Сегодня мало кто помнит, что Историческим музеем, который находится на Красной площади, в самом центре нашей столицы, четверть века руководил замечательный русский учёный, академик Иван Егорович Забелин, с 1883 года по 1908, т.е. года его смерти.
Удивительно, но в музее не отыскать никакого памятного знака…
И ещё, передо мной на столе лежит удивительная и уникальная книга: «История города Москвы», сочинение Ивана Забелина, написанное по поручению Московской Городской Думы. Москва - 1905 год.
Репринтное воспроизведение издания 1905 года. Издательство «Столица», 1990 г.
Тираж 200 000 экз.
Уникальность книги - заключается в том, что для написания её послужили, исключительно, архивные материалам, хранившиеся в сундуках Оружейной палаты Московского Кремля.
В отечественной историографии не отыскать подобных примеров использования архивных материалов.
И второе: написал книгу человек, не учившийся ни в одном учебном заведении.
« Московская Городская Дума ещё в 1877 году, в заседании мая 25, озаботилась необходимостью иметь подробное историческое описание города Москвы… Была избрана особая Комиссия, которая указывала, что первым делом этого предприятия должно быть собрание и разработка ещё никем нетронутого архивного материала, с составлением надлежащей программы для предстоящей работы.
Вопрос обсуждался неторопливо, лишь в 1881 году Комиссия предложила возложить составление программы на автора предлежащей книги – Ивана Забелина, представить краткий обзор предметов и тем, долженствующих занять своё место в описаниях города…»
И.Е. Забелин предоставил в Московскую Думу: « Предполагаемые задачи, историко-археологического и статистического описания города Москвы», на 9 страницах», опубликованных в репринтном издании книги.
В книгу вошло примерно четверть этого большого материала. Материалы, которые должны были лечь в многотомное описание Москвы, до сих пор не освоены…
Родился И. Е. Забелин в Твери, в 1820 году, в семье бедного чиновника Егора Степановича и его жены Авдотьи Фёдоровны. Егор Степанович был сыном сельского священника, окончил семинарию, но от принятия сана отказался и самовольно женился на девушке из светской среды, за что был "бит «дрекольем». Однако отец его получил должность в Московском губернском правлении и молодая семья переехала в Москву. Егор Степанович ушёл из земной жизни в 1832 году.
Молодая вдова коллежского секретаря, с двумя детьми, бедствовала и была вынуждена отдать сына в воспитательный дом.
В 1832 году Иван был определён в казённое училище, которое располагалось на углу Сивцева Вражка и Пречистенского бульвара. Пришёл «хожалый» с бумагой, в ней от имени Приказа общественного призрения, предписывалось коллежской секретарше Авдотье Забелиной сдать своего сына в Преображенское сиротское училище.
В простонародье – «Богадельный дом», или «Матросская богадельня», где Иван поучился до 1837 года. 17-летним юношей , Иван был направлен канцелярским служащим, второго разряда, в Оружейную палату Московского Кремля.
Ему поручили проверять каталоги, хранившихся в музее вещей, т.е. по современным понятиям проводить инвентаризацию.
Знакомясь со старинными изделиями мастеров и их описями, он немало узнавал о русских древностях. Затем сфера его деятельности расширилась. Он стал давать пояснения посетителям Оружейной палаты.
Далее его привлекли к разбору архивов…
Много лет спустя Иван Егорович Забелин вспоминал, что его поразили тысячи документов ХVI – ХVII веков, в которые не заглядывал никто. Он сообразил, что в его руках настоящее сокровище, с множеством любопытных и никому не известных фактах о Московской Руси.
В архивах содержались описания: трапез с винами, строительного дела с ремёслами, воспитания и образования, сельского хозяйства, праздники и торжества, семейные обряды… Всего, чем была красна народная и царская жизнь до Петра.
Всё свободное время Иван Егорович стал посвящать архивным изысканиям по истории Руси – материалам, которые не были затронуты современными историками.
Письменные архивы необходимо беречь и лелеять их! Недаром сказано: «Что написано пером – не вырубишь топором».
Эту мужицкую мудрость понял и оценил Иван Егорович Забелин!
Она и сегодня чрезвычайно актуальна! Наивная вера в изобилие Интернета (?). Сегодня всё есть, а завтра нужную информацию удалили…
Во второй половине 1840 года И. Забелин слушает лекции по русской истории профессора Тимофея Грановского.
В эти же годы он прочитал первую книгу: «История Государства Российского» Карамзина.
И.Е. Забелин сообразил, что ничего невозможно понять в истории народов, не зная его быта, нравов, обычаев, ремёсел… и при написании истории необходимо, прежде всего, основываться на фактах.
« С фактом ничего не поделаешь. Он покоряет себе всякое поползновение придать своему труду литературную обделку…» - писал Иван Егорович Забелин.
В этом его великая заслуга! Недаром его называли великим русским фактологом!
Первую свою статью он напишет лишь в 1842 году, это будет: путешествие русских Царей в Троице-Сергиеву лавру.
