Авторский блог Владислав Мальцев 11:53 12 августа 2022

Как Голливуд нагнетал и почему отменял «русскую угрозу»

кинопродукция здесь играет роль хорошего барометра общественных настроений

Несколько лет назад я показал в статье на "Завтра", как по продукции Голливуда можно выявлять определенные тенденции в общественном сознании. Кино – довольно точный барометр, особенно когда речь идет о коммерческой продукции, ведь неактуальное никто не станет производить либо оно провалится в прокате.

Есть распространенное мнение, что Голливуд в течение всей «холодной войны» эксплуатировал тему «русской угрозы». На самом деле это не так, и это хорошо заметно по такой самой кассовой франшизе Голливуда как фильмы о Джеймсе Бонде.

Читавшие книги об «агенте 007», написанные Яном Флемингом, в курсе, что практически все антигерои там являются агентами советской разведки. Это и лидер французского коммунистического подполья Ле Шиффр ("Казино "Рояль", 1953 год), и опирающийся на мистический культ вуду с Ямайки глава негритянской мафии в Нью-Йорке Мистер Биг ("Живи и дай умереть", 1954 год), и немец Хьюго Дракс, запустивший ракету с ядерным зарядом в сторону Лондона и пытавшийся уйти после этого на советской подлодке ("Лунный гонщик", 1955 год), и обосновавшийся на необитаемом островке близ Ямайки китаец Джулиус Ноу, от помех запуску американских ракет с мыса Канаверал намеренный направить их на американские города ("Доктор Ноу", 1958 год), и эмигрировавший из Восточной Европы бизнесмен Аурик Голдфингер, подготовивший операцию по захвату силами американской мафии золотого запаса США в Форт-Ноксе и вывозу его из страны на советском эсминце ("Голдфингер", 1959 год), и итальянский контрабандист Аристотель Кристатос, организовавший мощный трафик опиума-сырца из входящей в «восточный блок» Албании в Италию, а оттуда уже в виде героина в Британию ("Risico", 1960 год).

В книге "Из России с любовью" (1957 год) фигурирует и напрямую лидер советской спецслужбы, пославший своего суперагента для убийства Бонда, а в начале "Человека с золотым пистолетом" (1965 год) Бонд, которому после задержания в СССР «промыли мозги», прибывает в Лондон и пытается убить командира британской MI-6.

Однако в голливудских фильмах, поставленных по романам Флеминга, в качестве врага Бонда всегда действует международная террористическая организация СПЕКТР, которая, в отличие от книг, ставит целью не только заработать денег, но и спровоцировать войну между Западом и «соцлагерем» – например, похищая советские и американские космические аппараты в "Живёшь только дважды" (1967 год). Аналогичным образом с целью провокации ядерной войны будет похищать – только уже не космические корабли, а военные подлодки разных стран – и мечтающий об уничтожении всей цивилизации миллиардер Карл Стромберг в "Шпионе, который меня любил" (1977 год).

"Шпион, который меня любил", пожалуй, самый соответствующий духу «разрядки» фильм «бондианы», где Бонд срывает угрожающий всему человечеству заговор, действуя в паре с лучшим агентом КГБ (носящим позывной «ХХХ») майором Аней Амасовой. Что интересно, создатели фильма постарались создать именно атмосферу равноправного сотрудничества, то и дело показывая, что «агент ХХХ» ничем не уступает «агенту 007». Вышел фильм после совместного полёта космических кораблей "Союз" (СССР) и "Аполлон" (США) в июле 1975 года, известного как «рукопожатие в космосе», а перерыв в два года не должен смущать, потому что предыдущий фильм «бондианы» – "Человек с золотым пистолетом" – был в 1974-м. Хотя справедливости ради надо отметить, что в самом начале фильма Бонда пытаются убить агенты КГБ, один из которых оказывается бойфрендом Амасовой, а в дальнейшем «агент ХХХ» и «агент 007» не прочь обойти друг друга ради первенства своей страны – но борьба за мир всё равно побеждает.

