПК из объединения крестьян и рабочих в общенациональную политическую организацию партийные теоретики изобрели концепцию "трёх соответствий". Национальная буржуазия потянулась в партию, в некоторых случаях владелец завода становился секретарем парторганизации. Ещё одна теоретическая новация называлась "концепцией научно обоснованного развития" и способствовала привлечению к разработке партийных решений научной, технической и творческой интеллигенции, престиж и материальное положение которой сильно возросли в "нулевые" годы. Коммунистическая партия вобрала в себя политическую, интеллектуальную, творческую, предпринимательскую элиты, став 80-миллионным авангардом самой большой нации мира.
Очередным вызовом для КПК стали тревожные экономические явления на рубеже первого и второго десятилетия нынешнего века. На фоне мирового финансового кризиса чётче проявлялись недостатки исправно действовавшего почти три десятилетия механизма. Это отражалось в неуклонном падении темпов роста ВВП, ухудшении экологической обстановки, неравномерности развития разных регионов, росте социальной напряжённости. В 2007 году глава правительства Вэнь Цззябао признал, что макроэкономический прогноз для Китая "нестабильный, несбалансированный, нескоординированный и неустойчивый".
Как "Новая норма" сделает явью "китайскую мечту"
Ситуация продолжала по инерции развиваться и ухудшаться. Время перемен наступило только в конце 2012 года, когда на 18 съезде КПК было сформировано новое руководство во главе с Си Цзиньпином. От своих предшественников на посту генерального секретаря ЦК КПК и председателя КНР он отличался пониманием серьёзности надвигающегося кризиса, наличием стратегического видения будущего партии и государства, присутствием политической воли для реализации этого видения. Подобно Дэн Сяопину, новый лидер загодя наметил программу глубоких реформ экономики, социальной и партийной жизни. Выдвинув Си Цзиньпина, компартия продемонстрировала китайской нации свою жизнеспособность и возможность самообновления.
Понимая дефицит времени для "реформирования реформ", Си Цзиньпин быстро сконцентрировал в своих руках всю полноту партийной, государственной и военной власти. Это было необходимо для безотлагательного начала реализации выдвинутого им долгосрочного стратегического плана под названием "Китайская мечта о великом возрождении китайской нации". Этот план охватывает практически все стороны экономической, социальной, внешнеполитической деятельности партии и руководимой ею нации. Обозначены рубежи выполнения программы-минимум и программы-максимум. Первая из них призвана впервые в истории Поднебесной покончить с нищетой и обеспечить каждому китайцу уровень "средней зажиточности" к 2021 году, когда КПК будет отмечать первые 100 лет своей деятельности. Вторая программа будет реализована к 2049 году, когда своё первое столетие будет отмечать Китайская Народная Республика. К тому времени КНР станет передовой в экономике, науке, культуре и обороне социалистической державой мирового уровня.
Не теряя времени, Си Цзиньпин в течение нескольких месяцев на партийных пленумах и совещаниях разного уровня ознакомил китайских коммунистов и всю страну с ключевыми реформами, которые необходимы для достижения целей "Китайской мечты". ЦК КПК во главе с Си Цзиньпином собрал под своей эгидой мощные интеллектуальные ресурсы и разработал стратегию неотложных, но в то же время долгосрочных мер обеспечения дальнейшего устойчивого развития нации. Этот план всеобъемлющих реформ экономики получил название "Новая норма". Как следует даже из названия стратегии, она отличается от старой модели, которая за 30 лет заметно обветшала. Теперь во главу угла будет ставиться не процент прироста ВВП, а достижение высокого качества экономической структуры, сбалансированность между отраслями и регионами, повышение эффективности капиталовложений, уменьшение энергоёмкости, сокращение выбросов вредных веществ. Произойдёт разворот в сторону приоритета внутреннего рынка, запросов людей, качественного улучшения и сближения условий жизни населения городов и деревень. Наступит время инновационных производств, основанных на отечественных научных разработках высококачественных и конкурентоспособных товаров и брендов, создания справедливой мировой финансовой системы.
