Как сталь!
Сообщество «Салон» 23:06 27 сентября 2016

Как сталь!

Выставка спортивного плаката «Больше жизни»
11

"Чтобы тело и душа были молоды,

Ты не бойся ни жары и ни холода,

Закаляйся, как сталь!"

В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ,

"Спортивный марш" (1937)

 

В советские времена спорт был чем-то вроде национальной идеи — это касалось не только побед на престижных международных играх, но и общего физического развития. Подразумевалось, что человек с утра делает зарядку, обливается холодной водой, а по выходным дням рассекает на лыжне, гоняет мяч и вообще — "закаляется, как сталь". Искусство — не отставало. Силуэты гимнасток — на мозаичном панно, пируэт — в кадре, чаша стадиона — в архитектурном проекте. Красная Империя демонстрировала свою готовность. Спорт — это жизнь и даже — больше жизни. В галерее с неспортивной вывеской "Винзавод" сейчас представлена экспозиция, которая так и называется — "Больше жизни". Точка внимания — спортивный плакат советского периода. "Ну-ка, солнце, ярче брызни, золотыми лучами обжигай! Эй, товарищ! Больше жизни! Поспевай, не задерживай, шагай!" — пелось в энергичной песне, посвящённой телу, душе, грядущей битве и солнечной витальности предвоенного стиля.

Выставочный зал оформлен как стадион. Мы словно оказываемся в эпицентре соревнований: проносятся велосипедисты, мчатся легкоатлеты, летит волан. Спартакиады и чемпионаты, афиши футбольных матчей, оповещения о турнирах — некоторые из этих событий стали легендой, о них до сих пор пишутся книги; иные мероприятия, увы, забыты, но у нас есть повод вспомнить их. Одно дело — помпезная и вместе с тем трогательная Олимпиада-80 — историческая веха, и совсем другое — малоизвестные состязания сельских спортсменов, проходившие в конце 1930-х годов. Но всё это — общая линия судьбы.

Глядя на эти сочные и живописные рисунки, можно понять, какие виды спорта были актуальными в те или иные годы, а какие — являлись стратегическими. Реклама, предлагающая девушкам играть в теннис: роскошный моцион 1920-1930-х годов, всеобщая мода, пронизанная англоманским духом. Статная фемина — вся в белом — на фоне конструктивистских новостроек. "У неё был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки", — свидетельствовали Ильф и Петров, описывая типичную девушку межвоенной эпохи. И тут же — парашюты, прыжки в воду, бокс и — футбол. Белокурые футболисты в прыжке — зелень стадиона, синева неба, мощь света. "Футбол воспитывает настоящего мужчину. Он прививает смелость, силу, сметливость. — Стойкость, — вставил отец, — благородство. — Правильно. И нет лучшей игры для мужчин. Так что ты за него не бойся…", — напишет впоследствии Константин Ваншенкин в повести "Его опасные пасы". А вот 1950-е годы — и фигурное катание. Изысканная пара: он едва ли не во фраке, она — в короткой пышной юбочке. Дивное воспоминание о культовой американской ленте "Серенада солнечной долины". Эта увлечённость со временем — уже в следующие десятилетия — породит сильнейшую в мире школу парного катания, став такой же визитной карточкой советского, русского мира, как и балет.

Спортивные плакаты отражают представление общества об идеальном человеке. Юрий Олеша отмечал: "Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт. Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь — вот тип современной мужской красоты". Эстетика тела 1920-х — сухощава и стремительна, красота сталинской эры — мускулиста и плодородна, эталон 1960-х — девочка-веточка, невесомая гимнастка… Физическая культура — основа для формирования личности, поэтому столь много изображений, связанных с массовым спортом. Спорт­сменом можешь ты не быть, но физкультурником — обязан. Гармония телесных и духовных начал. "Физическая красота девушки сливалась с её душевной сущностью, растворялась в ней, странным образом теряя свой вызывающий оттенок… Плавные и в то же время быстрые движения Симы, её гордая осанка и открытый внимательный и весёлый взгляд — казалось, девушка эта явилась из будущего", — молодая физкультурница Сима Металина из ефремовского "Лезвия бритвы" — совершенная девушка, венец эволюции. На выставке есть несколько просветительских плакатов 1920-1930-х годов, где в доступной форме подавалось закаливание, гелиотерапия, массаж, утренняя физзарядка. Но есть и контрпримеры. "Таким ты не должен быть!" — прямолинейно заявляют авторы пособия, рисуя толстяка и сутулого доходягу. Мир принадлежит бодрым и закалённым. Им же принадлежит победа. Спорт — не только саморазвитие и гармонизация, но и подготовка к оборонительной войне: "Эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот!"

