Сообщество «Форум» 08:48 30 мая 2024

Как ЦРУ и MI-6 возвращаются в Афганистан

исследование аналитического центра "Рыбарь"

Политическая и экономическая ситуация в Афганистане сейчас постепенно меняется под влиянием западных разведок. ЦРУ и MI-6 через USAID* и работу с афганскими беженцами активно пытаются создать лояльную Западу прослойку из числа нуждающихся жителей Афганистана, с перспективой возвращения военной инфраструктуры в регион. Однако сейчас мы уже видим прямые признаки давления на руководство Талибана** по линии ООН и попытки Запада усилить раскол в группировке, чтобы спровоцировать конфликты на этнической почве.

Экономика Афганистана после вывода военных США

Экономическая модель развития Афганистана долгое время была достаточно ограниченной в силу географического положения. Труднодоступные горные районы, часто лишенные воды, энергии и логистической инфраструктуры не располагают к созданию крупных предприятий, которые могли бы быть крупными региональными работодателями. Менталитет местного населения, который веками формировался вне производственной и структурированной рыночной парадигмы делает достаточно сложной реализацию любых коммерческих проектов. Эти два фактора усугубляются наличием масштабного производства опиатов и множества вооружённых формирований различной этнической принадлежности, интересы которых зачастую пересекаются. Внутренний рынок сильно фрагментирован, а внешние платежи сильно ограничены, поскольку средства Афганистана заблокированы в англосаксонской юрисдикции.

В целом, как стартовая площадка для любого бизнеса, – Афганистан выглядит достаточно рискованным. Тем не менее, представители Талибана работают над тем, чтобы интегрировать имеющиеся в их распоряжении ресурсы в мировую экономику. В Афганистане развивается своя банковская и платежная система. Проводятся выставки и налаживается партнерство со странами региона. Но процесс раскрутки экономики в столь сложных условиях требует много времени и ресурсов. Поэтому сейчас руководители Афганистана, опираются на помощь со стороны США, ООН и британских банков.

Помощь США Афганистану

С момента вывода войск в августе 2021 года Соединенные Штаты предоставили Афганистану и афганским беженцам помощь на сумму более $17 млрд. Об этом сообщил специальный инспектор США по восстановлению Афганистана (SIGAR) 2 мая. В отчете SIGAR описывается значительный пакет помощи, включающий $2,8 млрд на гуманитарную деятельность и развитие, а также $3,5 млрд, переведенных из ранее замороженных средств центрального банка Афганистана на счет в швейцарском банке, известный как Афганский фонд. Кроме того, Министерство обороны выделило $5,36 млрд на помощь афганским эвакуированным жителям с жильем и предметами первой необходимости, а еще $5,53 млрд было направлено на программы Государственного департамента США. На первую половину 2024 финансового года правительство США выделило более $233 млн на гуманитарную помощь, причем только в этом квартале USAID выделило более $153 млн. Еще $150 млн пойдут на поддержку Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) в предоставлении продовольственной помощи в виде денежных переводов, ваучеров и материально-технической помощи.

После захвата власти талибами банковская система Афганистана столкнулась с серьезными сбоями из-за международных санкций, что привело к прекращению поставок важнейшей иностранной помощи и негативно сказалось на экономике. В ответ на это ООН начала еженедельные поставки наличных денег в Афганистан.

Поставки наличных долларов США под прикрытием ООН в Афганистан

Важнейшим инструментом контроля любой экономики является контроль финансовых потоков, обменного курса и локального ЦБ, что позволяет напрямую влиять на объемы денежной эмиссии. Контроль денежной эмиссии и процентной ставки позволяет контролировать инфляцию, и соответственно социальную обстановку в стране. После вывода войск, эти рычаги влияния остались под контролем англосаксов. Согласно недавнему отчёту, Организация Объединенных Наций взяла на себя тяжкий труд доставки наличных долларов талибам, что привело к перетоку американских средств в руки экстремистской группировки.

Как работает схема?

