Авторский блог Владимир Винников 00:06 1 марта 2024

Кара-Мурза

Писатель и обществовед

Более шести десятков увидевших свет в постсоветскую эпоху и по большей части уже неоднократно переизданных книг, на обложках которых Сергей Георгиевич Кара-Мурза (р. 23 января 1939 г.) указан как автор или соавтор, — вовсе не тот случай, когда количество переходит в качество. Качество, обусловленное в том числе хорошей советской научной школой, там присутствует изначально: "Манипуляция сознанием", "Советская цивилизация", "Белая книга. Экономические реформы в России 1991–2001", "Потерянный разум", "Демонтаж народа", "Нациестроительство в современной России" — только самые известные, самые "резонансные" из этих книг. В каждой — богатый фактологический материал, доказательные выводы из него и соответствующие прогнозы (по классической схеме "анализ — синтез — прогноз"). Да, многие из прогнозов Сергея Георгиевича, к счастью, не сбылись, но в том числе и потому, что к этим предстоящим угрозам своевременно было привлечено должное внимание и для их предупреждения предприняты необходимые меры. В особенности это касается проблем нашей национальной инфраструктуры, как социальной, так и экономической. Причём надо понимать, что всё это лишь "видимая часть айсберга". А бóльшая часть результатов работы Сергея Кара-Мурзы — помимо прочих своих регалий, главного научного сотрудника Института социально-политических исследований РАН — оставалась и до сих пор остаётся всё-таки вне публичного информационного поля как по части закрытых разделов, так и по части оказанного автором практически на все страты нашего общества, кроме компрадорской буржуазии и её интеллектуальной "обслуги", влияния.

В 1990–2010-е в либеральных кругах его считали, наряду с Александром Прохановым, одним из главных популяризаторов "советского мифа". И соответственно, одним из главных ниспровергателей мифа о "новой, демократической России" как части глобальной западной, якобы "общечеловеческой", цивилизации — того самого "однополярного мира" Pax Americana с железной пятой "порядка, основанного на правилах". Сергей Кара-Мурза доказывал, что программа встраивания в этот мир со всеми интегрированными в неё рыночными реформами, приватизацией, демократизацией etc. для России является, по сути своей, программой запланированного самоубийства. "Замечательные, великолепные создания — советская школа и наука, советское здравоохранение и советская армия, советское промышленное предприятие с его трудовым коллективом и детским садом и советская колхозная деревня, советское теплоснабжение и Единая энергетическая система. Всё это оболгали и исковеркали. Для уничтожения "империи зла" это было необходимо. Но едва ли не самая главная для нас часть этого злодеяния заключается в том, что молодёжь отвратили от знания о том, как всё это работает. А ведь страшная истина заключается в том, что иных, "антисоветских" больших систем построить уже не удастся… Можно изуродовать РАО ЕЭС или даже уничтожить её, но построить иную, "западного" типа, уже не выйдет", — писал он в книге "Русский коммунизм".

Александр Проханов характеризовал значение работ Сергея Кара-Мурзы следующим образом: "Это тот человек, который исследовал СССР в его самых лучших проявлениях… Своего рода последний могиканин, красная Атлантида. Это ум, который изучил советскую историю не с позиции её ублюдочности, а с позиции её величия и бесконечности". Как справедливо отмечалось в одной из статей, вышедших к 80-летию Сергея Георгиевича: "Фигура Кара-Мурзы в российском обществоведении — рубежная. Рубеж пролегает между прежней, традиционно российской, социологической натурфилософией и действенной, практической, технологической, если угодно, — боевой социологией".

"Если не принять тип русского общежития как нечто полностью своё, то он непереносим. Те, кто оценил, насколько он спасителен во время бедствий, — это одно. А те, кто его не принял и стал поэтому явным или скрытым русофобом и антисоветчиком, — мои экзистенциальные враги", — отмечал Сергей Георгиевич в одном из своих интервью. И это не просто слова, ведь и в жизни другая линия его рода сплошь ушла в либерализм и оппозицию. "Все мы знали о ней (о советской системе. — Авт.) примерно одно и то же — а пути наши расходились". Таковы реалии идейной гражданской войны, когда "брат идёт на брата", и нынешняя СВО на Украине — лишь военно-политический эквивалент её уже на уровне государств и обществ.

Сергей Кара-Мурза посвятил проблеме системных конфликтов такого характера несколько своих книг, в которых пришёл к весьма пессимистичным выводам, в том числе относительно российско-украинского конфликта. Он специально отмечал, что главным его выгодоприобретателем являются внешние силы, прежде всего США, которые используют данный конфликт в качестве эффективного инструмента для решения множества своих международных и внутренних проблем. А создавали его, этот инструмент, через давно, чуть ли не со времён Великой английской революции, отработанные технологии "нацбилдинга". И в данном случае корень "нац-" означает уже не столько "нацию", сколько "нацизм", то есть "нацбилдинг" превращается в "нацибилдинг", а "нациестроительство" становится "нацистроительством". И поскольку милитаризация нынешнего украинского общества является следствием его многолетней нацификации извне, демилитаризация там будет принципиально невозможна без денацификации, а в этом плане идейное сопротивление, всячески поддерживаемое теми же внешними силами, скорее всего, окажется более ожесточённым и длительным, чем сопротивление вооружённое.

Вряд ли когда-нибудь работы Сергея Кара-Мурзы — книги, статьи и интервью — будут изданы как собрание сочинений, прежде всего как раз по причине их боевитости, технологичности и неизбывной злободневности. Но что касается идейного и методологического наполнения — здесь, на мой взгляд, есть повод вспомнить слова Шарля де Голля, некогда сказанные про И.В. Сталина: "Он не ушёл в прошлое, а растворился в будущем". И сегодня практически нет сомнений, что испытание временем творчество Сергея Георгиевича выдержит.

1.0x