Знаковый момент: на нескольких плакатах, популяризующих массовую физкультуру, изображены пары — мужчина и женщина с лыжами, на коньках или в купальных костюмах на фоне воды. Они — загорелы, стройны, упруги, и они — вместе. Или мать и дитя (плакат "Будь физкультурницей" М.Нестеровой). Это своеобразная пропаганда семейных отношений и деторождения, ибо ни для кого не секрет — в Советском Союзе существовал культ тела и здоровой физиологии. Крепкие союзы, жизнерадостное потомство — фундамент коммунистического завтра. Болезненность, извращения, девиации оказывались не просто "чужды", но элементарно не выгодны советскому государству. "Если хилый — сразу в гроб, — пел Владимир Высоцкий и добавлял: — Сохранить здоровье чтоб, применяйте, люди, об-тира-ни-е!"

Немалое число работ посвящено мероприятиям, проходившим на территориях бывших союзных республик: первенство СССР по штанге в Тбилиси 1937 года, первенство СССР по поднятию тяжестей в Риге-1946, футбольные матчи и велогонки на Украине 1950-1960-х. Когда-то мы были дружны и спаянны. Как постулировалось — народами-братьями, и никому не проходило в голову делить пространство, предъявлять счета, устраивать шабаш ненависти. Почему всё стало иначе? Или дружба народов — миф и блеф, а все эти красочные афиши — фантомы параллельной реальности?

В ряде статей и программ, посвящённых выставке, говорится, что по этим плакатам можно изучать историю отечественного и мирового дизайна. Я не столь уверена в этом. Так, афиши Ленинградской спартакиады 1956 года созданы в духе конца 1930-1940-х годов — никакой "оттепельной" стилистики. Фотоколлажи Универсиады-1973 — это вообще отсылка к эпохе конструктивизма, к экспериментам Родченко и Лисицкого. Иные работы 1960-х продолжают "сталинскую" традицию с тщательным выписыванием деталей. Безусловно, многие из представленных рисунков выдают дизайнерскую мысль своего времени (например, афиша легкоатлетических соревнований на приз братьев Знаменских 1963 года), однако далеко не все. Важно: мы узнаём фамилии мастеров, постоянно работавших в жанре спортивного плаката — это А.Чекмарёв, Л.Голованов, М.Нестерова, В.Храповицкий, Л.Караченцов, но в то же время есть и произведения знаменитых художников — Александра Дейнеки и Сергея Луппова. Особое внимание уделено парадам физкультурников — демонстрации силы, брутальности и красоты советского человека. Яркое проявление Большого Стиля, эти парады ушли в небытие вместе с пафосом сталинского барокко и классицистической патетикой литературы. Это такое же веяние Красной Монархии, как дорические колонны дворцов политпросвещения и "версальские" розарии парков культуры.

Афиши расскажут о любимых и — великих командах, существующих и поныне. В советские времена гремела слава команды "Спартак". В "Повести о футболе", написанной одним из братьев Старостиных, повествуется о рождении легенды и о том, как молодые футболисты из других клубов стремились попасть именно в красно-белую дружину. Плакат 1985 года (автор В. Жабский) — оптимистичен: "Будь всегда впереди, будь на гребне атак, у тебя на груди знак победный "Спартак". Имеются ностальгические плакаты ЦСКА, "Динамо", "Торпедо", "Зенита". Когда-то наши ребята выигрывали чемпионаты без помощи иностранных тренеров… Болельщики были рьяными, хотя и не дрались по любому поводу: "В небе злая грозовая панорама, мяч плывёт у ворот по воде. Но упрямо едет прямо на "Динамо" вся Москва, позабыв о дожде".

