пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Сегодня 08 апреля 2025
Авторский блог Татьяна Ольхова 14:29 3 апреля 2025

Кино - тоже зеркало здоровья нации

защитить историческую правду и подвиг советского народа – неотъемлемая часть приоритетных задач в рамках национальных задач России. Вернуть России КИНО

Российский кинематограф, как и другие отрасли культуры и искусства, всё ещё болен (точнее, оккупирован прочно засевшими на ключевых постах управления разного рода «контрэлементами», тайными иноагентами). Не в столь больших объемах, как ранее, но все еще в значительных, телеканалам, отраслевым платформам выделяются государственные средства, которые тратятся на кинопроекты сомнительной ценности, справедливо подвергающихся критике граждан страны, знающих и уважающих историю своей страны, мыслящих и анализирующих.

Слишком много появилось поводов за последние десятки у разгневанного сознательного гражданского общества, защищающего интересы собственной страны, которые уже требуют, а не просят, определенную часть кинематографистов «по-хорошему убрать руки» от тем ВОВ, военной истории и биографий политических и военных деятелей, потому что используют в кинопроизводстве не факты, а домыслы и откровенную ложь, которой рады, безусловно, представители так называемой либеральной оппозиции. Эта часть деятелей уже не в России, но, как говорится, дело их живет, и зрителей этим «кормят».

Есть также проблема не с «либералами», а неучами. По факту, степень вреда без разницы. Но эту проблему легче и давно можно было бы решить, если бы создатели таких фильмов не ленились «копать глубоко», изучая историческую науку и все нужные материалы не по сомнительным и откровенно враждебным пропагандистским источникам, не имеющих ничего общего с историографией, историей как наукой, а, как раз, по трудам подлинных историков-архивистам и архивным документам, открытым в достаточно внушительном объеме для изучения в архивах и музеях, при несложных регистрационных процедурах. Но и этого недостаточно: в процессе производства нужны адекватные бюджеты, грамотные и авторитетные консультанты, кадры, техника, время и много другого необходимого.

Крайне редко сейчас наш кинематограф радует достойными историческими картинами не с точки зрения художественной ценности, а с позиции подлинности, исторической ценности материала. На настоящий момент десятки достойных сценариев и сотни профессиональных режиссеров, сценаристов, продюсеров, художников и других специалистов, создающих кино (КИНО, а не «проекты»-однодневки) не снимают, не получают финансирование на кино.

С большим трудом достойным уважения кинематографистам удаётся добывать (именно ДОБЫВАТЬ) финансирование на производство картин, отражающих не только историческую правду, но и имеющих ценность воспитательную, образовательную, что особенно важно сейчас и всегда для наших детей, - будущего страны.

Одна из таких, в счастью, завершенных и выпущенных картин «на вес золота» – художественный историко-приключенческий полнометражный фильм «Отряд Светлячков», производство которого завершилось в 2024 году. Рабочее название фильма "Отряд С" совпадало с одноименным названием отряда юных антифашистов, присоединившихся к общему антинацистскому сопротивлению. Режисс`р картины Станислав Мареев, продюсер - Алексей А. Петрухин. Производство: «Студия МОСТ», «Наше Творческое Объединение», Корпорация «Русская Фильм Группа».

Картина повествует об истории обороны Аджимушкайских каменоломен в мае 1942 года. Крупный съемочный блок был отснят в экспозициях Музея Победы на Поклонной горе, но основная часть съемок прошли в декорациях Аджимушкайских каменоломен, с максимальной точностью восстановленных художником-постановщиком в павильонах киностудии. Съемочная группа трижды выезжала в Керчь, общалась с сотрудниками Музея истории обороны Аджимушкайских каменоломен, изучала архивы и получала свидетельства очевидцев», — рассказал режиссер фильма Стас Мареев. За это, безусловно, создатели благодарны сотрудникам Музея.

