Как-то зачастили заморские гости в постсоветские республики Средней — или, как сейчас принято говорить, Центральной Азии. 22-27 октября Киргизию, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркмению посетил премьер-министр Японии Синдзо Абэ. По тому же маршруту сразу после венских переговоров по Сирии отправился и госсекретарь США Джон Керри.
Оба визита можно считать беспрецедентными по масштабам.
Главу японского правительства сопровождала делегация из полусотни представителей крупного бизнеса, с Узбекистаном подписаны контракты на 8,5 млрд. долл., с Туркменией — на 18 млрд. долл., с Казахстаном достигнута договоренность о строительстве "самой безопасной АЭС японского типа", а также о разведке и разработке месторождений редкоземельных металлов. Кроме того, в ближайшие 5 лет Страна Восходящего Солнца пообещала предоставить государствам региона финансовую помощь на сумму 25 млрд. долл.
Что касается Соединенных Штатов, то главным пунктом программы визита Джона Керри должна стать встреча в Самарканде (Узбекистан) со своими центральноазиатскими коллегами в новом формате "С5+1". Кроме того, в Бишкеке госсекретарь США откроет (в присутствии Джорджа Сороса) новый кампус Американского университета Центральной Азии (АУЦА), в Астане будет встречаться с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, участвовать в форуме "Стратегическое партнерство США — Казахстан" и выступать с лекцией в Назарбаев университете. В Туркменистане ожидается подписание соглашений по строительству газопровода ТАПИ (Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия), а также об открытии военно-воздушной базы США около города Мары (Мары-2).
С чем связана такая одновременная и, судя по всему, скоординированная сверхактивность США и Японии в центральноазиатском регионе, догадаться нетрудно. Эти страны стали несомненными лидерами подписанного 5 октября в Атланте (США) соглашения Транстихоокеанского партнерства (ТРР), в котором не участвуют ни Китай, ни Россия. Главный смысл этого соглашения для Соединенных Штатов заключается в том, что страны, вступившие в ТТР, фактически оказываются в юрисдикции США: арбитражные суды, чьи решения обязательны для всех стран партнерства, будут руководствоваться не японским, вьетнамским или австралийским, а американским законодательством. Для Японии смысл ТТР совершенно иной: выход из ограничений, наложенных в 1985 году "соглашением отеля Плаза" и приведших к 30-летней стагнации японской экономики. При этом США сегодня рассматривают КНР и Россию как главную угрозу своему "глобальному лидерству", а Япония, до сих пор фактически оккупированная Америкой, без особой охоты, но следует указаниям "гегемона".
Поэтому попытка усилить своё влияние в регионе, географически представляющем собой "клин" между Китаем и Россией, для блока Вашингтон—Токио выглядит не только естественной, но и неизбежной. Тем более, что внедрение американо-японского партнёрства в традиционную "зону влияния" Москвы обязательно будет рассматриваться в контексте "асимметричного" ответа на ближневосточные акции Путина. При этом трудно сказать, насколько для центральноазиатских элит получение "пряников" из Страны Восходящего Солнца официально и неофициально будет увязываться с "кнутом" от дяди Сэма, но то, что такая связь существует, — несомненно. Более того, японский "пряник", похоже, и был привлечен с целью усилить действие американского "кнута".
А "кнут" этот очень давно и очень хорошо известен — "демократизация". Американцы обещают своим партнерам буквально "златые горы", взамен требуя только "развития гражданского общества". Что означает — в том числе и прежде всего — свободу действий для политической оппозиции. Которая, даже при относительно небольшой финансовой подпитке, мгновенно расцветает буйным и пышным цветом. Дальше схема отработана до мелочей: массовые протестные акции (под любым предлогом) — свержение правительства — формирование нового правительства, еще в большей степени подконтрольного "дяде Сэму". При необходимости цикл повторяется в режиме "расширенного воспроизводства".
Но это, так сказать, базовая схема, которая варьирует в зависимости от условий места и времени.
С местом в принципе всё ясно. Центральная Азия важна и сама по себе, но еще больше — как регион со значительным мусульманским суннитским населением (почти 60 млн. человек), который может стать удобной базой для любых действий, направленных против Китая и России.
Куда интереснее со временем. Начавшуюся военную операцию России в Сирии против "Исламского государства" глобальные масс-медиа и многие западные политики подают как "тотальное уничтожение суннитов", за которое обязаны отомстить их единоверцы во всём мире. Боевики "Исламского государства" и других террористических организаций псевдомусульманской окраски готовятся к переброске в республики Центральной Азии, где для них уже создана и существует "социальная база" и где они должны стать главной ударной силой "цветных революций". Но для начала необходимо согласие местных "авторитарных режимов" на "демократизацию". Вот этого согласия сейчас, видимо, и намерен добиться срочнейшим образом "вашингтонский обком" — при помощи привлеченного японского "пряника".
По этому поводу интересно знать, на что, собственно, рассчитывают и нынешние лидеры пяти центральноазиатских республик, и российская сторона, похоже, взирающая на американо-японские инициативы в данном регионе с олимпийским спокойствием?