Спорт — это ещё и политика. Точнее — всегда политика. Олимпиада 1936 года — фашистское зрелище, как бы ни пытались "адекватные исследователи" отмыть "аполитичную" Лени Рифеншталь с её "Олимпией" от коричневой краски. В этой связи вспоминается так называемый Матч Смерти в оккупированном Киеве. О нём написаны две повести и снято несколько передач, не говоря уже о статьях в прессе — игра советских футболистов с немцами породила массу мифов, и вряд ли мы когда-нибудь докопаемся до правды. Кем были те игроки — подпольщиками, украинскими националистами (!!!), желавшими наладить в Киеве нормальную жизнь, или просто спортсменами, которым хотелось сыграть с "приличной командой"? Неплохой фильм "Матч" (2012) с Сергеем Безруковым в главной роли запутывает окончательно: в нём сплошной художественный вымысел. Впрочем, сильная, пронзительная кинолента 1962 года "Третий тайм" — тоже поэтизированное творение. Важно тут совсем другое: спорт всегда служит идеологии. Бойкот Олимпиады-80 — логическое продолжение холодной войны против Советского Союза. Поэтому нет ничего удивительного, что на одном из плакатов — слова Леонида Брежнева: "СССР поддерживал и будет поддерживать современное олимпийское движение".

"О, спорт, ты — мир!" — сказал когда-то Пьер де Кубертен, зачинатель олимпийского движения. Авторы выставки вторят ему, утверждая: "Больше жизни". Хосе Ортега-и-Гассет вообще придерживается… спортивной теории происхождения государства. Мол, подобное сплочение есть результат физической и военной подготовки членов первобытного социума. Он обращает внимание на тот факт, что в древнейших обществах бытовало огромное количество военных, физических ритуалов и испытаний. Так что спорт — это намного больше, чем прыжки, забеги и заплывы: "Ленточка моя финишная, / Всё пройдёт, и ты примешь меня. / Примешь ты меня нынешнего. / Нам не жить друг без друга…"

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Салон»
1
Cообщество
«Салон»
4
Cообщество
«Салон»
1
Комментарии Написать свой комментарий
28 сентября 2016 в 04:58

Свидетельствую: 50-60 годы в малых и средних городах и поселках России (особенно объединенных вокруг крупного производства: заводов, портов, железнодорожных узлов и подобное) каждое утро начиналось со спорта. Зарядку выходили во дворы делать жильцы домов! До начала работы на местных стадионах бегали не только спортсмены - просто обычные люди, считавшие себя физкультурниками. А после уроков на небольших футбольных полях, пока играла пара дворовых команд, следующие претенденты на игры - сидели и ждали освобождения поляны для своей игры. Плюс (чуть позже - первым теле-шоу советского экрана стали "А ну-ка парни" - преимущественно спортивно-состязательной направленности.

Замечательный авторский материал очень хотелось бы наполнить еще и именами героев советского спорта. Нам есть, чем гордится в этой области не меньше, чем в искусстве, культуре, промышленности и военном деле!

28 сентября 2016 в 13:24

Вас, ребята, уедает НОНКОНФОРМИЗМ???

И Спиноза и его выводом о «Свободе как осознанной необходимости»

И хасиды растабуировавшие пантеизм - НОНКОНФОРМИСТЫ. Пошедшие против массового течения. Подвергшие критике ТРАДИЦИЮ. Пошедшие поперёк течения СИСТЕМЫ (властной системы!), коей в их случае являлись раввины.

Вас пугает именно это - отвержение традиции. То есть вас пугает ПРОГРЕСС.

