Расскажу о том, как можно кино, театр и художественную литературу поднять на новые уровни значимости для людей, существенно меняя силу их влияния, резко увеличивая скорость развития каждого человека, который соприкасается с этими видами искусства.
В чем суть технологии?
В ее основе лежит следующий принцип: кино, театр и художественная литература содержат в себе огромный позитивный потенциал, который остается не реализуемым. Люди могут получить от этих видов искусства в сотни раз больше ценных и прекрасных импульсов, чем сейчас.
Попробую показать, что это за потенциал, как можно его раскрыть и реализовать.
Начнем с кино.
Данный вид искусства является уникальным по своей силе влияния на человека, потому что для создания хорошего фильма привлекаются сотни лучших специалистов из разных сфер, чтобы вместе потрудиться над каждой секундой будущего произведения. Они делают все возможное, чтобы максимально усилить влиятельность и привлекательность фильма, добиваются того, чтобы создаваемое произведение воздействовало на душу, на чувства, желания, инстинкты и разум каждого зрителя максимальным образом.
Поэтому кино – самое дорогое произведение искусства по своей себестоимости. Нередко один фильм может стоить сотни миллионов долларов.
Но существует огромная проблема, которая не обусловлена какой-то ошибкой, но которая требует своего решения. Она заключается в том, что зритель не умеет правильным образом воспринять и переварить, освоить то, что ему передает фильм.
Почему я так считаю?
Потому что хороший фильм создает у своих зрителей особенное состояние, которое само по себе никогда не возникает или если возникает, то очень и очень редко. Это состояние возбуждения разных важнейших компонентов человека – его души, разума, инстинктов, чувств и желаний. Человек как будто переходит на новый уровень в энергетическом смысле, становится на некоторое время совсем другим. Такое состояние похоже на транс, но имеет свои преимущества, потому что оно более разностороннее и ценное.
И что же происходит далее, после перехода зрителя в это необычное состояние?
Мне кажется, что далее вся накопленная энергия сливаются в пустоту, тратится бессмысленным образом, не принося почти никакой пользы.
Хотя она могла бы стать фактором, под влиянием которого человек способен измениться к лучшему, сделать существенный рывок в своем развитии.
К сожалению, люди тратят бесценную энергию, полученную от фильма, на поверхностные разговоры или просто дожидаются, пока она улетучится. Потому что не имеют никакого представления о том, как воспользоваться ею наилучшим образом.
Произведение, на создание которого потрачено двести-триста миллионов долларов, не достигает своей цели. Как если бы человек нашел большой, красивый автомобиль, и, не представляя, что это такое, делал из него курятник. В случае фильма все гораздо хуже, потому что что за стоимость одного фильма можно купить сто тысяч автомобилей. И вот человек, которому предлагается огромное сокровище, который может стать обладателем этого сокровища, проходит мимо, пожирая свой попкорн или пьет свой дешевый напиток, чтобы скоро забыть об увиденном.
Никто не виноват в этой ситуации. Она просто такова. Всему свое время.
Новое отношение к фильму должно формироваться в общественном сознании благодаря усилиям отдельных личностей, которые, обладая исключительной проницательностью, способны видеть смысл и ожидаемые результаты этого обновленного отношения, раскрыть истинное предназначение киноискусства.
В чем же заключается это новое отношение к фильму, соответствующее истинному предназначению кино?
Оно заключается в том, что кино может по-настоящему быть переваренным, освоенным только в том случае, если его зритель сможет принять участие в нескольких специальных дискуссиях, в которых будет обсуждаться фильм. При этом дискуссии должны вестись по особым правилам, без которых они ничего нового не смогут привнести в жизнь участников и общества в целом.
Что могут дать дискуссии, каковы правила, с помощью которых можно добиться максимального позитивного результата?
Цель правил в том, чтобы направить обсуждение не в сторону обсуждения качества игры актеров, задумки сценаристов или мастерства режиссера, а в сторону обсуждения тех жизненных ситуаций, которые представлены в фильме, разбирая поведение персонажей, пытаясь понять причину действий, поступков, желаний, чувств и мыслей каждого, причину происходящего в целом в представленной истории, шагая по причинно-следственной цепочке как можно дальше, до самого предела проницательности участников обсуждения.
