Сообщество «Форум» 20:09 17 мая 2021

Кирилл Иванович Щёлкин – первый научный руководитель и главный конструктор ядерного центра на Урале

Кирилл Иванович Щелкин относился к поколению ученых, посвятивших жизнь беззаветному служению своему народу и своей Родине, все знания и опыт направлял на внедрение достижений науки и техники в модернизацию вооруженных сил и укрепление могущества страны в сложнейших условиях противостояния двух мировых систем. Этот ученый, внесший свой неоценимый вклад в укрепление обороноспособности страны, по причине особой засекреченности его научной деятельности, долгое время оставался безвестным. Только через несколько десятилетий после его смерти появилась возможность проанализировать его вклад в отечественную науку и дать заслуженную оценку. К.И. Щелкин, как научный руководитель и главный конструктор ядерного центра на Урале, занимает особое место в числе выдающихся советских ученых и заслужил право быть известным как человек, спасший своими научными достижениями планету от ядерной войны.

Общеизвестно, что первые советские атомные бомбы были разработаны в КБ-11, расположенном в г. Арзамас-16. За время работы в КБ-11 в полной мере проявился талант Кирилла Ивановича Щёлкина как ученого и организатора. Его отличала глубина понимания проблем, четкость постановки задач, умение работать с людьми, масштабность мышления, нацеленность на будущее. И.В. Курчатов высоко ценил энергию, знания, опыт и деловые качества К.И. Щёлкина. Его авторитет был высок среди руко­водителей отрасли и в научных кругах. В КБ-11 К.И. Щёлкин являлся заместителем главного конструктора Ю.Б. Харитона. Он был активным сторонником создания нового института – дублера КБ-11.

В начале 1950 гг. руководители Советского Союза осознали, что в условиях начавшейся гонки ядреных вооружений и угрозы применения атомного оружия по территории СССР жизненно необходимым стало создание второго научного учреждения. В совокупности с введенными в эксплуатацию предприятиями атомной промышленности на Урале этот научно-исследовательский институт должен был стать научным центром комплекса замкнутого цикла, в котором бы автономно производился весь спектр работ технологической цепочки - от опытно-конструкторских и научно-производственных разработок, до сборки ядерных боеприпасов.

Решение о строительстве Научно-исследовательского института (НИИ) № 1011 было закреплено в постановлении Совета Министров (СМ) СССР от 31 июля 1954 г. № 1561-701сс [1. С. 224-225] с расположением его между городами Свердловск и Челябинск в Каслинском районе Челя­бинской области. С первых дней К.И. Щёлкин принимал непосредственное участие в разработке технического задания на его строительство и выбора района его расположения [1. С. 157]. Перед создаваемым научным учреждением были поставлены задачи по разработке и созданию серийных образцов атомного и водородного оружия.

Постановлением СМ СССР от 24 марта 1955 г. № 586-362сс Кирилл Иванович Щёлкин был назначен научным руководителем и главным конструктором НИИ-1011. К тому времени он считался одним из наиболее опытных организаторов в атомной отрасли страны, крупным специалистом в области горения и детонации.

К.И. Щёлкин энергично взялся за формирование нового института. Им была определена структура будущего центра и его перспективы. Много лет спустя научный руководитель института академик Е.И. Забабахин отметил, что институт своими успехами во многом обязан той продуманной структуре и стратегическому плану развития, которые при его основании разработал первый научный руководитель и главный конструктор. Важнейшими вехами на этом пути были испытания первого советского ядерного заряда, первого термоядерного заряда, первой советской супербомбы – каскадного термоядерного заряда.

К выполнению обязанностей научного руководителя и главного конструктора НИИ-1011 К.И. Щёлкин приступил 6 июня 1955 г. Коллектив вновь созданного института был сформирован из числа научных сотрудников, работавших в КБ-11 и в Москве. Первые несколько лет, пока шло строительство научно-производственной базы и жилого поселка, научные сотрудники находились на территории КБ-11, но работали по планам и тематике НИИ-1011.

Главной задачей, поставленной перед сотрудниками НИИ-1011, стала доработка термоядерной бомбы типа РДС-6с с возможностью увеличения ее калибра и мощности. Этот термоядерный заряд только готовился к испытаниям в КБ-11. Решение этой задачи рассматривалось как подстраховка на случай неудачного испытания. Коллектив научных сотрудников с энтузиазмом взялся за решение этой ответственной задачи. Была разработана модификация авиационной бомбы максимальных габаритов с учетом возможностей бомбардировщиков-носителей и перспективой передачи ее после испытаний на вооружение Советской Армии.

Первые значимые результаты научной деятельности НИИ-1011 проявились в 1957 г., когда были испытаны первые термоядерные заряды. Успешно проведенные испытания показали жизнеспособность и высокий научный потенциал уральского ядерного центра.

