Авторский блог Дмитрий Винник 00:20 26 марта 2023

Как русская классика ответила на вызов военного времени

о спектакле по «Живым и мёртвым» Константина Симонова

То, о чём долгие годы писала «Завтра», благодаря СВО, наконец, стало непреложным фактом общественной жизни. Речь в данном случае идёт о нашей великой русской культуре, о нашем искусстве. Великая культура оказалось захвачена оккупантами, морально унижена либеральными культурологами, развращена акционистами, инсталляторами и прочими деятелями современного искусства. Сразу после начала СВО выяснилось, что подавляющее большинство этих деятелей и их покровителей заняли проукраинскую, прозападную позицию. По сути, они предали свою Родину. Народ был шокирован масштабами происходящего, ­– наглые и циничные заявления звезд и их отъезд за рубеж оказались настолько впечатляющи, что возникший культурный вакуум бросился в глаза. Как оказалось так, что в условиях масштабной и предельно жестокой борьбы нашего государства за выживание совсем немногие артисты и творческие коллективы ответили своим искусством на вызов времени? Более того, оказалось, что большинству из них в довоенное время за патриотическую позицию, за поддержку Донбасса доминирующее профессиональное сообщество коллаборантов от культуры ставило палки в колеса.

Сразу стоит сказать, что есть и обратные примеры. Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы» под его руководством поддержали нашу армию, наше военно-политическое руководство. Мне, как лектору-политработнику довелось работать с ними во время агитационного мероприятия с мобилизованными. Перед концертом выступил генерал-полковник Борис Уткин, который пошёл на фронт в июле 1941 года. Он говорил 40 минут стоя как солдат кремлевского полка. Генерал до сих пор числится в кадрах Вооружённых сил. Сейчас этому выдающемуся человеку 100 лет. Он задал высокий тон, рассказав о прямой преемственности той войны и войны этой. Я усмотрел совершенно искреннее отношение музыкантов к происходящему. Они прониклись этой действительно трагической и возвышенной атмосферой лета 1941 года, просочившейся в осень 2022 года. В тот день русская музыкальная классика сказала своё весомое слово. Как наша армия сумела сохранить и усовершенствовать наше ракетно-ядерное вооружение, так и наша культура сумела сберечь отечественную классическую традицию и развить её, неожиданным образом соединив два вида искусства ­– театральное и музыкальное.

О том, режиссер-постановщик Полина Агуреева поставила поистине выдающийся спектакль «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» с необычным участием прославленного музыкального коллектива, я расскажу ниже, а пока позволю задать вопрос. Если ракетно-ядерного оружия и преданных офицеров РВСН у нас в достатке, то с преданными артистами и музыкантами дела обстоят намного хуже. Почему всё так вышло?

На это есть исторический ответ. Мы знаем, что после окончания Великой Отечественной войны Европа вновь открыла для себя наше искусство: наш балет, нашу музыку, наш театр. Рабоче-крестьянская армия на своих штыках принесла на Европейский субконтинент не только образ простых и аскетичных людей в сапогах и ватниках, но и образцы высокой русской культуры, как оказалось, сохранившейся с имперских времён и преумноженной большевиками.

Советские оккупационные администрации не скупились на организацию гастролей лучших творческих коллективов. Всякий раз они вызывали у массовой публики подлинное изумление. Как свидетельствуют обнародованные отчёты американской разведки, гастроли Большого театра в Париже и других европейских столицах производили просто ошеломительное впечатление. После десятилетий антисоветской и русофобской пропаганды, основанной на представлении о России как примитивной азиатской державе, одни предпочли просто забыть, а другие даже и представления не имели, что у нашей цивилизации есть высокое искусство. Оказалось, что, несмотря на диктатуру пролетариата и жесточайший эгалитаризм, оно оказалось не просто высоким, а поистине высочайшим. Марксистские тезисы, что целью коммунизма является освобождение творческих сил человека буквально обрели плоть. Это вступало в явное противоречие с элитарными теориями природы высокой культуры. Действительно, высокая культура имела элитарное происхождение, но оказалось, что она способна прекрасно существовать и в обществе равенства и социальной справедливости.

Как пишет Фрэнсис Сондерс в своей книге «ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт холодной войны», руководство американских спецслужб было крайне обеспокоено этой тенденцией и приложило огромные усилия для её преодоления. Для этих целей ЦРУ был создан фонд «Конгресс за свободу культуры», просуществовавший до 70-х годов. Любопытно, что возглавил этот фонд композитор Николай Набоков, двоюродный брат знаменитого писателя. Американская разведка тратила огромные деньги на поддержку европейских художников, музыкантов и философов. Характерно, что эстетические критерии особой роли не играли, ­- гораздо важнее для получателей дотаций было поддержать антисоветскую повестку. Тезис был простой: «В Западной Европе культура свободная, а в Восточном блоке ­– тоталитарная». Ради доказательств этого тезиса спонсировались самые сумасбродные, самые безумные художники и направления. Радикальное искусство, экспериментировавшее с формами и, казалось бы, исчерпавшее себя в первой трети XX века после квадратов Малевича, вновь расцвело на деньги ЦРУ. Трата чудовищных средств на распространение эстетического и морального хаоса, на непрерывную вакханалию, на взращивание самых бессмысленных и пошлых художников, все это было, на самом деле подчинено одной простой цели — скупить на корню творческую интеллигенцию Европы, развратить ее легкими деньгами, лишить собственного мышления и свободы воли.