Принципы "новой нормы" в конце 2015 года были одобрены партией на ежегодном пленуме ЦК КПК и стали законом весной 2016 года после обсуждения и принятия на ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей (парламента). Китай начал двигаться по скорректированному пути экономического и социального развития, который должен привести его к осуществлению грандиозного плана "Китайской мечты".
Компартия с Си Цзиньпином в качестве "ядра" активно занимается не только решением макроэкономических проблем, которое даст эффект в обозримом будущем. Приняты решения по улучшению материальной жизни народа и избавлению его от несправедливостей прошлых десятилетий. В 2013 году была упразднена одиозная система "лаогай", "трудового перевоспитания", нередко позволявшая чиновникам разного уровня без суда помещать в лагеря "смутьянов". Эта система, возникшая ещё в первые годы существования КНР, пропустила через себя десятки миллионов "правых элементов", "контрреволюционеров", "идущих по капиталистическому пути последователей Дэн Сяопина и Конфуция" и просто неугодных начальству разного уровня. Облегчить жизнь крестьян и ограничить аппетиты чиновников призвана выдача удостоверений на право долговременного пользования землей. Эта мера защищает крестьян от произвола местных властей, нередко отбирающих наделы и перепродающих их богачам и застройщикам. Ещё одно важное нововведение: мигранты из деревень смогут проще получать прописку хукоу, правда, пока только в не очень больших по китайским меркам городах с населением менее 5 млн. человек. Без хукоу мигранты не могут бесплатно пользоваться больницами и иными социальными благами, а их дети посещать школы. Самая главная реформа последних месяцев — это отмена существовавшего с конца 70-х годов запрета иметь более одного ребенка в семье. Эта жестокая, хотя, возможно, вынужденная мера не только породила миллионы трагедий, но и привела к серьёзным демографическим проблемам.
Важнейшим и, возможно, труднейшим решением Компартии в последние годы стало начало системной борьбы с коррупцией, которая стала не только тормозить экономику, но и угрожать самому существованию партии. В условиях рыночной экономики расцвет коррупции был неизбежен, она поразила не только сферу предпринимательства, но и административные органы, часть партийного аппарата, армии и органов безопасности. Расчистке "авгиевых конюшен" осенью 2014 года был посвящён специальный пленум ЦК КПК, который постановил "управлять государством при помощи закона". Начатая чистка пользуется активной поддержкой населения. Самый большой вызов для партии — это необходимость теоретически обосновать и практически обеспечить соединение скромности, самопожертвования и других лучших традиций коммунистической элиты 20-х—50-х годов с такими базовыми ценностями нынешней элиты как прагматизм, предприимчивость и патриотизм. Львиная доля нынешней элиты выросла в эпоху "реформ и открытости", вдохновлялась призывом Дэн Сяопина: "Обогащайтесь!". Очень трудно оборвать все нити "блата" и коррупции, которыми за десятилетия опутали себя кадровые работники. От того, удастся ли найти тонкую грань между улучшением элиты и сменой целого её поколения, во многом будет зависеть будущее КПК и всей китайской нации.
Поднебесная расправляет плечи
Начало движения Китая к реализации "китайской мечты о великом возрождении китайской нации" потребовало самых серьёзных корректив во внешней политике. Следование "вашингтонскому консенсусу" с конца 70-х годов обеспечило Китаю статус наибольшего благоприятствования в торгово-экономических отношениях с Западом. Но оно же означало пассивность во внешней политике, согласие на второстепенную роль в международных делах. Новое руководство во главе с Си Цзиньпином уже в первые дни пребывания у власти, 28 января 2013 года, сделало важнейшее заявление: "Мы будем решительно идти по пути мирного развития, но категорически не станем отказываться от наших законных прав и интересов и не будем жертвовать коренными интересами государства. Ни одна страна не должна рассчитывать на то, что мы будем вести торговлю своими ключевыми интересами, ни у кого не может быть ни малейшей надежды на то, что мы вкусим горькие плоды ущемления суверенитета, безопасности и интересов развития государства".
