К 2022 году, в котором мы отмечали 10-летие Изборского клуба, мы уже могли говорить о сложившейся парадигме изборского сознания как целостного и системного мировоззрения, играющего в современной России весьма заметную роль и оказывающего существенное влияние на политические и гуманитарные процессы. В последнее время неоднократно приходится слышать вовсе не от наших идейных сторонников, а скорее от противников мысль о том, что, увы и ах, в России образца 2022–2023 годов преобладающими стали изборская логика, изборская лексика, изборские оценки и представления о российской истории и её духовных ценностях.
Ключевую и важнейшую роль в становлении этой парадигмы сыграл главный инициатор и учредитель клуба Александр Проханов, наш человек-основа, который вошёл в клуб и в качестве персоны, писателя и общественно-политической фигуры, и также в качестве созданной им корпорации (газета "Завтра", телеканал "День ТВ", а теперь ещё и "Наше Завтра", которое возникло несколько лет назад и стало одним из лидирующих издательств патриотической литературы в стране).
Проханов в ходе долгой эволюции, большого творческого пути, проделанного им как писателем и мыслителем, выработал, выстрадал своеобразный стиль государственничества, который с поверхностной точки зрения может казаться чем-то очень простым и самоочевидным, но вовсе не является таковым. Достаточно посмотреть на десятки выдающихся русских национал-патриотов, даже и на самого Проханова как общественного трибуна на более ранних этапах его становления, — все они так или иначе являли себя как эксцентрики, бросающие вызов постсоветскому порядку, колониальной системе, духу политической смуты. И этот вызов у большинства из них был безусловно честен, справедлив, по-своему адекватен историческим моментам, в которые они жили и боролись. Но эксцентрики-патриоты не умели подняться на высоту историософского понимания, они, образно говоря, пытались принять у России преждевременные роды ещё не наступавшей новой эпохи возрождения… Они были прекраснодушными патриотами и при этом негодными повитухами (сказанное относится в разной степени ко всем нам)…
Разящий меч мечты
Изборский феномен, зажжённый во многом гением Проханова, представляет собой знаковый переход из эксцентричного стиля воинствующих рыцарей "государства, которое мы потеряли", в иной, внутренне уравновешенный стиль Пятой империи, то есть нового рыцарства того же самого государства, но такого и в такой форме, которое мы должны обрести, которое мы лелеем в виде слабых, незаметных, почти иллюзорных ростков в текущей неприглядной действительности. Рыцарства, не ностальгирующего по прежнему порядку и не плачущего о погибели земли Русской, а мечтающего о небывалой ещё России.
И — о чудо! — вот уже ростки эти, сначала в каком-то уродливом и извращённом виде, как невыносимая смесь добра и зла, тьмы и света, скверны и правды, пробивают корку либерального асфальта, поднимаются вверх, и — дальше — больше — набирают силу, того и гляди заколосятся… Тайна этой эпохи в том, что нужно было как-то пережить смуту, перестрадать её. Как сказано в Благой вести, "претерпевший до конца спасётся". Кто же не найдёт в себе силы претерпеть — тот из рыцаря России мутирует в озлобленного скептика и циника, желчного ниспровергателя не только осквернённого западниками и русофобами государства, но и брезжущей в недрах его Пятой империи…
Проханов счастливо избежал этой незавидной участи — закоснеть в состоянии отрицателя общества лжи и спектакля. Он преобразился из эксцентрика в эквилибриста. Он выработал стиль канатоходца, танцующего на струне истории, не просто верящего в конечное искупление и победу, но и, как мастер с шестом, — знающего о точке назначения своего, казалось бы, невероятного пути.
Изборское сознание стало средоточием нового рыцарства, которое несколько лет назад я предложил именовать орденом мечтаносцев. Мечтаносцы — это те, кто пронёс свою мечту сквозь упадок и депрессию и теперь несёт её дальше. Для них мечта не маниловщина, не близорукость и не прожектёрство, а меч разящий.
