Катастрофа с судном “Evergreen” в Суэцком канале обнажила уязвимость современной морской торговли. Из-за отсутствия равнозначных альтернативных торговых путей по воде, мировая экономика во время блокировки канала гигантским сухогрузом теряла 400 миллионов в час. Компании, занимающиеся грузоперевозками, быстро сориентировались и вернулись к забытым методам транспортировки грузов в обход Африку. Однако, кроме демонстрации уязвимости канала, случай с контейнеровозом может открыть новые возможности для торговли, которые, помимо прочего, могут оказаться быстрее и дешевле.
Другие маршруты имеются, но они занимают гораздо больше времени – а значит, и более затратны по расходам. Так, отправка судов вокруг Африки в обход мыса Доброй Надежды удлинит маршрут на 9,6 тыс. км и 10 дней, к тому же увеличит расходы – только на топливо потребуется дополнительно около 300 тыс. долларов для супертанкера, перевозящего нефть. И на этом этапе могла бы вступить в игру Россия.
Северный морской путь как судоходный маршрут из Европы в Азию был предметом дискуссий ещё в 16-м веке как в европейских странах, так и в России. Реальное освоение маршрута началось во времена СССР, а его усовершенствование продолжается до сих пор. В данный момент, основным направлением является транспортировка добытой в Приразломном месторождении нефти, но помимо этого производится и грузоперевозка, пускай и заметно уступающая в интенсивности торговле по Суэцкому каналу.
Помимо очевидных преимуществ СМП, в виде сокращённого маршрута и невозможности создания транспортного коллапса из-за одного судна, вставшего поперёк пути, есть и другие, которые стоит рассмотреть для лучшего понимания Северного коридора как новой судоходной альтернативы. Пиратство при первом рассмотрении может показаться не такой крупной угрозой, но по подсчётам Всемирного банка, пираты ежегодно обходятся мировой экономике в 18 миллиардов долларов. Это уже не говоря об угрозе человеческим жизням, которую так часто представляют сомалийские безумцы. И пусть вероятность столкнуться с морским грабежом уже давно довольно низка, до полной безопасности от нападений в море далеко. А в 2020 году, в связи с эпидемией коронавируса и ослабленной из-за этой экономики, показатели нападений на торговые суда увеличились на 24% по сравнению с 2019-м годом. Нынешний кризис в Суэце может привести к ещё большему увеличению этого показателя. Очевидно, что подобное на территории Севморпути представляется маловероятным, если и вовсе невозможным. Помимо того, что он проходит вдоль границы одного государства, климатические условия не располагают к развитию грабежей, особенно, в местах покрытым льдом.
Справедливый вопрос – если Северный коридор настолько выгоден, почему при всех его преимуществах в 2020-м году по СМП прошло только 40 судов, тогда как по Египетскому каналу – около 18000? На этот вопрос ответил директор и научный руководитель основанного в 1954 году Института экономики морских перевозок и логистики в Бремене (ISL) Бурхард Лемпер. По его мнению, нецелесообразность грузоперевозок по Северному морскому пути имеет несколько причин. Во-первых, очевидно это льды, из-за чего перевозка без ледокола становится возможна только в течении полугода, что создаёт новые типы издержек. Так, каждые полгода торговые рейсы нужно будет менять, следовательно, нужно будет нанимать и два вида экипажей, один из которых будет обучен для специфики Египта и восточных морей, а другой – для холодных вод России. Такой разброс нивелирует всю экономию на топливе и длине маршрута. Транспортировка в заледеневшем море не совсем уж невозможна, но процесс этот трудоёмкий и несёт свои собственные сложности. Во-первых, обеспечение самого ледокола — это дополнительные расходы, во-вторых, скорость ледокола медленнее, а значит будет замедленно и само судно, следующее за ним. Кроме того, проблема — и размеры контейнеровозов. Крупные сухогрузные суда достигают ширины 60 метров, тогда как самый большой ледокол имеет всего лишь 34 метра в ширь, поэтому двигаться по СМП могут лишь определённые суда. Последней, но от этого не менее важной помехой является сама инфраструктура коридора. Суэцкий канал при всех его недостатках - сложившийся маршрут, вдоль которого находятся одни из самых крупных портов в мире, через которые проходила не одна торговая экспедиция, тогда как в маршруте через север обычными будут остановки в городах, чьё население не составляет и 500 человек.
Возможно, именно происшествие в Суэце заставило российские власти зашевелиться в этом направлении. В минувшее воскресенье российский премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о субсидировании строительства головного гидрографического судна для работы в акватории Северного морского пути (СМП). На строительство судна ледового класса Arc7 будет выделено более 7 млрд руб, сообщает «Коммерсант». Судно мощностью 8 МВт, строительство которого предусмотрено федеральным проектом «Северный морской путь», планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году. Помимо транспортных судов Arc7, РосАтом в 2020-м году начал строительство атомных ледоколов нового типа «Лидер». Одним из ключевых особенностей новых судов будет большая ширина корпуса, что позволит проводить за собой более крупные контейнеровозы, в какой-то мере эти ледоколы являются ответом на критику Лемпера об ограниченности СМП как торгового пути. Правда, по плану Росатома, в эксплуатацию эти судна смогут быть запущены только в 2027 году, поэтому, несмотря на успехи строительства атомных ледоколов, ждать каких-то изменений в морской торговле ближайшие лет 5 не стоит. В целом, как было объявлено в начале марта, до 2024 года объем финансирования модернизации транспортной инфраструктуры составит 780 млрд рублей. Спустя много лет относительного бездействия и эксплуатации имеющихся мощностей, будут расширять две железнодорожных магистрали – БАМ и Транссиб. Ещё в прошлом году из-за поднявшейся стоимости морских перевозок число контейнерных транспортировок по Транссибу выросло на 15%. Возросшая нагрузка заставила задействовать БАМ и начать строительство второго пути. Распространено мнение о том, что сухопутные перевозки куда перспективнее даже СМП. Вот что пишет Телеграм-канал Игоря Димитриева «Русский ориенталист»:
«Специалисты говорят, что СМП полноценной заменой южным морским маршрутам быть не может. Температурный режим не допускает перевозки большей части товаров. Ну и, кроме того, инфраструктура пока не готова и перевозчики долго ещё будут сомневаться в целесообразности этого маршрута. Но что имеет хорошую перспективу и уже сейчас – это Транссиб. Сухопутный маршрут в последнее время и быстрее и дешевле морского. Просто по инерции перевозчики пользуются традиционным морским».
«К слову, о Северном Морском Пути, под работу которого РФ строит ледокольный флот и строит/восстанавливает военную инфраструктуру в Арктике. При дальнейшем таянии льдов, актуальность СМП будет только возрастать. И там будут нужны не только ледоколы для провода судов, но и военная инфраструктура, чтобы обеспечить контроль и безопасность маршрута от поползновений "зарубежных партнеров"», - отмечает ТГ-канал Colonelcassad.