«Отряд Светлячков» — это история о детях на войне, о детском мужестве и подвигах. Фильм основан исключительно на реальных событиях. В нашей истории таких примеров были тысячи. По сюжету фильма во время Великой Отечественной войны несколько отрядов войск Крымского фронта вместе с жителями города укрылись от бомбежек в Аджимушкайских каменоломнях.

Главный герой — современный мальчик (актер Алексей Батанин), попавший с помощью нейросетевых технологий и с помощью учёного, создателя аппарата в виде кресла, ассоциирующегося с «Машиной времени» попадает в прошлое, в указанные события того времени. Первоначально герой ставит себе цель найти утерянные артефакты, но очень быстро осознает суровую реальность и принимает сознательное решение помочь защитникам антинацистского сопротивления в тяжелейших условиях, осознавая все риски. На 170 дней и ночей подземные лабиринты Аджимушкая стали настоящей крепостью, наподобие Брестской.

Картина еще до официальной премьеры была представлена на Кинофестивале "Малая Земля" в Новороссийске весной 2024г. и была удостоена наградами в 2 номинациях: Станислав Мареев, как режиссер фильма, был заслуженно удостоен Приза издательского дома «Аргументы и факты» «За продвижение патриотического воспитания и сохранение исторической памяти», а Приз в номинации «Лучшая операторская работа» был присужден Сергею Бледнову, оператору-постановщику фильма.

Закрытый пресс-показ картины состоялся 28 марта 2025 в Медиацентре "Россия сегодня", после чего состоялась пресс-конференция с создателями и актёрами картины. Также премьера для представителей работников культуры и искусства с участием прессы состоялась в Музее победы 30 марта 2025г., а выход картины в широкий кинотеатральный прокат состоится уже 10 апреля 2025г. (доступен по Пушкинской карте).

Актриса Анна Чурина, сыгравшая одну из главных ролей в фильме (чуткий и мудрый учитель истории), сольно исполнила композицию «Память», ставшую эффектным и сильным музыкальным сопровождением финальных титров, пронзительно усиливающую впечатление от картины и отражающую ее ценность.

Отдельно стоит отметить, что продюсера Алексея Петрухина не было ни на пресс-показе, ни премьере позже, т.к. он ранее , втайне даже от коллег и друзей, принял решение отправиться в зону СВО на защиту Родины.

Как показали опросы участников просмотра и тех, кто ждет выхода фильма в прокат, эти страницы военной истории были не слишком хорошо известны людям. Понятно, что все факты истории знать затруднительно, но о таких событиях, трагических и масштабных, рассказывать необходимо. При этом, рассказывать правильно, достоверно, качественно и интересно для широкого круга зрителей разного возраста. И создателям это удалось. Работа режиссер блестяще достигла зрительского сапсенса и катарсиса, являющихся ключевыми составляющими драматургии.

Сюжет нельзя и не имеет смысла пересказывать, картину нужно смотреть. Но немного о месте событий, аналогиях и некоторых, совсем недавно ставших известных фактах, рассказать необходимо, в контексте данного материала.

Работу актеров, включая детей, нельзя назвать «игрой». Все они прожили жизни своих персонажей. Как случившееся с главным героем фильма отражено было в его глазах и поступках и как показали себя все юные и взрослые актеры – нельзя описать ни в какой рецензии. Настолько важен оказался исторический материал, чтобы в него поверили и отразили на экране… Именно поэтому современным ребятам полезно увидеть события глазами героев фильма, зритель точно не останется равнодушным. Съемочный процесс с переплетением исторических событий в связке с талантливо задействованными в сюжете современным нейротехнологиями с помощью графики и помогает создателям «найти ключ» к юным зрителям, искусно погружая их в место действия и трагичные события, в которых не выжили когда-то их сверстники. Сделано это тонко, но переживания вызывают яркие и искренние.

Ограничение с пометкой 12+ можно назвать формальностью, с учетом индивидуальной психической восприимчивости зрителей более юного возраста. К счастью, в очень многих семьях граждан нашей страны принято воспитывать детей в рамках уважения к своим героическим предкам. Тема войны априори нелегка для восприятия, если доступна без прикрас и утаивания ключевых фактов. Поэтому детям и подросткам лучше смотреть картину вместе с семьями или коллективами во главе с педагогами.