Символ Пятой империи
Изборское сознание, преодолевающее оппозиционный скептицизм, стряхивающее морок и усталость десятилетий предательства всего и вся, — сознание историософское и сознание мистическое. Это не просто надежда, но твёрдая уверенность в реванше России, которая не должна быть вычеркнута Богом из дальнейшей судьбы мироздания. В изборском сознании рациональное и иррациональное соединились в сверхпрочный сплав, прогорклое разочарование от тяжёлых утрат и потерь закипело в этой нержавеющей реторте и пошло, как пар, в своего рода змеевик. Так вся прежняя скорбь перегоняется в чистый спирт Большой Истории. Эта возгонка идёт сейчас полным ходом, а мы ранее лишь предвосхищали её, пророчествовали о ней и, конечно, идеализировали её. Ведь жизнь, даже победоносная, всегда отличается от нашей мечты.
Ключевым моментом этого преображения для самого Проханова стала середина 2000-х (нулевых) годов, которые действительно были отмечены пребыванием как будто на нулевой отметке, между заморозками и таянием. Своего рода вратами для нового стиля мышления и созерцания истории стала прорывная идея Пятой империи. На слух эта прохановская формула воспринимается как полушутливая аллюзия на французскую Пятую республику Шарля де Голля. Однако дело лежит гораздо глубже, и сами пять русских исторических эонов гораздо масштабнее, чем французские республики. Тем более что Пятая республика французов, по сравнению с предыдущими республиками, характеризовалась как раз полной утратой имперского характера, потерей почти всех колоний.
Для автора этих строк разительной и глубоко неслучайной рифмой явилось то, что мы, авторы Русской доктрины (2005 г.), и Проханов в своей публицистике тех же лет, не сговариваясь, практически одновременно обрисовали концепцию пяти этапов русской истории — и границы этих этапов у нас целиком и полностью совпали. Термин "Пятая империя" авторами Русской доктрины, естественно, не использовался, но концептуальный каркас — большие этапы, перемежаемые катастрофами и смутами, — был, в сущности, тот же самый. Также в Русской доктрине подразумевался и озвучивался имперский характер Государства Российского в эти пять больших периодов. Даже в самом спорном из этих пяти случаев — Киево-Новгородской Руси — мы также обозначали её как "торговую империю Рюриковичей".
В 2006–2007 годах миф Пятой империи был развёрнут Прохановым уже не в статьях, а в больших работах — это "Симфония "Пятой империи", где давалась квинтэссенция его имперского мировоззрения, программный роман "Пятая империя", в котором моделировалась попытка русского политического заговора в русофобском по сути государстве, а затем идейно-публицистическая книга "Технологии "Пятой империи", написанная в соавторстве с Сергеем Кугушевым.
В Русскую доктрину в историософском плане была заложена моя авторская концепция Смутных времён, в ядре своём созданная ещё в 1995 году. Нами двигала сверхрациональная вера (или интуитивное знание) в особый закон сжатия-разжатия русского пульсара, вдоха и выдоха России, "компенсационной экспансии", которая обязательно приходит после очередной смуты и оказывается не просто возвратом утраченного, но и новым завоеванием, новым наступлением цивилизации и в пространственном, и в геостратегическом плане, и в плане цивилизационной мощи (мощи знания, технологий, культуры, способности объединять вокруг Русского мира другие народы и общества).
Со свойственной ему художественной силой Проханов исповедовал эту веру в образе "потаённого кристалла "Пятой империи", узреваемого им в путинской России. В "Технологиях "Пятой империи" об этом писалось так: "Пятая Империя" ещё не имеет границ. Не имеет имперского центра. Не имеет своих опричников и гвардейцев. Но она повсюду — в каждом мгновении, в каждой молекуле русского воздуха. Так в мартовской мгле, в последних зимних позёмках начинается "весна света". Миллионы лучей вторгаются во льды и снега, плавят, жгут, озаряют. В мире начинаются шум, блеск, сверкание. В лесах с замороженных елей осыпаются кипы снега. В полях реют бестелесные лучистые силы. И земля, ещё неживая и сонная, готова к преображению. Грезит Пасхой".