(Спиноза и по сию пору прогрессивен). Как к хасидам относятся еврейские прогрессисты

- иудеи-реформисты точно не знаю. Но, видимо именно хасиды своим шагом критического отношения к единственно возможному в те времена течению иудаизма (ортодоксальному) и поспособствовали нарождению реформистского иудаизма.

В основе мировоззрения реформистского иудаизма лежит идея свободы выбора. - Ну, что тут, будешь делать. Везде СВОБОДА.

Ребята, закоренелые поборники Святой Руси, ортодоксального иудаизма, интеллигентности для русских и тому подобного, я вам сочувствую.

28 сентября 2016 в 13:29

А какой великий у нас был хоккей!

28 сентября 2016 в 18:53

Советский спорт был ярким примером особого социального идеализма, присущего советской цивилизации. Продолжая массовую физкультуру, подпитываясь ею, он открывал путь к спортивным вершинам самым одаренным и настойчивым. Современный спорт - особый тип коммерции, не имеющий с ним и массовой физкультурой уже ничего общего. Деньги убили его, также как эстраду, театр, живопись, кинематограф.

1 октября 2016 в 05:02

Я, в данном случае - не могу молчать. Хотя никто здесь об этом не "соизволил" написать. А напрасно! Итак. Галина Иванкина, как всегда, в своём стиле. Вроде бы она за всё русское, за Советский Союз, это замечательно - но сморозит при этом такое, что напрочь перечёркивает то, положительное, что она вначале - так обильно высказывает. Вот что она написала - "Болезненность, извращения, девиации оказывались не просто "чужды", но элементарно не выгодны советскому государству. "Если хилый — сразу в гроб, — пел Владимир Высоцкий и добавлял: — Сохранить здоровье чтоб, применяйте, люди, об-тира-ни-е!" Ну и ну! Галина! Лучше напиши про девиацию частоты в электронной технике! Не учила такое? В институте, техникуме, в ПТУ, или где там ещё? "Девиация частоты (от лат. deviatio — отклонение) — наибольшее отклонение мгновенной частоты модулированного радиосигнала при частотной модуляции от значения его несущей частоты. Эта величина равна половине полосы качания, то есть разности максимальной и минимальной мгновенных частот. При больших индексах модуляции полоса качания и ширина спектра ЧМ-сигнала приблизительно равны. Единицей девиации частоты является герц (Hz, Гц), а также кратные ему единицы..." Но - не об этом! Я не об этом хочу сейчас писать. Разумеется, гомосексуализм (сексуальная девиация, бывают и такие) - это более чем отвратительно. Я принципиальный противник этой мерзости. Если это имела в виду Иванкина. Но дело в том, что она, похоже, имела в виду другое. Если Иванкина - противница физической слабости как таковой - она употребила слово "болезненность" - то её точка зрения стопроцентно никуда не годится, абсурдна и неприемлема. Приходило ли когда-нибудь в голову Иванкиной, что она когда-нибудь станет физически слабой, немощной, хилой? С возрастом, с болезнью, да мало ли что! И понравится ли ей, если именно ей предложат - сразу в гроб? Если Высоцкий сказал - спел - в своё время глупость, это не значит, что за ним надо повторять! Тем более что есть и некто Валерий Хатюшин, литератор - он, как известно, принципиальный противник Владимира Высоцкого, и в то же время - типа как единомышленник Галины Иванкиной по русофильскому лагерю, не так ли? Да понимает ли Иванкина, что она попросту дискредитирует, подставляет, как бы, всё то хорошее, что есть в русском движении - перед бжезиноподобными пещерными первобытными русофобами, западниками, псевдо-либералами, лже-либералами - такими своими странными, дикими, совершенно необдуманными фразами типа про "ненависть" к слабости? Ведь подобная ненависть - алогична и является не чем иным, как элементарным фашизмом. Это что же - Советский Союз был древней Спартой, что ли (реально фашистское древнегреческое государство)? Нацистской Германией? Обыкновенный фашизм (как выразился Михаил Ромм). Я, хотя - отнюдь не поклонник Михаила Ромма. Я и не поклонник Галины Иванкиной - тоже, да и не поклонник Владимира Высоцкого, да и Валерия Хатюшина, и так далее. И - тем не менее!