Нужно ли это детям? Можно сказать без преувеличения - жизненно необходимо.

Познания, сострадание, осознание – неотъемлемая часть воспитания и становления личности. Это как с картинами «Белый Бим Черное ухо», военные фильмы советского периода «Они сражались за Родину» и многие другие…Слезы от восприятия – святые слезы, это полезные переживания для здорового общества и воспитания здоровых поколений.

Дефицит сейчас… Дефицит, который необходимо восполнять.

О месте действия

Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен открылся в 1967 году. Из шахт на поверхность ведут многочисленные ходы, некоторые из них еще полностью не исследованы, и в них вполне могут находится не только погибшие герои, по сей день считающиеся пропавшими без вести, но и неразорвавшиеся вражеские снаряды. Поэтому передвигаться по каменоломням без экскурсовода опасно. Периодически там велись раскопки. Ведутся ли они сейчас – неизвестно достоверно.

Глубина каменоломен доходит до 30-ти метров. Для сравнения, знаменитые одесские катакомбы, имеющие огромное стратегическое значение при обороне и освобождении Одессы в период с 1941 по 1944 годы, общей протяженностью не менее 2500 км имеют глубину от 14 до 100 метров. Но температура под землей Аджимушкайских каменоломен круглый год не превышает +9 градусов, чаще – ниже, всего около +6 что существенно ниже, чем в Одесских катакомбах с круглогодичной температурой не ниже +14 градусов.

Исторические факты

В мае 1942 года под напором немцев Красная Армия, неся большие потери, отступила с Керченского полуострова. К 19 мая регулярные боевые действия в этом районе закончились, и для эвакуации оставшихся на Керченском полуострове советских солдат в Аджимушкае была оставлена ​​группа во главе с полковником Павлом Ягуновым. Отступающие воины и часть гражданского населения пополнили группу Ягунова до 13-17 тысяч человек. Когда стало ясно, что переправиться через пролив не получится, люди заняли катакомбы. Солдаты, офицеры, партийные работники, медики и просто местные жители, бежавшие от оккупантов целыми семьями с детьми и стариками.

И место укрытия превратилось в полноценный гарнизон с командованием, подразделениями, штабом, медсанбатом, караульной службой. Под землёй, без солнечного света, в холоде и сырости, была организована кухня, госпиталь и даже детская комната.

В Центральных Аджимушкайских каменоломнях был сформирован гарнизон численностью около 10 тыс. бойцов и командиров (командир – полковник П.М.Ягунов, после его гибели – подполковник Г.М. Бурмин, комиссар – старший батальонный комиссар И.П. Парахин, начальник штаба – старший лейтенант П.Е.Сидоров).

В Малых Аджимушкайских каменоломнях также был сформирован подземный гарнизон, численностью около 2,5 тысяч бойцов (командир – М.Г. Поважный).

Объединиться гарнизонам не удалось.

Грамотная организация и жёсткая дисциплина с первых дней превратили подземные гарнизоны в грозную силу: практически ежедневно «аджимушкайцы» совершали вылазки, нанося ощутимый ущерб врагу. Нацисты в привычной тактике предпринимали бесчеловечные действия против защитников: регулярные огневые и газовые атаки, подрывы входов, создали полную блокаду, лишив защитников и безоружное гражданское население возможности пополнять запасы воды, пищи, медикаментов, боеприпасов, горючего для обогрева.

Еще немаловажный факт: нашим борцам сопротивления пришлось противостоять еще одному, не менее страшному врагу, - предателям из лжеотряда «Красный Сталинград».

Из докладной записки НКГБ Крыма наркому Госбезопасности СССР Меркулову о состоянии работы по розыску немецкой агентуры и других государственных преступников: «В августе 1943 года по заданию СД Моисеев создал в Аджимушкайских каменоломнях лжепартизанский отряд под названием „Красный Сталинград“ с задачей провоцирования настоящих партизан, действующих в этом же районе, для их ликвидации».