ООН депонирует наличные в частном афганском банке и распределяет их среди организаций, занимающихся оказанием помощи, и некоммерческих гуманитарных групп. Часть денег попадает в центральный банк Афганистана, который находится под контролем движения «Талибан». Несмотря на заверения ООН и Госдепартамента США о том, что эти средства поступают в частный банк в Кабуле, не контролируемый талибами, опасения по поводу вмешательства талибов и злоупотреблений сохраняются.

На этом моменте остановимся подробнее. Название частного банка в Афганистане в англоязычном медиа-сегменте напрямую нигде не упоминается. Но единственным крупным зарубежным банком на территории Афганистана является Standard Chartered Bank. Напомним именно эта кредитная организация была и остается одним из основных расчетных центров за поставки опиатов еще со времен королевы Виктории и опиумных войн. С большой вероятностью именно этот банк является тем загадочным банком, который не подконтролен талибам и где ООН разгружает «гуманитарную помощь» в виде 100 долларовых банкнот. В своем недавнем заявлении Джон Сопко, глава SIGAR, выразил опасения по поводу контроля над этими средствами, раскритиковав большинство денежных поставок ООН за то, что они в конечном итоге идут на пользу талибам. «Они идут террористической группе. Талибан – это кучка террористов», – заметил он.

Эти опасения разделяют и американские законодатели, в том числе председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей США Майкл Маккол и сенатор США Марко Рубио. Оба они выступают за прекращение финансовой помощи Афганистану из-за опасений эксплуатации талибов и финансирования терроризма. Председатель Маккол подчеркнул важность обеспечения того, чтобы помощь доходила до адресатов, а сенатор Рубио подчеркнул, что «доллары американских налогоплательщиков не должны идти на пользу террористическим организациям, таким как «Талибан».

Американские законодатели негодуют, но поставки наличных продолжаются. Суть происходящего в том, что Standard Chartered – остается расчетным центром за поставки опиатов, которые продолжаются бесперебойно. Бортами ЦРУ деньги везут в Кабул и затем опиаты различными путями вывозятся из Афганистана. Вся цепочка поставок отлажена еще с 80-х.

Но дело не только в поставках опиатов. Подобная «гуманитарная помощь» – это прекрасная возможность для получения черного нала, который вообще нигде не учтен. Любой специалист, который соприкасался с темой обнала и/или оборота фальшивых банкнот может подтвердить, что как только напечатанные доллары покинули здание Федрезерва, их можно полностью или частично подменить на фальшивые на любом этапе. Естественно люди с улицы этого сделать не смогут, а представители силовых структур – вполне. Как раз в период активной фазы «гуманитарной помощи» очень удачно сгорело хранилище улик в Нью-Йорке в декабре 2022 года. Но фальшивые банкноты не обязательно изымать, их можно просто напечатать. Соответствующее оборудование у ЦРУ есть, и активно используется для финансирования локальных бандформирований по всему миру. Передача крупных сумм наличных в полевых условиях не всегда предполагает возможность проверки их на подлинность.

Оплату наличными представители разведсообщества Британии и США активно использовали во время войны в Ираке. Всего в страну было было направлено порядка $12 млрд наличных долларов на начальном этапе вторжения. Это около 363 тонн наличных. В большинстве случаев конечные бенефициары этих трансферов остались неизвестными. Часто наличные использовались во время проведения спецопераций. Например, для нанесения авиаударов по инфраструктурным и энергетическим объектам на тот момент часто требовалось установить радиомаяк непосредственно на объекте. И группы американского спецназа регулярно предлагали охране разгрузку набитую долларами, в обмен на возможность пройти на объект и поставить маяк. В зависимости от степени значимости объекта сумма составляла от $100 до $300 тыс. Это очень небольшая плата за отсутствие потерь в операции сопряженной с высоким риском. Естественно, в подобных условиях ни о какой проверке банкнот на подлинность речи идти не может. Если эта схема доказала свою эффективность в Ираке, то почему нельзя применять ее в Афганистане. Неучтенные потоки наличности являются уже более 20 лет не только источником обогащения высших чинов в Пентагоне, но и одним из секретных фондов ЦРУ, для проведения операций в регионе. За эти деньги не нужно отчитываться перед законодателями. Они же формально пошли на «гуманитарную» помощь.