Так происходило отыгрывание истории в иную — родную — реальность, в исправленное будущее, история вызволялась из реальности чужой и чуждой, из украденного у нас настоящего.
Изборская ось кристалла
В том же 2007 году произошло знаковое событие, выходящее за рамки литературных и идеологических манифестов и выводящее их на качественно иной уровень, уровень светской литургии, — был насыпан Изборский холм в Псковской области. Этот холм стал воплощением долго созревавшего ослепительного замысла, в котором Александр Проханов и Александр Нотин явились творцами символического изборского мифа. Проханов формулировал этот миф как особый "святой курган", в который сносятся земли со всего Русского мира, с мест его подвигов и жертв — как "горсти муки для испечения пасхального хлеба".
В центре этой мистерии встал образ Изборска как жертвенного города, задерживающего врага (подобно Брестской крепости в Великую Отечественную войну). Это пронзительное видение смысла истории и воля к участию в ней стали результатом большого прохановского пути, развитого им особого нутряного чувства событий как текущего здесь и сейчас потока вечности. Это чувство посещало Проханова в юности, когда, как он говорит, в лугах под Лопасней явился ещё неведомый, не известный ему по имени ангел Херсонеса — спустя много лет это откровение и мистическое переживание будет спроецировано на государство, на президента…
Затем на острове Даманский история показала Проханову свою изнанку, предстала как страшный ожог, и в итоге — заставила его ценить хрупкое и утончённое "государство-шедевр", до того казавшееся грубым неубиваемым левиафаном, нагромождением лицемерий. Это чувство до предела обострилось в нём на рубеже 1980-х и 1990-х годов, когда запахло в воздухе крушением несокрушимого, казалось бы, советского уклада. Наконец, эта чаша возрождающегося государственничества исполнилась в конце нулевых, когда созрел замысел изборского братства — стержня, вокруг которого и станет возрастать кристалл Пятой империи.
Точкой перехода на этот раз был митинг на Поклонной горе, призванный остановить Болотную и уже мерцающий в ней новый оползень государства. Если в начале 1990-х остановить такой оползень не удалось, то в 2012-м всё получилось. И колесо истории закрутилось в обратном направлении — пошёл отсчёт русского времени. Крым, Донбасс, отторжение иноагентов, исправление Конституции, наконец, СВО, освобождение от опеки Запада и целая линейка новейших консервативных преобразований — всё это стало явью.
Формирование в 2012 году Изборского клуба знаменовало для нас разрыв с навязанной стратегией прозябания — ведь это была не просто ещё одна площадка для дискуссий, это был осязаемый итог Поклонной как самоорганизации антимайданных сил. Клуб стал точкой приложения новых исторических тенденций, может быть, даже тайным центром событий, как бы громко и претенциозно это ни звучало…
Конечно, преображение не происходило в мгновение ока, по щелчку, процесс этот был по-своему болезненным и сложным. Но изборское сознание шло на несколько шагов впереди событий, подстёгивало их, пыталось спрямить петляющие траектории политиков.
Большой мобилизационный рывок, синтез красных и белых, "Всплывающая империя", сберегаемый замковый камень государства, Божественная справедливость, "Русский Ковчег", вероучение Мечты, идеология Победы, наши ответы на "гирлянду" новейших антисистемных революций, великого обнуления, трансгуманизма, контркультурного разложения — все эти концепты и труды стали значимыми плодами изборцев, вбрасываемыми в общественное сознание и довольно быстро находящими для себя огромное число единомышленников. Изборский клуб превратился в своеобразную фабрику мысли. Фабрика эта была не классическая, она вырабатывала не холодный рассудочный продукт, как какой-нибудь "Рэнд Корпорэйшн" или группа Клауса Шваба, а продукт солнечный, сердечный, по-русски одухотворённый, образно и символически заряженный.