Держать оборону и при этом регулярно наносить ущерб живой силе противника при абсолютно неравных силах – это подвиг народа в числе тысяч совершенных им в той страшной войне. И дети сражались сознательно, работая наравне с взрослыми на производствах для нужд фронта, вступая в отряды партизанского сопротивления, вступая даже в споры с командованием и приписывая себе годы к возрасту.

К сожалению, из тысяч героев аджимушкайского сопротивления шансы выжить при тех исходных были минимальны. Выжили несколько десятков обессиленных измученных героев, плененных нацистами и убитых ими же в нацистских застенках, случайно выжили всего несколько человек.

Но за месяцы сопротивления в каменоломнях остались погибшие люди (отравленные газом и раненные, а также дети, ослабленные старики).

Дания была завоевала фашистами за 6 часов, Люксембург - за 1 день, Голландия - за 5 дней, Югославия - за 11, за 18 дней завоевана Бельгия, за 24 дня - Греция, Польша продержалась 27 дней, Франция - 1 месяц и 12 дней, Норвегия - 2 месяца и 1 день.

Аджимушкайский гарнизон - 170 дней и ночей в нечеловеческих условиях, 5 мучительно долгих месяцев. Мало кто выжил, но никто добровольно не сдался.

Осенью 1943 года немецко-румынскими оккупантами в Аджимушкайских каменоломнях совершено новое преступление: расстреляно свыше 14 000 мирных жителей Крыма и вывезенных с Таманского полуострова.

В дань уважения к исторической памяти, к нашим героям в нашей стране действуют поисковые объединения. В том числе, и в регионе, которому посвящен фильм и данный материал. Как ранее уже изложено и как известно, тысячи героев навсегда остались там, на глубине. Долг современников, потомков героев – найти и предать земле каждого, установив, по возможности, как можно больше данных о героях и невинных жертвах нацистов. Но наши поисковики столкнулись с проблемами…

Елена Цунаева, депутат VIII созыва ФС РФ Государственной Думы с 2021 года и непосредственный участник и руководитель поисковых экспедиций, с горечью и справедливым негодованием весной 2024 года подробно рассказала следующее:

«Подземному гарнизону» Аджимушкайских каменоломен не повезло! Бойцы и командиры РККА посмели в 1942 г. погибнуть не в том месте - на памятнике археологии. За разрушение культурного слоя защитников не привлекут по факту смерти. Но и останки ваши, уважаемые защитники, искать не дадут. Ждите защитники археолога с открытым листом.

Лично участвую в экспедиции «Аджимушкай» с 1996г. До 2023 пропустила всего 2 сезона. С 2014 - руководитель экспедиции. Это для понимания информированности по сути того, что пишу. В прошлом году экспедиция не состоялась. Враг ударил по Крымскому мосту накануне экспедиции, отменили тогда, из-за сложностей с логистикой.

В этом году прилетело откуда не ждали - от Министерства культуры Крыма.

Чиновники руководствуясь «буквой» закона потребовали участия в экспедиции археолога с открытым листом на эту территорию. Все предыдущие годы хватало просто участия археолога в экспедиции.

Для справки: за последние 50 лет (наверно и раньше тоже) ни один археолог не брал открытый лист на исследование каменоломен посёлка Аджимушкай. Они появились в 19 веке и для археологов это не тот век. И я не знаю ни одного, кто бы занимался археологией 19 века в Крыму.

В недоумении (мягко говоря) поисковики 12 регионов страны, которые планировали экспедицию.

Для информации:

1. Экспедиция «Аджимушкай» старейшая в стране. Поисковые работы начались в далёком 1972-м

2. 99% экспозиции современного музея «Истории обороны Аджимушкайских каменоломен» - это находки экспедиции (и мои тоже)

3. Музей деньги на экспедиции не тратил никогда, ни до 2014 года, ни после. Билеты в музей платные. По моей информации, музей не только самоокупается, но и имеет прибыль.

