Авторский блог Андрей Школьников 00:14 12 декабря 2025

Как чужой мятеж изменил будущее Африки

смена стратегий является одним из важнейших показателей стратегического мышления

Воссоединение Крыма (2014 г.) и Сирийская кампания (2015–2019 гг.) открыли перед Россией дверь в Африку, позволив отстроить логистику. Первые проекты строились в рамках привычных для того миропорядка «правил игры»: сочетание экономических интересов и ЧВК («Вагнер», «Редут», «Конвой»). В отличие от остальных игроков даже в такой конфигурации экономические интересы оказывались вторичны, они больше были направлены на формирование самоокупаемости, а не на получение сверхприбыли и дешёвых ресурсов. В экономическом плане русские явно проигрывали ТНК, китайским корпорациям и даже туркам. Но в начале 2020-х общемировые геополитические условия изменились, к чему готова оказалась лишь Россия, да и то, не полностью по своей воле.

По мере разрушения глобального миропорядка стали меняться приоритеты, задачи и условия. Оказалось, что ставшие привычными за последние десятилетия неоколониальные методы более не работают, так всего за несколько лет Франция лишилась большей части влияния и инструментов, а работавшие через неё ТНК стали терять доступ к практически бесплатному сырью. Эпоха войн и катастроф (до середины XXI в.) будет требовать от внешних игроков иных стратегий, именно в этих условиях подходы и принципы России окажутся максимально актуальны и адекватны.

В отличие от других русские не стремились лишь зарабатывать, игнорируя интересы местного населения и элит. Изначально начатые для ослабления противника проекты, в первую очередь, против Франции, довольно быстро обрели стратегическую глубину и силу (см. таблицу). Последнее позволяет теперь рассматривать их в качестве долгосрочных, рассчитанных на несколько поколений. Оказалось, что подходы и методы России качественно отличаются от остальных игроков, они основаны на самом важном и дефицитном ресурсе ближайших десятилетий – безопасности.

двойной клик - редактировать изображение

Другой уникальной и важной чертой является человечное и уважительное отношение русских к местным. «Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» (Мк.4:24). В отличие от европейцев, американцев и китайцев, что относятся к негритянскому населению свысока, считая дикарями, чуть ли не полуживотными, для русских они - неразумные дети, которых нужно учить и строго воспитывать, помогая взрослеть. Население Чёрной Африки живёт больше чувствами и эмоциями, хорошо разбираясь в разнице между смешанным с презрением безразличием, с одной стороны, и сопереживанием, элементами гордости за достижения учеников с другой.

Однако, созданная 10-15 лет назад российская система отношений в отношении Чёрной Африки продолжала бы существовать и в наши дни, если бы не последствия произошедшего в июне 2023 г. в условиях СВО неудачного мятежа Е.В. Пригожина (1961–2023 гг.). Результаты анализа событий и причин потребовали кардинальных изменений, пересмотра механизмов функционирования и использования ЧВК в России. Африканская политика была переформатирована, передана вошедшему в структуру Министерства Обороны РФ Африканскому корпусу.

Последнее привело к усилению государственно-военного вектора в деятельности, переводу многих отношений на формальный, межгосударственный уровень. Начинавшиеся под маской экономической выгоды проекты перешли на другой уровень, много более соответствующий трендам ближайших десятилетий, вплоть до начала проработки долгосрочных проектов по строительству малых АЭС.

По состоянию на 2025 г. Россия не просто основательно закрепилась, а стала одной из основ существования ЦАР и трёх государств Сахель, образовавших конфедерацию (Нигер, Мали, Буркина Фасо). Помимо этого, расширяется присутствие в Ливии и Судане, несмотря на идущие там гражданские войны, а также в ряде соседних стран. Фактически, речь идёт о плавной геополитической экспансии, где не стоит целью лишь заработок и получение прибыли. Природные ресурсы Чёрной Африки не принципиальны для России, главное, чтобы эти проекты не требовали внешних инвестиций, окупали себя.

Для африканских стран долгосрочное сотрудничество с русскими является очень выгодным. Реализуя и защищая свои интересы, Москва усиливает и укрепляет своих "младших партнеров", реализуя стратегию «win-win». Не нужно стараться каждое взаимодействие доводить до получения прибыли, много выгоднее строить сотрудничество, получать прибыль в совокупности, не обирая и не унижая партнеров, а вместе с ними получая выгоду за счёт кого-нибудь третьего. В данном случае это происходит за счёт Европы, ТНК и других потребителей природных ресурсов африканских стран, что будут вынуждены платить «справедливую» цену, ведь за африканскими странами будет стоять русская тень.

Свою настоящую выгоду Россия получает не деньгами и ископаемыми, а геополитическими вистами, вторичной пользой от слома игры противников, перспективами долгосрочных программ. Европа, ТНК и Китай не могут себе позволить подобного, точнее они не готовы отказаться от возможности заработать. США могли игнорировать прямую экономическую прибыль ради геополитических целей, зарабатывая в целом от контроля над миром, но расклад изменился. Единственное, что африканские страны смогут предложить в ближайшие 10-15 лет – не поставлять ресурсы в Китай, но добиться этого можно проще, да и приоритет этого направления низок.

И, да, смена стратегий является одним из важнейших показателей стратегического мышления, отрадно, что даже мятеж, в итоге, сыграл на руку России, перезапустив африканский трек…

Источник

1.0x