Такую дискуссию можно считать удачным только в том случае, если в итоге хотя бы нескольким участникам обсуждения удается зафиксировать несколько открытых вопросов о поведении человека, на которые они не могут ответить и вынуждены признаться – ответ им не известен.
О чем могут быть эти открытые вопросы?
О мотивах и чувствах персонажей, инстинктах и страхах, о поведении личностей и человеческих сообществ, о принципах и предубеждениях, заблуждениях и стереотипах, которые влияют на их поведение.
Почему открытые вопросы являются критерием эффективности дискуссии?
Потому что только они возвращают человека в реальный мир, возвращают его к непосредственному познанию мира, к размышлениям о самом важном.
Давно известно, что, если человек не видит границы своих знаний, он не знает ничего.
Сейчас почти никто не знает границы своих знаний именно в тех важнейших сферах, которые имеют отношение к каждому – в сфере человеческих отношений, чувств, инстинктов, выбора цели жизни, выбора смысла жизни, образа жизни личности, общества в целом.
Если покопаться в каждом отдельном человеке, можно поразиться, какое количество недодуманных мыслей, необоснованных выводов, наивных представлений и глупых привычек у него накопилось в течение всей жизни.
В этом деле люди в основном живут как наивные дошкольники, которые собирают в свой карман или мешочек все то, что на дороге валяется и блестит, даже не пробуя как-то понять, что они собрали и почему.
Причина в том, что общество в целом еще не готово перейти от поверхностных ответов к фиксации открытых вопросов.
Общество само представляет собой сообщество дошкольников, которые любят поверхностные ответы, но боятся открытых вопросов и взросления. Так как они требуют другого уровня смелости в деле познания истины, другого уровня концентрации внимания и проницательности, приводят к другому уровню ответственности.
Все современные телешоу, интервью, обсуждения разного уровня – обмен поверхностными знаниями для самоуспокоения, существуют для того, чтобы за ними можно было спрятать свое невежество и делать вид, будто его нет.
Хотя именно человеческое невежество и является самым главным фактором, влияющим на все, что происходит с личностью, с семьей, с народами, странами, с человечеством в целом.
Возвращаясь обратно к нашей теме, повторяю, что качественно организованная дискуссия, проводимая в соответствии с особенными правилами, должна помочь каждому участнику преодолеть страх перед открытыми вопросами, помочь ему полюбить настоящий поиск истины и даже создать, в результате повторений таких дискуссий, привычку к постоянному поиску причин, к поиску пределов своих знаний в любой сфере, которая привлекла внимание в результате тех или иных обстоятельств.
Только так человек, который жил в состоянии вечного ребенка, может начать свое настоящее взросление. И кино в этом деле может оказать неоценимую услугу, по своей силе сравнимую с чудом.
Я проводил такие дискуссии десятки раз и убежден в этом.
Перечислю основные правила проведения, которых не так уж много.
- Ведущий предоставляет слово каждому участнику при рассмотрении каждого вопроса, но на завершающей стадии больше времени для ответов получают те участники, которые способны дальше других двигаться по причинно-следственной цепочке.
- Участники не спорят друг с другом, а излагают максимально обоснованно свою точку зрения, добавляя новые аргументы или вопросы.
- Ведущий старается направить обсуждение в сторону причин, задавая вопрос «почему» и помогает участникам добраться до границы своих знаний, своего понимания того, что происходит в жизни человека.
- Участники, которые не готовы к такому зрелому разговору и многократно нарушают правила, лишаются голоса, а если не умеют вести себя адекватно – удаляются из помещения, где ведется дискуссия.
Как видите, правил совсем не много, и они вполне простые.
Теперь о том, как данный формат дискуссии превратить в социальную технологию.
Для начала – кто это сделает?
Чтобы данная социальная технология возникла и заняла свое стабильное место, нужно, чтобы появились люди, готовые принять важность этого формата дискуссий и взять на себя инициативу по его распространению, не ожидая, что это сделает кто-то другой – правительство, кинопроизводители и так далее. Никто не сделает, кроме отдельных, уникальных личностей, переживших переход от случайных ответов на самые важные вопросы к открытым вопросам, лично убедившихся в том, насколько велика разница между головой, которая напичкана недодуманными мыслями и ответами и верит, что все они – истина, и головой, которая знает, что за каждым ответом новый вопрос и поиск истины - процесс, который занимает десятки лет и заканчивается только когда жизнь человека завершается.
