22 октября сторонники независимой Каталонии заявили, что в случае каких-либо насильственных действий со стороны испанского правительства против властей автономии будут проведены массовые акции гражданского неповиновения.
Отсутствующая запятая обычна в любой ситуации хрестоматийного отсутствия выбора — типа "казнить нельзя помиловать". Уже в ближайшую пятницу испанский сенат соберётся на внеочередное заседание, где будет обсуждён вопрос упразднения каталонской автономии. Впрочем, ситуация может развернуться и в другом направлении: за день до этого, в четверг, назначено экстренное заседание парламента Каталонии, на котором, возможно, Мадрид поставят перед фактом объявления Каталонией своей независимости.
Перед проведением 1 октября этого года референдума и даже сразу после него у обеих сторон конфликта, Мадрида и Барселоны, существовала ещё теоретическая возможность договориться. Связано это было, в первую очередь, с тем, что по вопросу независимости была расколота сама Каталония: несмотря на то, что 90% пришедших к урнам для голосования высказались за предоставление провинции независимости, общая явка на референдуме 1 октября составила всего 43%.
Ещё более неоднозначной была ситуация в каталонском парламенте. Партии, выступавшие за независимость, контролировали лишь 72 из 135 депутатских мандатов, что делало формальное провозглашение независимости достаточно нетривиальной задачей: для него могло не хватить буквально нескольких голосов даже в случае простого большинства. В такой ситуации центральному испанскому правительству открылось уникальное окно возможностей, в котором оно могло сыграть на противоречиях в каталонском обществе и элите и добиться если не полной отмены результатов референдума, то, как минимум, отсрочки и смягчения основных требований сторонников независимости.
Однако Мадрид, с грацией слона в посудной лавке, уже сделал всё возможное для консолидации сторонников независимости Каталонии и максимального расширения их рядов. Определяя ошибки Мадрида, можно сказать, что испанские власти выбрали для своих действий наихудший сценарий. Формальный роспуск каталонского парламента, который был произведён 21 октября, никак не помешает ему собраться в будущий четверг. Ну, а введение прямого правления в мятежной провинции уже выплеснуло только в Барселоне более 500 тысяч протестующих на улицы, при том что общее население города составляет 1,6 миллиона человек. Мотивация Мадрида к использованию силового административного сценария вполне понятна: именно таким способом в 1989 году центральное испанское правительство задавило попытки к автономии Канарских островов. Однако рецепт, который действовал против тогдашнего полуторамиллионного населения Канар, тотально зависимых от Испании по многим вопросам, малополезен против наиболее развитой в экономическом плане провинции континентальной Испании, в которой сегодня проживает 7,5 миллиона человек и которая производит практически четверть валового национального продукта страны.
В силу вышесказанного, сценарии будущих событий внутри и вокруг Каталонии колеблются между отметками "плохо" и "хуже некуда". Можно констатировать, что в любом из основных вариантов — объявлении независимости либо же введении прямого управления провинцией со стороны Мадрида — испанское государство уже попадает в тяжелейший конституционный кризис. Всё дело в том, что, будучи конституционной монархией, Испания фактически является федеративным государством, разделённым на 17 провинций с широкой степенью автономии, определяемой так называемым конституционным статутом 1979 года. До сих пор именно этот статут регулировал отношения провинций и центральной власти, и в нём существовал механизм разделение сфер влияния и ответственности столичных и региональных властей. Разрушение же буквы и, особенно, духа этого основополагающего конституционного документа создаёт ситуацию правового вакуума, в которой многие испанские провинции — Канары, Страна Басков — могут снова вспомнить о своих притязаниях на более широкую автономию и даже независимость. Дополнительную неприятность ситуации отмены положений статута создаёт и то, что он был принят фактически как надгробный камень на могиле 40-летней диктатуры Франко — и его, пусть и частичная, ликвидация тут же ставит "ликвидаторов" на одну доску с одиозным каудильо Франсиско Франко.
Созданная Барселоной и усугублённая действиями Мадрида ситуация, судя по всему, уже не сможет вернуться к компромиссному состоянию, устраивающему обе стороны. Нынешний хрупкий мир между Испанией и Каталонией в любой момент может скатиться к состоянию холодной (в случае формальной победы Мадрида) или горячей (в случае объявления независимости) войны. Конечно, прогнозировать будущее в такой неопределённости практически невозможно, слишком много факторов воздействуют на развитие ситуации, но одно можно сказать уже точно: Испания гораздо больше поменялась за прошедший с 1 октября месяц, чем за последние двадцать лет. И, судя по всему, испанскому государству предстоит в ближайшем будущем процесс очень непростой трансформации.