Авторский блог Олег Щукин 15:34 19 февраля 2023

Как «глобальный лидер» воюет против себя

США в системном кризисе

Железнодорожная катастрофа в американском штате Огайо, где 3 февраля сошел с рельсов грузовой состав и загорелись цистерны с винилхлоридом, отравив воздух и воду более чем для пяти миллионов жителей США, похоже, стала той каплей, что переполнила чашу терпения.

Или, вернее, прорвала завесу молчания вокруг бедственной ситуации в техносфере страны, традиционно числящейся «глобальным лидером» современного мира, «сияющим градом на холме», чьи недосягаемые социальные, политические, экономические, финансовые и прочие успехи вызывают восхищение всего свободолюбивого человечества и злобную зависть или даже ненависть у автократических «лузеров», типа Китая и России.

И это далеко не единичный случай: за последнее время пожары на объектах энергетической и транспортной инфраструктуры Соединённых Штатов происходят не просто постоянно, а с растущей частотой и со всё более тяжёлыми последствиями. На вопросы о причинах подобного безобразия есть несколько вариантов ответа, которые ничуть не исключают, а взаимно дополняют и усиливают друг друга.

Первый из них наглядно проявился в заявлении министра транспорта США «мальтийца», выпускника Гарварда и «лучшего мэра Америки» 2013 года Пита Буттиджича, явно получившего свой нынешний пост за нетрадиционную сексуальную ориентацию и успешное спойлерство Джо Байдену на президентских выборах 2020 года. Через неделю (!) после катастрофы Пит заявил, что за год фиксируется около 3000 аварий с железнодорожными составами, однако в данном случае он «обеспокоен» масштабами случившегося, поэтому причины будут расследованы, а виновные привлечены к ответственности. То есть, рабочий момент, такое бывает, неприятно, но ничего страшного.

Второй вариант ответа сводится к тому, что инфраструктура США как система практически не обновлялась с середины 1970-х годов, а по многим важнейшим параметрам и ключевым объектам — со времен Франклина Рузвельта и его «нового курса», уровень ее износа критически велик и непрерывно растет, в то время как федеральные и местные власти борются вовсе не с причинами, а со следствиями этого кризиса, поскольку это и легче, и выгоднее для них самих, подкупая все хуже образованный, все более больной и пребывающий во все более тяжелых зависимостях электорат, но тем самым загоняя Соединенные Штаты в глухой тупик, поскольку «инфраструктура пленных не берет».

Согласно третьему варианту ответа, налицо проявления банальной конкурентной борьбы: не только экономической, но и политической. Многочисленные аварии на американских нефтеперерабатывающих предприятиях, на заводах, производящих сжиженный газ, а также на иных объектах энергетической инфраструктуры не являются каким-то эксклюзивом для этой страны — достаточно вспомнить, как Рокфеллер во второй половине XIX века расчищал национальный рынок для своей Standard Oil, что сделало его первым в мире долларовым миллиардером: в дело шли взрывы на скважинах конкурентов, разрушение их нефтепроводов.

Так что подрыв «Северных потоков» — вполне в духе американской бизнес-политики: никаких табу не существует, если это выгодно и до этого дотягиваются руки: «Делаем, потому что можем». И нет никаких оснований предполагать, что для других внешних и внутренних конкурентов на территории Соединённых Штатов делаются какие-то исключения. Кстати, включая собственное государство: Байден уже не единожды требовал от энергетических корпораций снизить цены на их продукцию и поделиться с правительством демократов сверхприбылями, которые в 2022 году составили свыше 200 миллиардов долларов, что действующий хозяин Белого дома, вынужденный за прошедший год слить больше половины стратегического нефтяного резерва США с целью приостановить подорожание бензина и дизельного топлива, назвал «возмутительным». Особенно, если учесть тот факт, что средняя цена того же бензина повысилась с 0,89 до 1,06 долларов за литр, или на 19,1%.

Для сравнения: электроэнергия для американских домохозяйств подорожала в среднем с 13,66 до 15,07 долларов/МВтч, или на 10,3% (при увеличении производства с 4,108 до 4,2 ПВтч). Общий же уровень инфляции в Соединенных Штатах за 2022 год составил 6,5%, почти втрое ниже инфляции «бензиновой». А разные аварии вполне могут служить для оправдания такого запредельного роста цен вследствие, понятное дело, форсмажорных обстоятельств. Да и в политическом плане энергетические ТНК ориентируются больше на республиканцев, чем на их оппонентов из «партии осла». Поэтому их сверхприбыли скорее отразятся на партийной кассе «красных», чем «синих». Для Бадена и К° всё это скорее минус, чем плюс.

Наконец, есть и четвёртый вариант: «месть со стороны России за поддержку Соединёнными Штатами Украины». Он пока является маргинальным, но его уже продвигают в мейнстрим американских масс-медиа. «Списать» все вышеперечисленное на условных «Петрова и Боширова», вредящих Америке, чрезвычайно заманчиво — особенно, если при помощи такого нехитрого трюка можно будет уйти от неудобных вопросов по «Северным потокам», развалу американской инфраструктуры, коррупционной «помощи Украине» и уменьшению реальной покупательной способности доллара.

Илл. Бен Гаррисон

Публикация: Федеральное Агентство Новостей

1.0x