И это при том, что создатели фильма не рассчитывали на прокат в СССР, – как сейчас Голливуд цензурирует или меняет многие фильмы в угоду Китаю, ставшему сейчас крупнейшим кинорынком мира. Просто таковы были настроения в западном обществе. Кстати, совместную работу русского, американского и британского агентов и показывал и популярный американский телесериал "Агенты А.Н.К.Л." (1964 – 1968 годы), по мотивам которого в 2015 году Гай Ричи снял одноименный фильм.

Абсолютно нейтральным к СССР был и вышедший в июне 1979 года следующий фильм «бондианы» – "Лунный гонщик" – где антигероем, вновь желающим уничтожить всю цивилизацию на Земле, опять-таки оказывается некий эксцентричный миллиардер.

А вот дальше в декабре 1979 года происходит ввод «ограниченного контингента» в Афганистан, где за последующее десятилетие погибнет 14,5 тыс советских военных, а число жертв среди местных военных и гражданских афганский президент Мохаммад Наджибулла в 1988 году во время выступления в ООН оценил в 250 тыс. человек (и это скорее даже заниженная оценка). В 1980 году западные страны бойкотируют летнюю Олимпиаду в Москве, а в 1981-м страны «восточного блока» проводят небывалые по масштабу учения "Запад-81", в ходе которых на севере Польши отрабатывается и воздушная высадка десанта в тылу противника, и высадка морского десанта.

Высадка советского воздушного десанта в Польше пройдет в марте 1981-го, а в июне 1981-го выйдет очередная часть «бондианы» – "Только для ваших глаз". Здесь уже группа террористов похищает секретное шифровальное устройство АТАС с затонувшей британской подлодки, убив поднимавших его британцев, чтобы продать главе КГБ генералу Гоголю (постоянный персонаж «бондианы» тех лет). Но Бонд ликвидирует террористов и выбрасывает АТАС в пропасть прямо на глазах специально прилетевшего в Грецию генерала Гоголя со словами «"Разрядка", товарищ! Ни нам, ни вам!». Гоголь улыбается и улетает. Напрямую «русская угроза» в фильме, как видим, не педалирована.

1983 год – время самого сильного обострения «холодной войны» со времён «карибского кризиса», когда мир реально завис на грани ядерной войны. 18 января 1983 года президент Рональд Рейган подписал указ о размещении в Западной Европе ракет средней дальности "Першинг-2" и "Томагавк", а 8 марта на выступлении перед Национальной ассоциацией евангелистов (влиятельнейшим в Штатах объединением христиан-протестантов) назвал СССР «сосредоточием зла в современном мире» и призвал противостоять «агрессивным порывам империи зла». 1 сентября 1983 года советский истребитель сбил над Сахалином южнокорейский Boeing 737 с 246 пассажирами и 23 членами экипажа (в СССР заявили, что всё это провокация иностранных спецслужб), что сильно способствовало продвижению такого образа в мире.

В июне 1983 года выходит "Осьминожка", и в самом начале которой зрителю показывается заседание Политбюро ЦК КПСС, где на фоне карты мира происходит перепалка между «голубями» и «ястребами». Генерал Гоголь предлагает продолжать переговоры с НАТО о разоружении. Ему возражает генерал Орлов, далее упоминающий, что «в Восточной Германии под моим командованием находится 31 дивизия, включая 11 танковых дивизий». Генсек осаживает Орлова, после чего тот разрабатывает план по доставке через границу атомной бомбы, которая будет взорвана в ФРГ на территории американской военной части. Во время перехода границы Орлова расстреливают восточногерманские пограничники, а Гоголь называет его «позором для русской армии».

В следующем фильме «бондианы» – "Вид на убийство" – градус антисоветизма немного снижен, хотя и остается высоким. Уничтожение Калифорнии с Силиконовой Долиной планирует Макс Зорин, который хотя и является агентом КГБ – показана его встреча с Гоголем – но вышел из-под контроля и действует в собственных интересах. В конце фильма упомянуто, что Бонд даже награжден высшим советским Орденом Ленина!