Сам Проханов сравнил изборский феномен с возвращением "философского парохода", ушедшего из советской России в 1922 году и увезшего из него творческий цвет русской религиозно-философской мысли той эпохи.
Структура изборского сознания
Высший уровень изборского мировоззрения — это учение о русских кодах. К ключевым кодам обычно мы относим коды Победы, Пасхи, священного труда, оборонного сознания, общего дела, России как души мира и идеал справедливости как долженствования. Все они, а также и ещё целый ряд ключевых для русского исторического менталитета кодов, получили детальную, а иногда и филигранную разработку в трудах изборцев (см.: Русские коды. Изборский клуб. — М. : Наше Завтра, 2022).
В целом изборское сознание стоит на столпах цивилизационного подхода, за эти 10 лет завоевавшего признание в государстве (свидетельство чему — концепция традиционных ценностей и вводимая новая учебная дисциплина "Основы российской государственности"), однако внутри этого цивилизационного подхода формационный подход не отбрасывается, а включается в него как платформа модерна, прогрессизма, мироощущение, необходимое для построения индустриального уклада, высокой медицины, высокого образования, высокой науки, внедрения ориентиров на доступность для каждого гражданина высших достижений человечества.
Как уже говорилось выше, изборское сознание наполняет историософия синтеза, примирения исторических начал, когда-то сталкивавшихся в противостоянии смут и гражданских войн. Из этого синтеза прорастает учение о новом периоде русской истории как переходе к Пятой империи (позднепутинский период, он же "донбасский период" русской истории). Изборское представление о русском типе империи строится в первую очередь на тезисе о симфонии культур, а не колонизации одними народами других.
Однако изборское сознание — это ещё и целая цепь авторских или коллективных учений: учение о технологических укладах, учение о новом мобилизационном рывке, включающем реиндустриализацию, учение о борьбе с глобальной транснациональной антисистемной сетью, которая угрожает другим цивилизациям, учение о конце капитализма, об анонимных цифровых и сетевых войнах, в которые он сталкивает мир накануне своей гибели. Далее это также и учение о Ковчеге как отказе от глобализации и деструктивной эрозии кодов конкретной цивилизации, учения о священной истории (её сакральной составляющей) и о механизмах управления историей, учения о предпосылках стратегического союза с Китаем, а также о предпосылках союза с Индией и Ираном (проект "Аркаим XXI век") — два этих главных для России союза в изборской оптике не противоречат друг другу, а должны дополнять друг друга, служа фундаментом евразийской гармонии. В этом же ряду изборская Доктрина Русского мира, самая разработанная на данный момент в России, наиболее зрелая и законченная, а также концепция арктической миссии России, прирастающей Севером. Мы развернули свои представления о космизме и ноосферном развитии в пику трансгуманизму и постгуманизму, мы предложили ставшие во многом пророческими концепции о путях укрепления российской армии, о новой холодной войне (ещё до того, как она началась), о православном социализме, о продовольственной безопасности, концепции Большого развития и Большого стиля как аспекты Пятой империи.
Этот перечень изборских трудов далеко не полный.
Сквозь тернии эпохи
Изборский поиск и изборская мысль натыкались порою на чудовищное непонимание, на проклятия и инсинуации. Сыпались они прежде всего из либерального лагеря, видевшего в нас возрождение "красно-коричневого" субстрата, подавленного ельцинистами в 1993 году. Но немало горящих головешек кинули в нас и собратья-патриоты, особенно рьяно из лагеря настроенных непримиримо антисоветски, антисталинистски.