После закрытия фонда и увольнения Набокова от стратегии по подрывной работе в сфере культуры не отказались, – ее продолжили многочисленные некоммерческие организации под крылом Государственного департамента США. Это было системное решение, – методы прикрытия американской разведки стали секретом полишинеля и, после серии скандалов, непосредственное управление гуманитарными операциями у ЦРУ отобрали. Это было эффективное решение, – денег от многочисленных спонсоров только прибавилось. Так возникло то явление, которое мы именуем современным искусством. Из стран НАТО оно быстро проникло в Варшавский блок, а вскоре и в СССР. После гибели последнего расцвела тысяча цветов! Большинство цветов, на поверку временем, оказались дурно пахнущими, – пошлость, безвкусица и нарочитое пренебрежение техникой исполнения, т.е. тем, что мы обычно и именуем «искусством» в противовес ремеслу и халтуре, стало тотальным явлением.

Вернемся к «Живым и мертвым…». Премьера состоялась 2 февраля в Сталинграде, на привокзальной площади, напротив знаменитой скульптурной композиции, изображающей хоровод детей. Да, это не опечатка и не попытка выдать желаемое за действительное, – именно Сталинградом именуется город в памятные даты героической обороны. Режиссёр спектакля, заслуженная артистка России Полина Агуреева, по происхождению донская казачка, выделяющаяся своими женственными ролями в эпоху доминирования жёстких, стервозных и циничных женских образов, сама родом из этого города, провела свое детство в задонских степях и, очевидно, обладает глубокой связью с русской великой Степью. Её позиция по поддержке сражающегося Донбасса, который она не раз посетила как певица со своими концертами, известна. Сейчас спектакли идут в московском драматическом театре имени Гоголя, возродившемся летом 2022 года после десятилетия свирепейшей культурной оккупации под вывеской «Гоголь-центра». Бесспорно, в этом следует видеть символический смысл. Я был удручён гаражно-индустриальным интерьером театра – неоштукатуренные стены, торчащие всюду коммуникации. Очевидно, что таков был нарочитый артхаусный дизайн времён оккупации. Как мне пояснили сведущие зрители, театр уже, более-менее привели в порядок после безумных проделок худрука Кирилла Серебренникова.

В основу спектакля взята вторая книга из трилогии Константина Симонова, посвященной последним дням обороны Сталинграда и операция «Уран». На сцене воссоздана атмосфера некоего полуразрушенного дома культуры, в котором располагаются

солдаты и офицеры, перед которым стоит задача рассечь окружённую в Сталинграде группировку врага. Отличительной чертой является то, что музыканты «Солистов Москвы» располагаются не в оркестровой яме, а непосредственно на ступеньках декораций. Юрий Башмет выходит на сцену в генеральской шинели. Музыканты одеты в форму пехоты того времени и судя по замыслу, исполняют главную роль, роль русских штурмовых подразделений, вгрызающихся в немецкую оборону. Зритель видит «музыкантов» того времени. Действие разворачивается непосредственно в рядах самих музыкантов, непонятно как, но это создает особую атмосферу под специально написанные произведения композитора Валерия Воронова. Генералов играют такие любимые народом актеры, как Николай Чиндяйкин и Юрий Беляев, Илья Шакунов, Алексей Вертков и Максим Литовченко.

По пути в театр, в холле перед спектаклем зрители обсуждали обстановку на фронте, наши успехи в ходе сражения за город Бахмут, угрозу украинского наступления, тяжесть этой войны и необходимость дальнейшей мобилизации. Но главный эмоциональный фон, конечно же, создавала ужасное по степени своей кровопролитности сражение за Бахмут. По абсолютному количеству жертв его нельзя сравнить со Сталинградской битвой, но по степени своей длительности, напряжённости и значимости в этой войне, наверное, – можно.

Наверняка каждый осознавал, что, пока на сцене разыгрывались события последнего штурма фашистских позиций в Сталинграде, пока музыканты в ушанках и гимнастерках воссоздавали эмоциональное напряжение тех дней, штурмовые отряды других «музыкантов» замыкают окружение проклятого города, прогрызаются через оборону укронацистов, не считаясь с потерями. У большинства зрителей спектакль буквально вышибал слезу, особенно в финале, когда герои докладывали где, как и когда из них был убит или скончался в госпитале, а кто выжил и участвовал в Параде Победы. Кстати, на этом, третий по счёту спектакле пришёл ветеран Великой Отечественной с супругой. К сожалению, я не сумел узнать его имя, но известно, что ему 99 лет. Подобно тому, как 80 лет назад в разрушенном Сталинграде соединились две наступавшие армии, зритель может наблюдать соединение двух видов отечественного искусства, сохранившего свои лучшие традиции и глубокий смысл своей деятельности. Подобно артиллерии резерва Генерального Штаба, спектакль «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются» это поистине театральная постановка повышенного могущества.

двойной клик - редактировать изображение

Автор - доктор философских наук, профессор Финансового университета при Правительстве РФ.

1.0x