Сообщество «Салон» 16:10 19 декабря 2017

Клином красным!

Двойная выставка Эль Лисицкого в Третьяковской галерее и Музее Толерантности

«Я
 пол-отечества мог бы
          снести,
а пол -
   отстроить, умыв».

Владимир Маяковский.

То было время динамики, новизны и агрессии. Люди, массы и материки пребывали «...в сплошной лихорадке буден». Планов — громадье. Шаги — сажень. Будущее — светло и радостно. Мы уже — там. «Отечество славлю, которое есть, но трижды, которое будет!» Цвет – красный. Кровь и солнце. Гибель и — рождение. Перекроить мир, а сказку — сделать былью. И пылью — тоже. Сказка — это увод от блистающих реалий дня. Телеграфный стиль — коротко, ясно, жёстко. Они предпочитали аббревиатуру — совпис-комбед-ликбез, и потому Илья Файнзильберг становился Ильфом, Николай Тихонов подписывался — Энтих, а революционная женщина-дизайнер Варвара Степанова брала неудобоваримый псевдоним — Варст. На этом фоне красивое и даже манерное имя – Эль Лисицкий — звучит вполне своевременно. Эль — просто Л. Он — Лазарь. Но все помнят его, как El. «Клином красным бей белых!» – этот супрематический плакат — визитная карточка. El Lissitzky – общепризнанный авторитет, а его агитки давным-давно вошли в учебники по искусству дизайна. Русский авангард — наше достояние. Более того, Россия часто ассоциируется с новаторскими течениями 1910-1920-х годов, ибо XX век в полной мере начался в 1917 году, а точка отсчёта — залп «Авроры». Русский мир вырвался вперёд. Наши темпы — завораживали. Впоследствии Лисицкий скажет: «Наше поколение родилось в последние десятилетия XIX века, и мы стали призывниками эпохи нового начала человеческой истории... Для творчества нашего поколения Октябрь был первой молодостью», а Маяковский добавит, что «...моя страна подросток и ...с каждой весной ослепительней, / крепнет, сильна и стройна».

Сейчас в Москве проходит масштабная ретроспектива Эль Лисицкого. Это – совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Музея толерантности. Уникальность замысла: экспонаты размещены сразу на двух площадках, что позволяет нам увидеть образ мастера наиболее отчётливо. Дизайнер, иллюстратор, архитектор и — теоретик нового искусства, он – вровень со своей горячей эпохой. Успеть всё. Гении Ренессанса транслировали: carpe diem — срывайте день. Торопитесь и – создавайте. В 1920-х годах, как и в XV веке, творческие умы охватывали вселенную, берясь за любую работу. Стихотворный лозунг вещал: «Твори, выдумывай, пробуй!» Клином красным — по дебелой мещанской старине! Авангардное искусство было модным во всём мире, однако, именно Россия поставила его на службу идеям. Государство поддерживало и кормило супрематистов, конструктивистов и футуристов, делая их своими союзниками и – соратниками. Эль Лисицкий вспоминал: «За время революции в нашем молодом поколении художников скопилась скрытая энергия, которая ждала только большого заказа от народа, чтобы выявить себя. Аудиторией была огромная масса, масса людей полуграмотных. Революция проделала у нас колоссальную просветительскую и пропагандистскую работу». У них там, на мансардах Монмартра, красный клин — это цвет и форма. У нас же: клином красным — во славу Советов!

На выставочном стенде – знаменитые «фигурины» – механизмы, способные подменить актёров. Замышлялось электромеханическое действо «Победа над Солнцем». То будет ещё и победа над слабым и ничтожным сапиенс, который в 1920-х годах признавался чем-то, вроде тупика мироздания. Будущее — за мудрой и блестящей конструкцией. За электричеством и железными дровосеками. «Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета, залитого легким голубым солнцем» – это уже замятинское «Мы», но кого тогда могли напугать слаженные фуэте разумных машин? Грандиозную постановку так и не удалось реализовать. Остался альбом эскизов, где металлические полубоги вот-вот готовы двинуться или взлететь.

Лисицкий — ученик и товарищ Казимира Малевича, он был намного талантливее своего педагога, по сути, выведя умозрительно-эпатажный супрематизм в область рацио-архитектуры. Изначально супрематизм (от supremus – наивысший) подразумевался, как желание освободить живопись, цветность от всего наносного. Говорилось выспренне и пышно: «…Человек-живописец вернулся к чистому действу великого опыта...» В 1910-х оно шокировало. Потом господа-супрематисты чуть-чуть остепенились, поступили на довольствие к большевикам и даже задумались над проблемой развития архитектурных возможностей своего течения. Малевич дал творческое задание Эль Лисицкому – перевести супрематизм в объемные формы, что и стало началом ПРОУНов. Проект Утверждения Нового — типичная игра букв, а сам Лисицкий прокомментирует: «Холст картины стал для меня слишком тесным, и я создал проуны как пересадочную станцию от живописи к архитектуре». В этом биографическом факте — стремительность поезда. Ни что иное, как «пересадочная станция». И быстрее шибче воли поезд мчится в чистом поле, разве что «...живых коней победила стальная конница». Проун — уже не плоскость, но ещё не строение. Это — преддверие домов-коммун и фабрик-кухонь. Преддверие без дверей. Без окон. Без прямого назначения. Рождение контура и — объёма. Красный клин превращается в красный угол, где ...нет икон. «Мы увидели, что новое живописное произведение, создаваемое нами, уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет, но конструирует пространство, плоскости, линии с той целью, чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира. И именно этой новой структуре мы дали название проун».