1 октября 2016 в 19:55

Спарта, с её этикой, эстетикой, культом милитаризма, коллективными трапезами, издевательствами над илотами, стоит согласиться - предшественница и прообраз многих элементов фашистской идеологии. Но, думается, Галина, как и В. Высоцкий, имели в виду совсем другое.

2 октября 2016 в 18:33

Спарта - это лишь частный и далеко не самый актуальный случай. Существеннее то, что Иванкина, похоже, является поклонницей такого гипотетического общества, этакой диктатуры, где преклоняются перед любой силой и ненавидят любую слабость. А это - не что иное, как фашизм. Похоже, что Иванкина объявит "клеветой на Советский Союз" - и фильм "Чучело", и повесть "Сто дней до приказа", и многое другое аналогичное, не желая или не умея увидеть и боль, и любовь к России в этих произведениях искусства, литературы, и поставит их в один ряд, к примеру, с действительно гнусным произведением "Остров Крым" , которое написал Василий Аксёнов - которое является однозначно омерзительной русофобской, антисоветской, псевдо-либеральной, прозападной, человеконенавистнической, и - фашистской, да! фашистской поделкой!
Кстати. Трудно поверить, что гнусность - "Остров Крым" - написал в 1979 году тот самый Василий Аксёнов, который в 60-е годы писал нечто романтическо-соцреалистическое типа:
" Пыльная дорога круто шла вверх. По сторонам ее тянулись изгороди. Они кончались там, где начинался лес. Там гулял ветерок. Пятна света и тень на траве были в движении. Марк свернул с дороги и пошел тропинкой по лесистому склону. Теперь его окружала сплошная замшевая хвоя, лишь кое-где прорезанная стремительными стволами сосен. Тропинка вдруг взяла куда-то вверх, запетляла и неожиданно вывела к краю провала, на дне которого стояла черная вода болотца. Над провалом висела выступающая из горы глыба гранита, как бы срезанная по вертикали взмахом гигантской лопаты. А на краю глыбы сидела, свесив вниз босые ноги, девушка. Она была выхвачена из лесного сумрака широким, будто специально направленным лучом. Лицо ее было запрокинуто, глаза закрыты, губы застыли в улыбке.
«Кто это?» – поразился Марк и крадучись полез по краю провала. Когда он откинул ветку и ступил на гранит, девушка вскрикнула и вскочила. Тонкая фигурка в коротком цветастом платье казалась брошенной на темный фон хвои несколькими мазками размашистого живописца.
– Здравствуйте, – сказал осторожно Марк. Теперь он узнал ее – это была учительница географии из семилетки. Как же ее зовут? Ах да – Клавдия Петровна..."
Это рассказ "Самсон и Самсониха". Василий Аксёнов.
А вот демагогия - и далеко не самая отвратительная - из "Остров Крым":
"– Ты думаешь, отпустит тебя Госкино? – спросил Лучников.
Гангут даже задохнулся от мгновенно налетевшей ярости.
– Эти трусы, лжецы, демагоги, взяточники, ханжи, дебилы, самодовольные мизерабли, подонки общества, стукачи, выблядки сталинизма! – проорал он в состоянии какого-то полуразрыва, будто бы теряя сознание, потом осекся, набрал воздуху полные легкие и закончил почти мягко, – буду я считаться с этим говном.
Они стояли в этот момент возле главного недействующего входа в историческое здание Моссовета, напротив бронзового Основателя. Милиционер поблизости с любопытством на них посматривал. Среди стабильных московских неоновых художеств Лучников вдруг заметил странно подвижное, огромное, на четыре этажа, слово «РЫБА». Одна лишь только престраннейшая эта РЫБА пульсировала, сжималась и распрямлялась меж неподвижных вывесок Пешков-стрита.
– Что ж… – проговорил он, -…значит, и ты намылился, Виталий?.
Гангут потащил вверх молнию куртки, вынул из одного кармана кепку, из другого – шарф.
– А ты никогда, Андрей, не задавал себе вопроса, почему ты можешь в любой день отправиться в Америку, Африку, в ту же Москву, и почему я, твой сверстник, всю свою жизнь должен чувствовать себя здесь крепостным?
– Я задаю себе этот вопрос ежедневно, – сказал Лучников. – Этот и множество других в таком же роде.
– Ну вот и отдай свой швейцарский паспорт, – пробурчал Гангут. – Замени его на краснокожую паспортину. Тогда получишь ответ на все свои сложные вопросы.
– Какая мощная эта «Рыба», – сказал Лучников, показывая на вывеску. – Посмотри, как она сильно бьется среди -московского торжественного спокойствия. Жаль, что я раньше ее не замечал. Удивительная, великолепная, непобедимая «Рыба»..."