Похожую на "Осьминожку" коллизию разыгрывает и следующий фильм "Искры из глаз" (1987 год), в котором показаны два генерала КГБ – «плохой» Георгий Косков, совместно с западными поставщиками оружия похитивший государственные средства и затеявший затем сложную игру по контрабанде из Афганистана наркотиков, и противостоящий ему «хороший» глава КГБ Леонид Пушкин, пришедший на смену Гоголю.

В целом нельзя не отметить, что как раз на 1984 – 1987 годы и падает наибольшая популярность «русской угрозы» в Голливудских фильмах. Кассу срывают "Рокки-4" (1985 год), где американский боксер в исполнении Сильвестра Сталлоне противостоит советскому Ивану Драго в исполнении шведа Дольфа Лундгрена, и "Рэмбо-2" (1985 год), где герой Сталлоне перебил целую часть советских военных в джунглях Вьетнама.

двойной клик - редактировать изображение

«Русская угроза» показывается уже внутри страны, как в "Красном рассвете" (1984 год), где русский десант оккупирует США и американские школьники уходят в партизаны, и в "Не отступать и не сдаваться" (1985 год), где приехавший в Штаты (правда, всё же в частном порядке) русский каратист Иван Крашинский в исполнении мало тогда известного Жан-Клода Ван Дамма за счёт превосходства в технике, но не чураясь и откровенно грязных приёмов, жестоко избивает на ринге американских соперников. Продолжение второго фильма, получившее подзаголовок "Штурмовое предупреждение" (1987 год), уже мутировало в сторону фильмов Сталлоне (и одновременно «клюквы»), перенеся действие во Вьетнам (и здесь герой, как в "Рэмбо-2", тоже взрывает военный лагерь в джунглях), где американцы противостоят советским военным во главе с мастером боевых искусств Юрием в исполнении гиганта (как в "Рокки-4") немца Матиаса Хьюcа, причем финальный бой происходит на фоне флага СССР и портрета Ленина.

Как говорится, «до кучи» можно вспомнить и то, что в начале фантастического фильма "Хищник" (1987 год) американский спецназ во главе с героем Арнольда Шварценеггера ликвидирует лагерь повстанцев в джунглях Центральной Америки, где также находятся русские военспецы. При том, что фильм-то в целом посвящен противостоянию с пришельцем из космоса! Или в не менее культовом фильме "Горец" (1986 год), где речь о противостоянии бессмертных, главным антигероем оказывается прибывший сначала в Шотландию, а затем в Нью-Йорк для убийства своих оппонентов «чёрный рыцарь» Курган (опять-таки, как и Лундгрен и Хьюс, огромного роста, невероятной силы и пугающего вида), происходящий, как сказано, от неких «древних жителей России».

Читатель, наверное, уже устал от этого перечня. Но справедливости ради надо упомянуть, что и советский кинематограф любил эксплуатировать аналогичные образы. Вспомним хотя бы американского военного в исполнении Арниса Лицитиса из "Одиночного плавания" (1985 год), которому после сжигания деревень во Вьетнаме поручают «всего лишь» затопить пассажирский лайнер на Тихом океане, выдав это за удар советской ракетой, а он решает начать ядерную войну. Карикатурен и шаблонен он не меньше многих героев перечисленной выше «клюквы». А вспоминая рассказ из "Горца", что "племя Кургана бросало детей к диким собакам", нельзя не вспомнить фильм "ТАСС уполномочен заявить…" (1984 год) по одноименному роману Юлиана Семенова 1979 года, где офицер ЦРУ перевозит героин в выпотрошенных трупах детей. Вообще, в том романе Семенов приписал антигерою столько, что не снилось и Флемингу – он и организатор наркотрафика, и во Вьетнаме воевал, и женат на дочери нацистского преступника, и упрятал жену в психушку ради наследства, и убил своего же начальника.