Как и все деятели русского авангарда, Лисицкий полагал, что «прошлое — тесно». Преемственность — глупа, хотя с ней приходится иногда считаться. У молодых – никакого почтения к старинным образцам и древним традициям. И если Маяковский оставлял «...от старого мира только папиросы «Ира», то Лисицкий разворачивал целую стратегию: «Мы оставили старому миру понятие собственного дома, собственного дворца, собственной казармы и собственного храма. Мы ставим себе задачей город единое творческое дело, центр коллективного усилия, мачту радио, посылающего взрыв творческих усилий в мир: мы преодолеем в нём сковывающий фундамент земли и поднимемся над ней… эта динамическая архитектура создаст новый театр жизни…». Советская цивилизация — это индустрия и урбанизм, а потому города-грёзы «...сегодня встают из дня голубого, железом и камнем формясь». Лисицкий-архитектор известен, прежде всего, своим проектом «горизонтальных небоскрёбов», которые должны были разместиться на Бульварном кольце. Сам автор писал о них так: «Цель: максимум полезной площади при минимальной подпоре». Тогда всех занимала тема «полезной площади», и архитекторы стремились оптимизировать пространство. Лисицкий, меж тем, объяснял, в чём дело: «Мы живем в городах, родившихся до нас. Темпу и нуждам нашего дня они уже не удовлетворяют. Мы не можем сбрить их с сегодня на завтра и «правильно» вновь выстроить. Невозможно сразу изменить их структуру и тип». В те годы велась яростная полемика об идеальном населённом пункте — одни предлагали изничтожить всё, что понастроили «проклятые буржуины» и, расчистив обломки, выстроить город мечты; вторые – оказались умней и дальновидней, рекомендуя вписывать новые проекты в уже существующую застройку. «До основанья, а затем» – то дивный лозунг, но жизнь — мудрёнее. Лисицкий – радикален, однако же, и понимал невозможность одномоментного, быстрого обновления. Отсюда — попытка вмонтировать, встроить чудо-небоскрёбы в план тётушки-Москвы. Увы или к счастью оно не состоялось. Из реализованных проектов Лисицкого хорошо знакома типография журнала «Огонёк» – лёгкое, будто бы воздушное сооружение.

Коллажи — излюбленная техника авангарда — была позаимствована у дадаистов. «Детское» смешение фотографий, рисунков, буквиц и виньеток — это не только демонстрация полиграфических возможностей XX века, но и взрыв эмоций, пестрая смесь из деталей, событий и материалов. В коллажной технике работали все — Родченко, Степанова, Чернихов, Маяковский, Леонидов и, конечно же, Эль Лисицкий. Среди фотоколлажей выделяется работа 1929 года, созданная для русской выставки в Швейцарии — западный мир проявлял живой интерес к нашим достижениям. Плакат — фантастический и безумный. Изображён монстр, символизирующий, тем не менее, радостную молодёжь. Парень и девушка, слитые до состояния сиамских близнецов. Оскаленные улыбки. В глазах — какое-то первобытное зверство, но, вместе с тем, юные хомо-советикус показаны, как люди-автоматы, винтики. Стирание гендерных граней — что, впрочем, укладывалось в общую стратегию 1920-х, когда биологический пол воспринимался, как случайность, а женщина заявила о себе, как о полноценном субъекте отношений — трудовых, правовых и... сексуальных. Муссирование «полового вопроса» – это не только и не столько брошюрки мадам-распутницы Коллонтай о «любви пчёл трудовых»; это — война против допотопной (sic!) семьи. Постреволюционная эра — шквал экспериментов, зачастую вредных и откровенно шизофренических. Эль Лисицкий со свойственным ему пылом высветил жутковатые лики времени. Отразил тенденцию. Кстати, подобные безобразия — не лишь фантазии большевиков. Такие разговорчики велись во всех Парижах и Лондонах, а прокуренные стриженые девки отплясывали фокстрот в коротких платьицах. Предвоенные-тридцатые всем вправили мозги — и нашим, и не нашим. Прелюбопытно — в 1941 году Лисицкий снова делает коллаж, где мужчина и женщина объединены общим смыслом. На этот раз — войной. Волевые, открытые, русские лица. Половая принадлежность — тоже явлена.

Эль Лисицкий — восторженный и буйный авангардист в 1920-х, в следующем десятилетии стал чем-то, вроде успокоенного мэтра. Восхитителен фотомонтаж, посвященный принятию Сталинской Конституции 1937 года. Он представлял собой красочный цикл из четырёх выпусков журнала «USSR in Construction». У заказчика — то есть у государства — поменялись вкусы и пристрастия. Большой Стиль требовал изысканной и — старорежимной выверенности. Задача мастера — подчиниться. Клин красный – отныне богатырский меч-кладенец из русских легенд. Эль Лисицкий умер в декабре 1941 года — от туберкулёза. Ему было всего 50 лет — возраст переосмысления и «второго дыхания». Впрочем, Эль так многое успел за свою недлинную жизнь, что иным бы хватило на сотню воплощений.

Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x