Кстати, Швейцария. Мне - как-то омерзительна эта квази"благополучная" страна, каким-то загадочным образом богатеющая на чужих войнах, страданиях с помощью своих пресловутых банков. Мне и Соединённые Штаты Америки отвратительны, и пресловутый Париж, и многое подобное, но Швейцария - как-то по-особенному. Не пора ли Галине Иванкиной - как следует высмеять эту, например, страну в одном из своих эссе? Направить свою энергию в позитивное русло. Америку тоже высмеять, Европу как таковую, но - и Швейцарию!




Искалеченный мальчик в палате лежит целый день,
В электронные игры играет, стараясь забыть
Страшный миг, что на жизнь его юную – чёрную тень
Наложил, как затмение солнца… А ведь во всю прыть

Он, малыш, неподвижный теперь – так когда-то бежал,
Так скакал – и открыт для него был тогда целый мир!
Под швейцарским фугасом погибла семья малыша,
А малыш – ещё жив… Но один папуасский банкир,

Добрый дядя, такой кучерявый, по кличке «Муму»,
Полюбил мальчугана, как будто родное дитя,
Дарит игры с лекарствами мальчику; и на войну,
Говорит – со швейцарцами он побежит, не шутя,

И с Европой-Америкой всею – страной дикарей,
Потому что нет сил слушать крик ему детский и вой!
А ещё папуас этот любит – чеченских детей,
На которых – японский швырнул вчера городовой

Водородную бомбу… А некий Людовик-Филипп,
Коньяка нахлебавшись – залез в гудерьяновский танк…
Оттого – папуасам пришлось разрабатывать чип
Электронный, а также Всемирный обделывать банк,

И вообще всё свихнулось на этой Земле набекрень;
Изнывает планета без жалости и доброты…
Искалеченный мальчик – в палате лежит целый день.
О, затменье Земли, ну когда же окончишься ты?


А вот что написал Олесь Бузина:


"В поход на Россию вермахт двинулся, включив в свои дивизии захваченные французские танки и грузовики фирмы «Рено». «Нейтральная» Швеция на протяжении почти всей войны поставляла немцам руду, стальной прокат и, самое главное, шарикоподшипники, без которых не ездит ни одно колесо. Швейцария, тоже очень «нейтральная» — точные, качественные часы, сверяясь с которыми, немецкие офицеры начинали свои блистательные операции, и, кстати, тот самый шоколад знаменитой фирмы с коровой на альпийском лугу, который и сегодня рекламируют по телевизору..."


Галина Иванкина ненавидит слабость? Пусть она прочтёт

http://makarova444555.blogspot.com/2015/02/ii-60-70.html

Я не со всем согласен в этой статье, но - неплохо написано, написала Ирина Макарова:

"Вот такая гуманистическая идея: маленькие, одинокие, ничтожные и неудачливые люди все стран и сословий, объединяйтесь! Это поможет вам противостоять миру удачливых и красивых, потому что за вами - сила духа и невидимая миру красота. Я же говорила: фильм шестидесятнический! "Возьмёмся за руки, друзья, / Чтоб не пропасть поодиночке!". Знакома нам эта философия!"