В реальности эти деньги можно использовать для расширения агентурных возможностей в регионе. Например на территории Узбекистана работают британские ЧВК, несмотря на законодательный запрет подобной деятельности. Расходы на содержание этих ЧВК естественно непрозрачны. Деньги просто появляются «из никоткуда». По банкам все чисто, ни местные, ни зарубежные кредитные организации в проведении сомнительных операций не замечены. При этом ЧВК получают ресурсы для эффективной работы. Местные правительства уверены, что ЧВК работают в их интересах, но так ли это на самом деле – покажет время.

Возможен ли раскол в рядах Талибана?

Некоторые полевые командиры талибов, не являющиеся пуштунами, предупредили представителей Талибана, что могут отделиться от движения, если деятельность организации продолжит крутиться вокруг пуштунов. Формальным поводом послужило убийство двух жителей Бадахшана, которые препятствовали уничтожению маковых полей. За убийством последовали протесты, которые поддержал Абдул Хамид Хорасани. Интересен тот факт, что этот полевой командир является этническим таджиком. В видеообращении группа полевых командиров не-пуштунов заявила: «Исламский эмират [Талибан] не является чьей-либо личной собственностью. Мы все должны быть едины. Мы – одна нация, включая хазарейцев, таджиков, узбеков и пуштунов».

Судя по формулировкам, работа ЦРУ и MI-6 направлена на формирование альтернативного центра силы внутри Талибана, с опорой на представителей постсоветского пространства. Финансирование, как показано выше, обеспечить не проблема. В обмен на это англосаксам нужна нестабильность в регионе.

Судя по тезисам, которые озвучили часть полевых командиров талибов, сейчас идет подготовка к локальному противостоянию внутри Талибана, результатом которого с большой вероятностью станет включение в состав Эмирата Афганистан части территорий Таджикистана и Узбекистана. Это позволит группе командиров, этнических хазарейцев, таджиков и узбеков, не идти на открытую и масштабную конфронтацию с пуштунами, но при этом создать достаточно автономное квази-государственное образование в составе эмирата. Это будет интерпретировано их сторонниками как локальная победа. Причем в финале, к этой операции могут проявить благосклонность и руководители пуштунского правящего ядра талибов. Ведь территория эмирата прирастает, неважно какими способами. Поэтому нарратив о возможном противостоянии в рядах Талибана, который активно продвигают в западных медиа, на наш взгляд, выступает как прикрытие для расширения управляемого влияния Талибана в регионе.

Голосование Афганистана в ООН

Афганистан временно лишился права голоса в ООН из-за неуплаты членских взносов. Насир Ахмад Фаик, назначенный в качестве представителя страны в этой организации предыдущим правительством Афганистана, обычно голосовал в пользу западных стран. Напомним, что именно через ООН формате “гуманитарной помощи” сейчас ведется финансирование части госаппарата и экономики Афганистана. Поэтому приостановка возможности голосовать в ООН – это сигнал о том, что Запад имеет рычаги влияния на руководство Афганистана. По сути уплата членских взносов возможна только после получения очередного транша от той же ООН. И будет ли эта “кредитная линия” оставаться открытой, зависит от договороспособности талибов.

Вывод

На текущий момент экономическая и социальная ситуация в Афганистане по больше степени контролируется англосаксами при посредничестве ООН. Это открывает возможности использования талибов не только для увеличения поставок опиатов, но для прямого захвата части территорий в регионе. В первую очередь речь идет о приграничных территориях Таджикистана и Узбекистана. Обе страны располагают значительным запасами природных ископаемых. Водные ресурсы Таджикистана критичны как для земледелия в Ферганской долине, так и для развития Иранской ядерной программы. Решение финансовых и социальных проблем Афганистана возможно только при скоординированном взаимодействии с Китаем, как основным глобальным игроком заинтересованным в стабильности центрально-азиатского региона.

* организация признана нежелательной на территории РФ

** организация запрещена на территории РФ

Источник

1.0x