Особенностью современной эпохи является крайне низкий входной барьер для публичных экспертов и комментаторов. Ранее для данной работы было необходимо журналистское образование, которое прививало определённую этику, мышление поверхностного профана, в хорошем смысле слова, и навыки корректной подачи материала. СМИ были основным информационным каналом, допуск к которым выступал в качестве фильтра, цензуры, ограничений и механизма воспитания. Всё это приводило к предохранению от непрофессионализма и дефицита культуры.
В основе современных экспертов лежат не знания и профессионализм, а харизма, личностные черты и легенда на основе биографии. Доходит до анекдотичного – выгнанные за жестокость из гестапо рассказывают о гуманности. Ставшие легендами коррупции и тупости бывшие прокуроры и следователи идут в адвокаты-правозащитники, выгнанные за коррупцию и не понявшие правил игры во власть, становятся тренерами карьерного роста, неспособные заработать без помощи государства индивиды позиционируют себя гуру предпринимательства и т.д.
Особенно проявляется отсутствие знаний и опыта в попытках анализа и изучения вопросов теории власти. Стоит только кому-нибудь из влиятельных лиц допустить прокол или ошибку, его тут же начинают списывать, рассказывать о неминуемой и скорой отставке. Верно и обратное, небольшая рядовая похвала и внимание превращают индивида в кандидата на скорое повышение, тема его блистательных карьерных перспективах становится основной в приёмных и общих кабинетах.
Беда больших офисов – люди слишком много времени проводят на работе, минимизируя общение во вне, а если ещё селятся в одних домах/ микрорайонах, водят детей в «корпоративные» школы и сады, сами учились на одних факультетах – беда. Довольно скоро внутренняя культура становится «деревенской», слухи основой информационного обмена, любая новость за несколько часов становится известна всем. Болезненное любопытство и разговоры на завалинке, как и многолетние споры из-за мелочей становятся нормой.
Такой офис очень легко превращается в деревню, где все друг друга знают, являются дальними «родственниками», старыми «друзьями» и/или «врагами», социальные связи выстроены и зацементированы, а мир за пределами превращается во что-то далёкое и неважное. Вне культуры «офисной деревни» оказывается верхушка, которая по роду деятельности постоянно взаимодействует с множеством внешних партнёров и контрагентов, да простые сотрудники, работающие от звонка до звонка, основные интересы которых вне работы, и они готовы сменить компанию в любой момент.
Большая часть современных экспертов недалеко ушла от завсегдатаев деревенских завалинок и корпоративных курилок в понимании теории власти. Если спросить практически любого опытного топ-менеджера, что добрался до высот без особой протекции и провёл там хотя бы один десяток лет, так на большую часть «раскладов» он покрутит пальцем у виска, набросав несколько своих и чужих примеров, когда результат в схожих условиях был совсем иной. Да и в целом, карьера руководителя имеет отдельные черты со спортивной в командных видах:
▪️ у большинства индивидов потенциал становится виден в первые сезоны, но по мере карьеры и реализованных проектов происходит корректировка и уточнение;
▪️ в отличие от спорта нет драфта, диких контрактов заранее и т.д., что хорошо;
▪️ переход значимых лиц сопровождается договорённостями и обязательствами между прошлым и будущим работодателем, но без вульгарного выкупа контракта;
▪️ ошибки бывают у всех, как и неудачные сезоны (проекты), кредит доверия не обнуляется, а накапливается или уменьшается;
▪️ за допущенные ошибки не отбирают ранее полученные блага, а уменьшают влияние и вес, судьи перестают делать поблажки, будущие контракты уменьшаются и т.д.;
▪️ удачная игра / сезон позволяет отыграть предыдущие ошибки;
▪️ чтобы сломать дальнейшую карьеру, нужно много, сильно и постоянно ошибаться, подставлять и/или стать поставщиком отборной дичи в больших количествах, чтобы многократно перекрыть потенциальную будущую пользу;
▪️ есть простой путь испортить карьеру – перейти на личности и оскорбить, предать, обокрасть очень высокопоставленного руководителя;
▪️ и многое другое.
Периодически кто-нибудь статусный и известный ошибается, его могут вызвать на ковёр поругать или наоборот – отказать во встрече, но это не значит, что надо ждать отставки. Индивид может потерять перспективы, утратить шанс на участие в новом проекте, планы по переходу на повышение будут пересмотрены и т.д. Чем серьёзнее ошибка, тем больше будущие потери. Если же дело дошло до прямых компенсаций не с будущих, а текущих личных активов, то беда – лимит доверия близок к исчерпанию, в следующий раз может быть отставка или посадка. Видите ошибку сильного противника, что вызвала очень большое недовольство вышестоящих, не спешите проявлять публичную радость и пытаться добить, опала и отставка очень различаются.
В отношении кавказского развода со стрельбой и трупами в центре Москвы. Совершенно неинтересно разбираться какой была цель сего действа, а вот в какой светлой голове появилась мысль, что устроенное действо – самый лучший и верный путь, даже интересно. Со стороны происшедшее столь же большой идиотизм, как захватить в заложники пассажиров трамвая и требовать поехать не на Чистые пруды, а сразу в Рио-де-Жанейро, без остановок.
И, да, всей чудной компанией, теперь будет заниматься лично Волшебник из Изумрудного города, перед воротами которого они начали выковыривать прямо из дороги и делить жёлтые кирпичи, в форме безобразной драки…