Можно долго анализировать, «кто же первым начал» (есть популярное мнение, что романы Флеминга о Джеймсе Бонде – это ответ на многочисленные серии книг о шпионах, выпускавшихся перед этим в СССР), но важно, что напряженность удалось снизить, и после нескольких встреч Михаил Горбачев и Рональд Рейган 8 декабря 1987 года подписали соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности, а 15 мая 1988 года СССР начал вывод войск из Афганистана завершенный в феврале 1989-го.

Тем более, что многие из упомянутых выше фильмов о «русской угрозе» оставляли надежду на мирный исход. Например, после финального боя в "Рокки-4" (1985 год), проходившего прямо перед трибуной Политбюро ЦК КПСС (!), герой Сталлоне произносит речь о том, что его изматывающий бой с русским боксером «лучше, чем если бы 20 миллионов человек убивали бы друг друга» в мировой войне, после чего генсек (явно похожий на Горбачева) встает и начинает аплодировать а за ним и все Политбюро.

После этого интерес американского зрителя «русская тема» перестала вызывать, и в 1988 году провалились сразу четыре фильма, эксплуатировавших эту тему, причем с даже топовыми актерами – "Рэмбо-3", где герой Сильвестра Сталлоне отправлялся воевать с советскими войсками в Афганистан, "Красная жара", где Арнольд Шварценеггер в роли советского милиционера Ивана Данко преследовал бежавшего в США наркоторговца Виктора Роста (Руставели), "Красный скорпион", где набравший немалую популярность после "Рокки-4" Дольф Лундгрен играл действовавшего в одной из африканских стран советского спецназовца Николая Радченко, и "Чёрный орел", где только начинавший набирать тогда популярность Жан-Клод Ван Дамм играл советского агента-каратиста Игоря, которому на Мальте противостоял игравший роль агента американских спецслужб весьма известный на тот момент в Голливуде актер и мастер боевых искусств Сё Косуги.

Характерно, что "Рэмбо-3", со своим производственным бюджетом в 63 млн долл ставший самым дорогим фильмом на тот момент без учёта инфляции (с учетом инфляции его обошла бы знаменитая "Клеопатра", стоившая в 1963 году 44 млн долл), собрал всего 189 млн долл, что с учетом маркетинга выглядит провалом (напомним, производитель получает примерно 50% от выручки в прокате, а остальная остается у кинотеатров, при этом в 1980-е годы фильмы часто продавались за рубеж за фиксированную цену, а не за процент с проката, как принято сейчас). Для сравнения, "Рэмбо-2" (1985 год) при производственном бюджете в 44 млн долл собрал в мире аж 300 млн долл.

Что касается "Красной жары", при производственном бюджете в 29 млн долл собравшей в прокате всего 35 млн долл, то это был один из немногих провалов «австрийского дуба» в 1980-х, причем неожиданных, фильм все считали одним из будущих фаворитов проката. Но, как было уже сказано, «русская тема» американцев интересовать уже перестала, причем надолго. В будущем будут один за другим проваливаться эксплуатирующие эту тему "Полицейская академия-7: Миссия в Москве" (1994 год), "Багровый прилив" (1995 год), "Святой" (1997 год), с трудом отобьет производственный бюджет адаптация к «русской теме» культового романа Фредерика Форсайта "Шакал" (1997 год) и т.д.

Хорошую кассу и отзывы критиков собрала только "Охота за "Красным Октябрём" (1990 год), при производственном бюджете в 30 млн взявшая по миру около 200 млн долл, но все же этот фильм снимался по роману известного писателя Тома Клэнси и с поймавшим после "Имени розы" (1986 год) и "Неприкасаемых" (1987 год) вторую волну популярности Шоном Коннери в одной из главных ролей. Плюс хорошо выступил в прокате "Золотой глаз" (1995 год), но перезапуска «бондианы» все ждали аж с 1989 года.

Угрозу же американцы и Голливуд тогда видели (и показывали) со стороны совсем других стран. А каких – будет подробно рассказано в следующих статьях цикла.

1.0x