В 2015 году была проведена целая спецоперация по дискредитации Изборского клуба, связанная с якобы предложенной нами "иконой Сталина". Речь шла об иконе Богородицы "Державная", на которой под омофором Матери Божией были изображены без нимбов маршалы Победы 1945 года во главе с генералиссимусом. В Церкви звучали и оценки трезвомыслящих священников, не увидевших в этой иконе противоречия канонам. Но нашлись и достаточно влиятельные силы, которые решили раздуть скандал, не предполагая разбираться в произошедшем, а просто раскрутив не терпящую никаких возражений травлю. Одним из главных застрельщиков этой неприглядной кампании был, как стало впоследствии известно, Сергей Чапнин, на тот момент ответственный редактор газеты "Церковный вестник". Активность Чапнина, его угрожающие одёргивания и обличения напугали многих архиереев и священников, епархиальные власти в двух епархиях поспешили откреститься и от самой иконы, и от тех священников, которые её освящали. Прошли годы. Теперь Чапнин уже из-за границы поливает грязью и Россию, и Церковь, не скрывая своего подлинного "я", а тогда он предстал чуть ли не в роли центрального ревнителя веры всея Руси.
Поучительной была и история с экранизацией романа "Убийство городов", написанного Прохановым по горячим следам событий. Это до сих пор единственный большой роман в современной литературе, посвящённый донбасскому перелому 2014 года. В романе ярко предстал феномен Донбасса как форпоста Русского мира, волею обстоятельств вырвавшегося вперёд и занявшего передовую площадку исторического времени, опередившего большую Россию как минимум на восемь-девять лет. Этот феномен может быть ёмко выражен словами одного из персонажей романа: "Все, кто в Донбассе воюет, все русские люди. И у всех один Бог — справедливость. Мы теперь каждый — и красный, и белый, и у нас один Бог".
Член Изборского клуба, выдающийся наш режиссёр Владимир Бортко вызвался снять по мотивам романа фильм, создал сценарий. В Администрации Президента идею поддержали, отправили её на уровень киношных и телевизионных начальников — но там вдруг всё забуксовало, начались "мытарства" с этим фильмом… В итоге поступил сигнал: снимать фильм о Донбассе пока не время… Это было начало Минских соглашений, растянувшихся на целых 8 лет обмана, 8 лет взращивания под миротворческую риторику военной мощи киевского режима, культивирования в рамках этого режима целого поколения озверелых русофобов. Ни сопоставимой военной мощи, ни такого озверения, ни такого одурманивания массы украинских граждан в 2014–2015 годах, конечно же, ещё не было…
В 2017 году либеральные злопыхатели взломали страничку Проханова в "Фейсбуке"*, чтобы опубликовать под его именем оголтелый антикремлёвский памфлет. В ответ на это Александр Андреевич породил целый цикл романов, гротескно-саркастических пародий на либералов, постмодернистов, белоленточников и "эхомосквистов", получивший обобщённое название "Удар милосердия". Этот опыт ещё ждёт своего воплощения и развития в самых разных жанрах. По мотивам таких произведений мог бы быть создан роскошный сатирический мультсериал, который навсегда покончил бы в народном сознании с остатками репутации "невзоровых"**, "собчачек" и иже с ними. Но ни фильм "Убийство городов", который сейчас был бы так нужен и актуален, ни мультфильм про ехидн и иудушек Русского мира так пока и не появились.
И вот — отрадный факт — недавно стало известно, что фильму по роману "Убийство городов" всё-таки быть, хотя снимает его и другой режиссёр. Время делает своё дело, Россия меняется. Тем не менее, эти примеры показывают, что хотя изборское сознание и наращивает своё присутствие в национальной жизни, оно пробивает себе дорогу с трудом, его не встречают с распростёртыми объятиями. Сопротивление, особенно скрытое, подспудное, в основном в высших звеньях чиновничьей элиты и в среде олигархата, пока ещё велико.