В течение кратчайших сроков удалось разработать физическую схему сверхмощного термоядерного заряда и выдать техническое задание на его конструирование. Одновременно были начаты работы над авиабомбой по предельно допустимым параметрам, габаритам и весу заряда. Кроме того, необходимо было разработать тормозную парашютную систему для авиабомбы, которая бы обеспечила безопасность экипажа самолета-носителя после ее сброса.

Первое испытание термоядерного заряда мощностью 1,6 Мт разработанного в НИИ-1011 состоялось 24 сентября 1957 г. на острове Новая Земля. В течение 1957-1958 гг. было произведено 14 натурных ядерных взрывов. Во всех испытанных изделиях применялись новые физические схемы, разработанные уральскими учеными. Это были первые самостоятельные разработки НИИ-1011 под научным руководством К.И. Щелкина, в которых были использованы новые физические процессы и технические решения. После успешных натурных испытаний первые термоядерные бомбы были переданы в авиационные и ракетные войска для принятия их на вооружение в советский ядерный военный арсенал.

За эти работы в 1958 г. группе научных сотрудников во главе с К.И. Щёлкиным была вручена Ленинская премия, которая стала первой наградой в истории института [2. С. 9].

В дальнейшем в НИИ-1011 начались разрабатываться ядерные боеприпасы для более мобильных и эффективных средств доставки. Параллельно были начаты работы по зарядам малых калибров с улучшенными характеристиками.

Анализ работы К.И. Щелкина на посту научного руководителя и главного конструктора научного центра на Урале показал, что он добивался того, чтобы институт стал не просто дублером КБ-11, а центром фундаментальных научных работ. Понимая, что решение очень масштабных задач не по силам одному, даже мощному научному институту, он наращивал кооперацию НИИ-1011 с крупнейшими исследовательскими центрами страны: институтами Академии наук СССР, военными организациями, исследовательскими центрами других министерств и ведомств. Деятельность К.И. Щелкина встречала поддержку и понимание сотрудников коллектива. Его уважали и ценили [3. С. 34-35].

За пять лет руководства научной работой К.И. Щелкиным институт стал одним из лидеров в области разработки ядерного оружия. За эти годы институт стал самостоятельным, авторитетным и продуктивным центром по оснащению Российских вооруженных сил новейшим ядерным оружием. Многие из разработанных в те годы в НИИ-1011 образцов для различных родов войск были сданы в серийное производство и поступили на воору­жение; были заложены основы разработок, которые воплощаются в реальные конструкции только сейчас [4. С. 18].

На каждом из этапов этого трудного пути вклад К.И. Щёлкина был значительным. Его научные достижения были связаны с разработкой конструкцией первых отечественных атомных бомб и их испытанием, за что ему было трижды присвоено звание Героя Социалистического Труда (1949, 1951, 1953) и лауреата Сталинской премии первой степени (1949, 1951, 1953) [2. С. 311].

Научные достижения и разработки К.И. Щёлкина актуальны в настоящее время и активно используются в современных условиях. Его вклад в российскую науку велик, объективен и неоспорим. Во главе науки одного из самых засекреченных в стране научно-исследовательских учреждений К.И. Щелкин работал до 27 августа 1960 г.

Внешняя логика и внутреннее противоречие тезиса: «Создавать ядерное и термоядерное оружие для того, чтобы не началась мировая атомная война» - было основой жизненной установки этого необыкновенного советского ученого, талантом и волею судьбы ставшего вершителем судеб миллионов жителей нашей планеты.

Проведя исследование деятельности Кирилла Ивановича Щёлкина, отдавшего уральской науке и своей Родине лучшие годы жизни, можно смело утверждать, что его отличает безусловный патриотизм, стремление все свои силы отдать стране для достижения главной цели – создать сверхмощное оружие, чтобы его никогда не применять и сохранить мир. Только сейчас, спустя полвека, можно дать полноценную объективную оценку его вклада в достижение этой цели.

Подводя итог анализу жизни и научной деятельности первого научного руководителя и главного конструктора ядерного центра на Урале К.И. Щелкина необходимо отметить, что его вклад в отечественную науку и в укрепление обороноспособности нашей страны, является основанием для отнесения его к числу выдающихся российских ученых. Его жизнь прожита ярко, с пользой для страны, для всего человечества. Он руководили наукой в самом секретном ядерном центре страны, конструировал ядерное и термоядерное оружие, чтобы сохранить мир на нашей планете.

Литература:

1. Атомный проект СССР: Документы и материалы: В 3 т., Т. III. Водородная бомба. 1945-1956. Кн. 2. Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ; М.: ФИЗМАЛИТ, 2009. 600 с.

2. Атомные города Урала. Город Снежинск: энциклопедия. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2009. 358 с.

3. Богуненко Н. Н. Возвращение имени. Саров: «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2014. 138 с.

4. Кирилл Иванович Щелкин. К 100-летию со дня рождения. Снежинск: РФЯЦ-ВНИИТФ. 2011. 56 с.

8 марта 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x