"Облачный атлас" (Германия—США—Гонконг— Сингапур, 2012, режиссёры: Том Тыквер, Лана Вачовски, Энди Вачовски, в ролях: Том Хэнкс, Холли Бэрри, Джим Броудбент, Хьюго Уивинг, Джим Стёрджесс, Пэ Дуна, Бен Уишоу, Джеймс Д'Арси, Жу Жу, Кит Дэвид).
Разные эпохи. Разные истории. 1849 год. Молодой юрист Адам Юинг пожалел на американской плантации раба-негра-мученика. А вскоре и сам свалился от загадочной болезни. Теперь он долго возвращается на корабле обратно в Англию, пригрев по дороге беглого негра. Их дружба символизирует свободу выбора. 1936 год. Молодой композитор-гей Роберт Фробишер устраивается на работу секретарём к матёрому коллеге и, почитывая воспоминания юриста Юинга, сочиняет величайшее музыкальное произведение в истории человечества. Под названием "Облачный атлас", где всё "крючкуется и переплетается". Этот эпизод иллюстрирует свободу творчества. 1973 год. Бывший любовник Фробишера постоянно читает его дневник, попутно помогая тёмнокожей журналистке Луизе Рэй раскрыть заговор на ядерной электростанции. История говорит нам о том, что необходимо быть честным, даже когда над тобой нависла смертельная опасность. 2012. Немолодой издатель Тимоти Кавендиш попадает на деньги и обращается за помощью к своему брату. Тот отправляет бедолагу в дом престарелых, откуда Тимоти совершает бесстрашный побег, цитируя замечательный и поучительный фильм "Зелёный сойлент" (1973). Перед нами налицо желание быть свободным. 2144. Нео-Сеул. Клонированое существо женского пола Сонми-451 обретает самосознание и жертвует собой ради правды. В 2321 году она существует в сознании человечества, вернувшегося к первобытному строю, в качестве богини. Но пастух Захри узнаёт от более продвинутой женщины Мероним, что единственное, что может помочь выжить землянам, это покинуть планету на сверкающем космическом судне. Все герои имеют родимое пятно в виде маленькой кометы. Она олицетворяет собой летящее сквозь времена человечество — слоган фильма незамысловато гласит: "всё взаимосвязано". Буддийский принцип вечного "Сейчас" отметает любые возможности для прошлого и будущего. Несмотря на разницу пространств и эпох, именно эту мысль авторы ставят во главу угла.
Экранизация нашумевшего бестселлера Дэвида Митчелла — фамилия обязывала написать хоть какой-нибудь литературный хит — изначально представляет собой амбициозный выплеск очередного псевдодуховного мудрствования. Но в силу художественной особенности — одни и те же актёры играют разных персонажей, а потому предстают на экране загримированными — происходящее периодически кажется очередным шапито-шоу, цирком ряженых. Самый лобовой приём — это главный злодей в исполнении всё того же "агента Смита" из "Матрицы" — Хьюго Уивинга. Сквозь времена его герой переживает только негодяйские реинкарнации, превращаясь в самом далёком будущем даже в "карманного" дьявола при герое Тома Хэнкса. Над всем действом парит музыка — та самая гениальнейшая из всех, что в фильме написал чувствительный гомосексуалист — в реальности же принадлежащая режиссёру Тыкверу. И закадровый голос, очень проникновенно вещающий прописные истины, понятные даже не слишком умному зрителю с первых же минут. При этом удивительным остаётся то, что вся эта немыслимая тяжеловесная, казалось бы, невыносимая конструкция странным образом работает. Три часа экранного времени проходят без сбоев благодаря виртуозному монтажу и отлично налаженному механизму скрытой пружины, заложенной в сюжете. В отличие от подобных "Атласу" опусов вроде чудовищного "Фонтана" Даррена Аранофски, эту картину реально досмотреть до конца. Несомненно, её оценят и американские киноакадемики. Не дать хоть самого завалявшегося "Оскара" фильму, в котором орудуют чернокожие и гомосексуалисты, в нашем мире сродни тому, чтобы прослыть оголтелым расистом и быть выброшенным за обочину сытого бытия.
Но вернёмся к смысловым кодам, как принято говорить сегодня. Перед нами сконструирован космополитический мир, в котором нет никаких границ. В очередной раз высказано утверждение, что единственная ценность цивилизации — это права человека. В своё время "Матрицей" Вачовски объяснили всем, что мы живём в реальности, которой не существует. Кстати, судя по тому, что в последнее время зрители смотрят одно и то же кино, но видят его совершенно по-разному, это утверждение уже подобралось к границам истины. В "Атласе" же вообще планете ставится полный ноль — недаром в будущем жалкие горстки людей совершили полный круг и вернулись в прошлое. Да и вообще, плохо кончили. Причём, в этой вселенной нет понятия Бога как такового. А потому "нравственный закон внутри нас" подменён пунктирной мыслью, что и без божественного присутствия человеку доступно решительно всё. При условии, что он всерьёз задумается о правах человека и будет честно следовать своему долгу. Избавится от предрассудков — в том числе и религиозных — и станет по-настоящему свободным. В общем, все те стандартные уловки, на которые, как на рыболовные крючки, насажено наше прогрессивное общество. Ведь только в России "Облачный атлас" вызвал шквал эмоций и обсуждений. На Западе фильм оказался никому особо не нужен, у людей там уже несколько другие гей-клубы и иные гекубы. "Свобода приходит ногами", как было сказано в недавнем фильме Сергея Угольникова "Блогер". И искать её в звуках, изобильно произносимых с экрана, — занятие ещё более бессмысленное, чем звуки эти серьёзно произносить.