Женские образы в советских кинофильмах 60-х-70-х годов

"ЗВОНЯТ, ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ" (Мосфильм, 1965, реж. А. Митта).

2 октября 2016 в 18:40

О Швейцарии... Вроде бы фантастика? Но не только.


Я помню бой в окрестностях Аргуна,
Когда от взрывов корчилась земля...

Стихи, случайно обнаруженные в интернете
Их автор зовётся - Инна Андрюшина


...После конца войны соседние страны
подсчитывали убитых, подводили итоги
разрушений. Другой статистикой была
занята Швейцария: она считала барыши...

Илья Эренбург




Я видел бой в окрестностях Женевы,
Когда от взрыва - золотой ларец
Брунгильды, папуасской королевы,
Расплавлен был в мгновенье, как свинец!

Рвались в атаку с рёвом первобытным -
Израильские, шведские полки,
А я - турист был просто любопытный,
И окрик мой: "В чём дело, мужики?!"

Остался совершенно без ответа,
Лишь эмигрант Набоков бормотал -
"Лолита", или, может быть - "Джульетта",
Сбежать желая, видимо, в Непал

От дикарей-швейцаров с пьяной рожей...
Что ж, не навек швейцарскому коту
Дана судьбою масленица! Может,
В каком-нибудь трёхтысячном году

И сможет позабыться этот ужас,
Но не сейчас, когда французский танк,
Под песню о Мари, что помнит мужа,
Андре - вошёл, как слон, в швейцарский банк!

Изменчива швейцарская фортуна!
Вчера был пир - сегодня смертный бой.
Когда был бой в окрестностях Аргуна,
И Хиросима с Курскою дугой,

Ты радовался золоту-алмазу,
Швейцар? Так получи теперь - огня!
Спасибо папуасскому спецназу -
Он вывез из Швейцарии меня!

А что до королевы папуасской -
Храни, подружка, золото своё
Ты в Антарктиде, это безопасней!
Там - лишь пингвин, и - редко - вороньё...

3 октября 2016 в 20:31

А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой.
Не все ли равно, - сказал он, - где?
Еще спокойней лежать в воде,
Приказ исполнен. Спасенных нет
Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче бы не было в мире гвоздей.
-- «Баллада о гвоздях» Тихонов (1922)

Силы Света и Добра должны быть жестоки и беспощадны ровно в той степени,
какая соответствует проявившейся жестокости и беспощадности сил Тьмы и Зла.

6 октября 2016 в 06:49

Ивахненко! При чём тут поэт Тихонов, Николай Семёнович? Пусть и талантливый. Который жил в 1896 - 1979. Это не по теме. Саша абсолютно чётко указал на прокол, глупейший прокол в статье Галины Иванкиной. Вот и надо на эту тему!
Кстати, ещё вопрос. Почему Галина Иванкина не пишет комментарии, не участвует в полемике? Это неуважение к многочисленным авторам.
А антишвейцарская антиутопия Саши - это вообще супер! Я бы тоже посоветовала Галине Иванкиной разделать как следует эту страну, Швейцарию, столь много напакостившую человечеству, в том числе приютившую пожилого престарелого педофила, псевдописателя Владимира Набокова - ведь "Лолита", это не что иное, как пропаганда педофилии, и подумать только, что кое-кто ещё и предлагал дать Набокову за это нобелевскую премию, впрочем, что такое нобелевские премии - замечательно написал Вадим Кожинов в своём эссе, с упоминанием и Иосифа Бродского , и тд. Разделать Швейцарию - державшую в своих банках, трёхлитровых, выражаясь фигурально - деньги нацистов, в том числе золотые коронки, вырванные у евреев в Освенциме, и ещё пытающуюся откупиться от человечества своими пресловутыми часами, или там батарейками Renata для часов. Впрочем, какое там откупиться - швейцарцы дерут за свои "дорогостоящие" изделия, "фирменные" - будь здоров!