Таких людей мало, но, к счастью, они существуют, и я верю, что они способны добиться такой простой цели, как создание традиции особых кино-обсуждений. Лично я сделаю все, что смогу. Но буду еще больше радоваться, если кто-то это сделает раньше меня и лучше меня.
Какие организационные задачи нужно будет решать инициативной группе?
Необходимо будет начинать с любого кинотеатра, самого продвинутого и прогрессивного в лучшем смысле этого слова, который согласится продавать своим зрителям кроме билетов на фильм еще и билеты на обсуждение. Скажем, на каждый относительно глубокий фильм, который можно обсудить. Хотя количество таких фильмов становится все меньше и меньше, но пока они все еще существуют.
Таким образом, 1 раз в неделю или 1 раз в месяц зритель может прийти со своим билетом на обсуждение и принять участие. Время обсуждения заранее фиксируется, и зрители о нем знают в момент покупки билета на это мероприятие. Продолжительность обсуждения – от 2 до 4 часов, в зависимости от личных качеств участников. Это нужно учесть при выборе дня недели и времени начала.
Процесс можно расширить достаточно легко, привлекая новые кинотеатры, приглашая новых желающих работать модераторами, обучая тонкостями данного вида обсуждения фильмов.
К каждому кинотеатру можно прикрепить 1-2 модератора, чтобы они могли при необходимости заменить друг друга.
Распространение в другие регионы тоже решаемая задача.
Можно приглашать людей к себе для обучения или отправить тренера, чтобы на месте проводил отбор и обучение модераторов дискуссий, в крайнем случае можно организовать дистанционное обучение или создать франчайзинговый пакет, чтобы на местах этим занимались более самостоятельно.
В итоге, если проект будет реализован в рамках 20 регионов, можно считать, что с большой вероятностью он будет распространен и на все остальные регионы.
Не обязательно, чтобы работа с каждым кинотеатром приносила прибыли. Там, где возникнут трудности с окупаемостью и зарплатой сотрудника, можно организовать группу поддержки среди местных бизнесменов, которые за совсем небольшие деньги смогут закрыть финансовую дыру, образовавшуюся у команды из 2 человек, работающей в данном кинотеатре. Полученная помощью пойдет на зарплату модераторов и на рекламу.
Предположим, что все сказанное произошло.
Чем ценен будет полученный результат?
1. Появится громадное количество людей, которые научатся трансформировать мощный импульс, переданный им качественным фильмом, в энергию осмысления, обновления себя и развития.
2. Возникнет и закрепится новый алгоритм общения, позволяющий всем сторонам, участвующим в процессе, получить значительно больше пользы чем сейчас.
3. Изменится требование к создателям фильмов. Они уже не смогут говорить, будто зрителям нужны только комиксы и поверхностные фильмы, которые никаким образом не являются произведениями искусства. Новый тип зрителей будет требовать для себя новый тип кино и изменит направление развития киноискусства в лучшую сторону. Придется вспомнить о целях искусства и вернуть кинокартинам глубину, смысл, красоту.
4. Определенный тип людей, который сейчас подавлен и не находит себе соответствующего круга для общения в связи с особенностями своего мировосприятия, характера, условий жизни, найдет свой круг и сможет проявить те ценные качества, которые негде было проявлять.
Большое количество людей найдут себе друзей по разуму и духу, а также жен и мужей.
И это будет происходить в непринужденной, нормальной обстановке, без спешки.
Потому что участники таких обсуждений будут иметь время для раскрытия собственного мировоззрения в процессе нескольких дискуссий, для знакомства с мировоззрением других.
Произойдет глубокое соприкосновение ценностного мира разных людей, в результате чего многие из них почувствуют, что они не одни и что рядом есть такие же. Кто-то подружится, кто-то начнет встречаться, а потом создаст семью, кто-то организует совместный бизнес или просто будет жить более уверенным в себя, более настойчиво отстаивая свои осмысленные ценности, лучше понимая, в чем их важность и необходимость.