4. Музей за последние 10 лет не провёл ни одной экспедиции.

5. Директорами музея «Истории обороны Аджимушкайских каменоломен» с приходом Умрихиной назначались люди не имеющие ни исторического образования, ни музейного.

Вот так отмечаем 80-летие освобождения Крыма от фашистов.

И никаких врагов не нужно, с такими «защитниками» исторической памяти. Ну а что с погибшими бойцами и командирами, которые сражались в каменоломнях посёлка Аджимушкай с мая по октябрь 1942 года? Ждали 82 года и ещё подождут. Не повезло вам, уважаемые защитники Крыма, погибнуть на памятнике археологии. Хорошо, хоть не привлекут вас за нарушение культурного слоя памятника».

Есть чем озадачиться…

Кто, как не они, эти люди, эти поисковые группы, действующие не за деньги, а по зову сердца и души, имеют право на обвинения причастных к такому позору чиновников?!

Вопрос риторический.

Но эти люди точно знают, о чем говорят, кого и в чём обвиняют.

Упоминая одесское подполье и значение катакомб было неслучайным.

Одесса, как известно, была оккупирована и румынами, и немцами. При освобождении Одессы в ночь на 10 апреля оккупанты в спешке бежали. Вместе с немцами и румынами пыталось спастись немало нацистских пособников и, разумеется, удалось это далеко не всем.

Когда в Одессу вошла Красная Армия, город на сутки был перекрыт, чтобы никто не смог покинуть его, в город зашли части НКВД, работы для них оказалось мало: одесситы сами ранее вершили суд над оккупантами и предателями: они висели на деревьях, столбах… Это знают одесситы, об этом помнят и ветераны, и бывшие «дети войны», это изложено также в книге Геннадия Веретельникова «Летят лебеди».

Одесские катакомбы несравнимо масштабнее по протяженности и глубине, и не каждый старожил-одессит способен ориентироваться даже в неглубинной части фактически подземного города. Полных карт одесских катакомб никогда не существовало, их невозможно создать. Поэтому, и исследования почти невозможны, но там до сих пор навсегда пропадают люди.

Одесское подполье знало схемы части участков и этого было достаточно для сбора групп, техники, продовольствия, укрытий.

Аджимушкайские каменоломни, в отличие от одесских катакомб, не являются недосягаемыми для исследований и поисковых работ. Но кому-то понадобилось препятствовать этому.

Но в наше время мы лишены возможности наказать предателей так, как это сделали когда-то в Одессе. Имеются ввиду предатели всех мастей на разных уровнях…

Предстоит работа… Необходимо объединять общественных деятелей, историков, работников культуры, ветеранские структуры и обращаться к правительству и в Администрацию Президента.

Ведь пока не похоронен с почестями каждый погибший защитник Отечества, война не окончена, -это не пустые слова для многих, но не для всех.

«Отряд Светлячков» создавался максимально кропотливо и с огромным трудом, в контексте работы с историческим материалом и подходом к съемочному процессу. В контексте изложенного, факт его выхода к зрителю должен стать еще одним проводником к очищению, оздоровлению, возрождению того, что для нас всегда было священно. И именно такие картины достойны государственного финансирования.

Во время фактической войны с западом и его сателлитами, в условиях жесточайшей осады России санкциями и идеологическими диверсиями мы готовимся к празднованию 80-и летия Великой Победы. Пришло время не только мероприятиями к дате доказывать преданность Родине, но и реальными делами, направленными на очищение страны от кровопийц, казнокрадов и вредителей, включая сферу культуры и искусства. Это и будет проявлением патриотизма. Необходимо на государственном уровне обеспечить возможность кинопроизводства высокой идеологической ценности, воспитательной и образовательной направленности, основанного на таком же высоком качестве базы исторического материала, на основе реальных событий. И также необходимо обеспечить возможность проведения поисковых работ и увековечивания памяти всех павших за Родину.

1.0x