Эстафета "русских мальчиков"
Изборский клуб по сути — это "русские мальчики" Достоевского, только, может быть, несколько повзрослевшие. Это всё те же герои консервативно-романтических радений и горячих споров с теми же вечными вопросами о Боге и человеке, социализме и Царствии Небесном, мире Божием, его счастье и несчастье, инквизиторе и слезинке ребёнка. Изборские "русские мальчики", несмотря на седину у многих, по сути всё такие же юные. Проханов в его 85 — поразительно юн, о чём можно судить по новым стихам, статьям, интервью. Так что приходят на память слова псалмопевца: "…обновится яко орля юность твоя" (Пс. 102:5).
Ангел Херсонеса хранит и ведёт нас, подсказывает слова. Проханов — неодолимый полемист, известный всей стране по поединкам на центральном телевидении. В нём работает таинственный "радиоприёмник", принимающий на заветной волне эти слова и подсказки высшего суфлёра, которого в античности считали даром божества избранным людям. Вероятно, именно его Сократ называл даймонием, духом-покровителем, римляне — гением, христианские отцы — ангелом-хранителем. Платон считал, что это совесть, то есть связь с Богом, присущая человеку изначально.
Это радиочастоты русских кодов, частоты пяти империй, частоты "золотого времени" или того эона, который стоит выше исторического времени. Красота и смысл истории постигаются только из вечности, где история состоялась, сталась, то есть превратилась в ставшее, в золотое и замкнутое совершенство. И только оно позволяет простить и принять весь ужас и кровь конкретной истории, конкретных эпох, смут и поражений.
Не так давно вышло новое, дополненное издание энциклопедии "Русская философия", в которой собраны и с академической скрупулёзностью описаны жемчужины всей нашей отечественной интеллектуальной культуры за тысячу с лишним лет. И в новом издании появились статьи про Проханова и Изборский клуб. С энциклопедической ёмкостью в статье о Проханове её авторы отмечают: "Победа является не только историческим фактом, но и символом "извечной победы", пасхальности русской истории, обусловленной тем, что Россия восстаёт против тьмы на стороне света, потому что жаждет в земной жизни "божественной справедливости", а русский путь определяется не расчётом и рациональностью, а интуитивной "русской мечтой". К вариантам исторически проявившейся "русской мечты" Проханов относит русские сказки, мифологию Святой Руси, доктрину старца Филофея о Третьем Риме, концепцию России как "Нового Иерусалима", традицию "русской идеи" у крупнейших русских писателей и философов, идеалы русского космизма, мессианскую подоплёку красного сталинского проекта и др. явления" (Русская философия: Энциклопедия. 3-е изд., дораб. и доп. / Под общ. ред. М.А. Маслина. — М. : Наука, 2020. — С. 567.)
Изборское братство стало одним из главных героев в художественной мистерии Проханова. В каком-то смысле он не просто основал клуб, но и "придумал" изборцев, ведь до этого мы были в значительной мере каждый сам по себе, собираясь относительно небольшими группами. Конечно, многие из нас так или иначе пересекались, сотрудничали, некоторые даже дружили между собой — но большим братством всё это стало именно в 2012 году и именно благодаря обаянию и авторитету Александра Андреевича.
Дальнейшая задача изборского сознания — изваять конкретные формы Пятой империи, не позволить забыть важные смыслы нашего прошлого, не упустить главные из наших кодов, сделать так, чтобы Пятая империя не рухнула в новую смуту, смогла одолеть вековечного супостата. А потомкам мы призваны передать эстафету — учредив не просто клуб для общения и обмена энергиями, но орден мечтаносцев, передающих наследникам свою мечту как заветный меч.
На фото: встреча членов Изборского клуба с экипажем стратегического ракетоносца ТУ‑95 «Изборск», август 2014 года
* Соцсеть запрещённой в РФ экстремистской организации Meta Platforms Inc.
**иностранный агент