В развитие этой основополагающей установки в июне того же года в ходе восьмичасовых бесед с президентом Обамой в Калифорнии Си Цзиньпин выдвинул концепцию "нового типа отношений между крупными державами". Китайские комментаторы при этом не скрывали, что речь идёт в первую очередь о китайско-американских отношениях и их смысл состоит в попытке "избежать исторического проклятия противоборства между нарождающимися и состоявшимися крупными державами. Американские же комментаторы были настроены более скептически. Политолог Роберт Каплан писал в журнале "Форин эффэрз": "Пекин знает, что является нарождающейся державой, каковые всегда нарушают существующий мировой порядок. Но Китай хочет выиграть время, поскольку пока не готов вступить в прямую и бескомпромиссную конфронтацию с американоцентричным статус-кво в Тихоокеанском бассейне. Поэтому Китай добивается “нового типа отношений между крупными державами”, при котором обе стороны каким-то образом приспособятся к появлению сильной в военном отношении КНР без конфликтов, считающихся в учебниках истории неизбежными в подобных ситуациях".
Оливковая ветвь мира, протянутая председателем Си, была отвергнута, и Америка продолжила политику сдерживания Китая. Более того, в дополнение к военно-политическому давлению добавилось экономическое. В 2016 году создано Транстихоокеанское торговое партнерство (ТТП), причём без участия Китая. Создание новой зоны свободной торговли без второй экономики мира и крупнейшего экспортёра, можно расценить только как стремление развязать торговую войну.
Обеспечить Китаю место, достойное его нового экономического статуса, не допустить окружения экономическими и военными группировками, создать новые рынки и оптимальные транспортные артерии без шантажа конкурентов — такие цели, очевидно, преследуют концепции Экономического пояса Великого шёлкового пути (ЭЗВШП) и Морского шёлкового пути для XXI века (МШП-XXI). Они были выдвинуты главным китайским коммунистом осенью 2013 года. Получив сокращённое общее название "один пояс и один путь", эта двуединая стратегия становится несущей конструкцией новой геоэкономической стратегии Китая. Приоритетный статус стратегия "один пояс и один путь" приобрела через принятие необходимых политических решений пленумов ЦК КПК, сессий ВСНП (парламента), создание мощной финансовой базы (фонд "Шёлковый путь" и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), а также управленческой структуры в составе правительства КНР. В реализации масштабного проекта намерены принять участие свыше 60 стран мира, через 10 лет объём торговли Китая со странами "одного пояса и одного пути" должен превысить 2,5 трлн. долл. Проходящий через Россию Северный маршрут ЭПШП не только даст нам отчисления за транзит и перевалку грузов для Западной Европы, но и откроет дополнительные возможности нашим товаропроизводителям на ёмких рынках Поднебесной.
Стратегия "Один пояс и один путь" и первые шаги на пути её реализации наглядно демонстрируют понимание руководством китайской Компартии своей ответственности не только за китайскую нацию, но и за ситуацию в мире. Акцент на взаимную выгоду всех участников проекта, готовность оказывать помощь отстающим странам, явное стремление избежать конфронтации с соседями по Евразии рисуют контур глобальной роли, которую КНР намерена играть по мере осуществления долгосрочной программы "китайская мечта о великом возрождении китайской нации". Компартия Китая становится не только хребтом китайской нации, но и опорой мира и процветания на нашей планете.
Успешно действующая модель социалистической альтернативы масштабом в четверть населения планеты убедительно доказывает несостоятельность рассуждений о "конце истории", об окончательной победе либеральной экономики. Проходящая через немыслимые испытания и вновь возрождающаяся, словно птица Феникс, Коммунистическая партия Китая своим почти столетним существованием, своим успешным руководством огромной страной опровергает заявления об обречённости коммунистической идеи и социалистического строя.