5. Такой формат обсуждения фильмов может перейти в семьи, в дружеские круги разных возрастов и стать приятным времяпровождением.
6. Я убежден, что в результате распространения алгоритма качественного общения изменится и качество жизни в обществе. Потому что количество осмысленного времяпровождения увеличится существенно. Вместе со способностью к взаимопониманию, сотрудничеству, ведению совместной деятельности. А также потому, что появится большое количество людей, которые нашли время и возможность для глубокого осмысления своих ценностей, для проведения их инвентаризации и укрепления самых главных. Такое общество будет более кристаллизованным, чистым и сильным.
7. Укрепится также здоровье людей. Потому что они найдут свои референтные группы, оторвутся от виртуального мира, снова поверят в себя по-настоящему и быстрее найдут лучшее применение своим талантам.
8. Если описать результат образно, можно сказать, что ядерная энергия киноискусства начнет работать как ядерный реактор, снабжающий общество энергией обновления и развития, осмысления и взаимопонимания.
Эффект по своей силе сравним с созданием множества ядерных электростанций в стране. Без всякого преувеличения.
Театр
Практически полностью аналогичный дискуссионный процесс можно организовать в большинстве театров. Чтобы зрители могли после каждого спектакля собраться в каком-то небольшом помещении, для обсуждения увиденного, покупая дополнительный билет после спектакля, или в какой-нибудь другой день прийти специально для этого, заранее покупая билет в кассе.
Соответственно и создателям спектаклей придется учесть, что теперь зритель другой и хочет настоящего искусства, а не ярких безобразных действий, о которых можно много говорить, но которые от этого никаким образом не обретут смысл и не станут произведениями искусства, оставаясь лишь попыткой авторов выделиться и привлечь внимание на себя любой ценой, любым способом.
Еще несколько слов о вариантах запуска процесса.
Во-первых, так как целью проекта является не получение прибыли, а решение важнейших задач для благополучия общества в целом, то реализации проекта могут содействовать разные общественные организации и даже политические партии. Понятно, что с ними надо сотрудничать очень осторожно, чтобы они не подмяли все под себя и не испортили.
Во-вторых – компании, которые занимаются онлайн продажей права на просмотр кино, могли бы стать идеальным ускорителем распространения традиции кинообсуждений высокого качества.
У них сотни тысяч подписчиков и покупателей фильмов. Они могли бы сами организовать такие обсуждения, снимать видео о них, выставить у себя на сайте, дать премии, призы лучшим участникам. Это не только увеличил бы их объемы продаж, но и показал бы всей стране ярко и наглядно, каким настоящим чудом является качественное кинообсуждение.
Но проблема в том, что вряд ли их владельцы имеют соответствующую мотивацию и так уж интересуются благами общества, так что лучшим вариантом было бы создание новой компании, занимающейся онлайн-продажами кино, которая изначально включит в свои планы пропаганду кинообсуждений высокого качества.
Предложенный тип обсуждений вполне успешно можно применить и на уроках литературы, в общеобразовательных школа и ВУЗах, когда удастся перебороть инерцию благодаря общественному признанию ценности этой формы общения.
И это будет последним важнейшим штрихом общего процесса стимулирования взросления общества.
Но начинать стоит именно с кино и театра.
Кино и театр – самые главные элементы и одновременно двигатели представленного проекта.
Именно с их помощью можно расшевелить общество в самом лучшем смысле этого слова и добиться изменения направления движения в сторону восстановления глубины человека, потребности в осмыслении жизни, способности искать причины и следствия, понимать себя и мир все лучше и лучше. В сторону более высокого уровня самоорганизованности и взаимопонимания, взаимосогласованности и осмысленности усилий личностей и сообществ.
Общество, которое способно решить эту задачу, реализовать такого рода проект, сделает колоссальный скачок в своем развитии, станет несравненно более сильным, крепким, способным вынести тяжелые испытания и двигаться вперед, преодолевая любые преграды.
Завершая сообщаю, что для меня не важно, приму ли я участие в реалиации представленной выше социальной технологии и нет. Главное - чтобы она было реализовано хоть кем-нибудь.
Но если появятся желающие сотрудничать - я открыт для этого и с удовольствием добавлю много разных подробностей, чтобы увеличить вероятноть достижения цели.