6 июня — не единственная дата, посвящённая великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Наряду с ней в памятном календаре великого поэта есть ещё одна, не менее важная. Это дата открытия Царскосельского лицея — учебного заведения, сыгравшего заметную роль в становлении Пушкина как поэта. Именно здесь состоялась его знаменитая встреча с другим великим русским поэтом — Гавриилом Державиным, положившая начало большому творческому пути Пушкина. Именно здесь юный Пушкин обрел верных друзей, среди которых Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, и именно Царскосельскому лицею посвящены многие произведения молодого поэта. Конечно же, Царскосельский лицей стал тем образцом учебного заведения, в котором прекрасно сочетались система образования с воспитательной программой. В лицее были сформированы незаурядные личности, для которых жизнь всегда и во всем была посвящена служению Родине. Сегодня это наиболее насущная проблема современного общества – воспитание преданных и активных граждан своего Отечества.
И в этот год 225-летия основоположника русской литературы и в месяц открытия Царскосельского лицея в Большом зале Центрального Дома Литераторов при поддержке Министерства Цифрового развития, связи и массовых коммуникаций состоялся прекрасный литературно-музыкальный вечер — «Пушкинская гостиная».
Редко можно увидеть большой зал ЦДЛ не просто настолько наполненным, а наполненным лицами интересующихся, понимающих. То, что на языке пиарщиков называется целевой аудиторией. Только здесь — всё как раз наоборот. Никто не вычисляет аудиторию, не «таргетирует» её и не рекламирует выступление навязчиво, боже упаси, — все сами находят, сами приходят, здесь зритель как нигде активен.
Весь секрет в том, что «Пушкинская гостиная» проходит со стабильной периодичностью, а ещё, как выставки Передвижников, путешествует по городам и весям, имеет уже прочную славу и, соответственно, своего зрителя и слушателя. «Пушкинская гостиная» в 2024 году состоялась и в День памяти Пушкина, а также в июне и вот теперь — в октябре, в месяц открытия Царскосельского лицея, и всегда разные программы, и всегда — аншлаг…
Вечер прошёл в формате настоящей литературной гостиной. Были представлены произведения Пушкина разных лет, музыкальные композиции. Важным дополнением стали выступления известных российских пушкиноведов, рассказавших о юных лицейских годах поэта, о местах, связанных с Пушкиным. Также был представлен литературный анализ некоторых произведений поэта, в частности — размышления на тему пушкинских произведений знаменитого российского пушкиниста Валентина Непомнящего. В ходе вечера транслировался видеоряд с фотографиями дневников Пушкина, изображениями пушкинских мест, лучшие книжные издания его произведений и работы художников-иллюстраторов. Автор и режиссер видеопоказа — Ирина Панкова.
Большое внимание на вечере было уделено двум великим произведениям Пушкина: поэме «Полтава» и роману в стихах «Евгений Онегин». Безусловно, эти два великих произведения составляют и пророчество о судьбах Отечества и картину, тонкий срез жизни русского общества, которые не теряют актуальности (но лишь приобретают её) и по сей день.
Изысканное оформление вечера позволило присутствующим в зале прикоснуться к образу великого русского поэта, ощутить в полной мере ту живую основу русской жизни, взаимодействуя с которой Пушкин создавал свои великие произведения. Создатели программы, её неизменная ведущая и автор проекта «Пушкинские гостиные» директор Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России Алла Панкова, заслуженная артистка России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Полина Федотова (аранжировки, фортепиано), режиссёр видеопоказа Ирина Панкова сконцентрировали своё и зрителя внимание на пушкинских местах, на его истоках, с которыми неразрывно связан жизненный и творческий путь поэта, его вдохновенье — Москва и Пушкиногорье, Петербург и Царское село. Экран то и дело озарялся знаменитой картиной «Осенние дожди» Виктора Панкова, напоминая что за окнами, и особенно в Михайловском, — всё тот же благодатный «пышного природы увяданья» сезон, даривший столь обильное вдохновение Александру Сергеевичу. Когда на сцену вышла София Федотова (скрипка), появилась ещё одна модальность восприятия пушкинских строк. Вот говорят «жить музыкой»… Композиторы ею живут, ею мыслят, её даже во снах находят. Но здесь было другое, как бы с другой, прочитывающей замысел стороны — причём той же самой природы. Необходимо было видеть лицо Софии, озарённое преобразованной в мелодии мудростью пушкинской строки! Это была не специальная мимика, не актёрская, безусловно, — просто скрипачка (грубовато звучит слово в данном случае) позволяла видеть свой внутренний мир в мгновения движения смычка по струнам. Это была не просто страсть или задумчивость, — тут было то самое высшее, на эмоциональном уровне, понимание-проживание замысла художественного произведения. Её смычок не просто вёл по струнам — он вёл нас за собой в процесс реализации замысла великого поэта, давно переросшего национальные масштабы… Если «Пушкинская гостиная» будит такое в музыкантах, — ей нет цены! Если такое (интимнейшее, на самом деле) могут видеть на сцене сотни зрителей, причём ещё и бесплатно, — это принципиально цены не имеющий им дар (не монетизируемый, материально не измеримый) и даже миссия тех, кто упорно, — с умным просветительским упрямством тех самых подвижников и художников-Передвижников популяризуют произведения Пушкина, заболтанного и потому многими не понятого.
Просто необходимо в этом очерке отметить и других участников этого замечательного вечера, позволивших нам еще раз прикоснуться к живоносному источнику пушкинского таланта. Это чтецы народный артист России Валентин Клементьев, заслуженная артистка России Татьяна Шалковская. Уникальное музыкальное оформление гостиной было создано заслуженной артисткой России, профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Полиной Федотовой (фортепиано) при участии Софии Федотовой (скрипка). Сцены из опер «Полтава» (сцена Марии Кочубей и Ивана Мазепы) и «Евгений Онегин» (финальная сцена Онегина и Татьяны) представили заслуженная артистка Республики Башкортостан, солистка театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова Елена Терентьева (сопрано) и приглашенный солист Большого театра Андрей Бреус (баритон).
Всё, прозвучавшее в Гостиной, казалось заново запечатлевается, а не припоминается из забыто-школьного, давнишнего. Приглушённый свет соответствовал интимности всего вечера — кто знает, быть может и в Кривоколенном так читал Пушкин впервые своего «Бориса Годунова»?
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
двойной клик - редактировать изображение
Илл.: на сцене «Пушкинской гостиной»
Автор фото — Василий Федосов