И только в 1851 году он станет активно публиковаться в журнале «Отечественные записки». В 1862 году выходят его книги: «Домашний быт русских царей в ХVI – ХVII
столетиях».
Здесь необходимо сделать отступление и сказать о том, что истории пишутся весьма разные.
Есть исторические романы, где вольные изложения событий и вымыслы, соседствуют с обилием амурных приключений. Сколько их – французских романов, из которых публика узнала всех кардиналов и их любовниц… Сколько истрачено чернил на описание Французской революции. Историки до сих пор не договорятся, что это было – благо или мракобесие? Революции имеют самую богатую литературу…
Конечно - можно писать и романы на эту тему… Но можно изложить и лаконичными стихами. Вот пример из поэзии Юрия Кузнецова - «Урок французского»:
Кровь голубая на помост хлестала...
Ликуй, толпа! Сжимай своё кольцо!
Но, говорят, Антуанетта встала
И голову швырнула им в лицо.
Я был плохим учеником, признаться;
В истории так много тёмных мест.
Но из свободы, равенства и братства
Я вынес только королевский жест.
Мне больше импонирует яркий поэтический минимализм…
Историю Руси писали: Карамзин и Ключевский, Костомаров и Соловьёв и мн., др. Их -интересовало, прежде всего: законодательная деятельность царей, войны, внешние сношения, с политическими аспектами, причины, анализ…
Но были и откровенные, злобные фальсификации. К примеру: «гуманист» Вольтер писал о Руси: «…эта огромная страна была едва известна Европе, до царя Петра: московиты были менее цивилизованы, чем мексиканцы, при открытии их Кортесом.
Рождённые все рабами, столь варварских господ, как и сами, они костенели в невежестве, испытывая нужду во всех ремёслах, и не понимая этой нужды, что подрывало всякую предприимчивость…» И таких пасквилей – пруд пруди…
Долгие изыскания в архивах привели Ивана Егоровича к мысли, что для истории народа гораздо важнее развитие культуры и быта, нежели история договоров, законов…
Домашний быт – есть среда, в которой лежат зародыши всех, так называемых, великих событий общественной и государственной жизни.
И.Е. Забелин прослужил в Оружейной палате 22 года. Вышел в отставку в чине титулярного советника и был зачислен в штат Археологической комиссии. Однако главным его делом была материальная культура старой Руси, где он являлся признанным специалистом. На редкость трудолюбивый, он ввёл в научный оборот множество интересных, исторических источников.
Статьи и книги его насыщены таким обилием фактов, что из них можно извлекать материалы для сотен исследований. Написаны они образным русским языком, где до наглядности доводится реальная обстановка прошлого.
Тургенев говорил: « Ни у кого не нахожу я той ясной простоты изложения и того русского духа, в хорошем смысле этого слова, которые мне так нравятся в Ваших вещах».
Его книги: «Домашний быт русских цариц», «Минин и Пожарский», «Прямые и кривые в Смутное время»; статьи по архитектуре Москвы и Владимира, о русских ремеслах, о подмосковных усадьбах, и многое другое, с неизменным успехом читалось москвичами.
За плодотворную жизнь он избирался и был активным сотрудником Общества истории и древностей российских, при Московском университете. В 1871 году ему присуждается степень - доктора исторических наук!
Следует сказать, что И.Е. Забелин был также крупным археологом. Провёл подряд семь полевых сезонов (!) при раскопках курганов древних скифов и половцев, на Днепре, в Чертомлыке и Тамани. Раскопки позволили пополнить Золотую кладовую Эрмитажа и обогатить знания о Древней Руси…
Иван Егорович Забелин женился в 1844 году на Марии Петровне Андроновой, выпускнице Екатерининского института благородных девиц. Их дочь Мария Ивановна,
(1851-1920гг) стала историком, как и её отец. Была его активным помощником, сохраняла его архивы и библиотеку. О ней можно говорить долго и писать отдельную статью…
С 1883 года Иван Егорович Забелин – «Доктор русской истории», академик, назначен руководителем Исторического музея, города Москвы. За годы его руководства , и при его непосредственном участии, произошло многократное пополнение фондов Исторического музея. Для него музей стал родным домом. Он неустанно пополнял коллекцию экспонатов, с любовью к наследию русского народа.
« Все, так называемые, великие события общественной и государственной жизни, лежат в укоренившимся монархическом строе!.. Народ –то и был носителем великодержавной идеи!» - не раз повторял Иван Егорович Забелин. В этом его очередная великая заслуга!
Опираясь на богатейший документальный материал, И. Е. Забелин резко выступал к пренебрежительному отношению о русской старине. Вот слова поэта К. Батюшкова:
«Я за все русские древности не дам и гроша, то ли дело Греция, то ли дело Италия!».
И.Е. Забелина возмущал подобный взгляд. «Самое глупое, бездарное политическое существо в России – это русская интеллигенция… Сила, но безумная. Самое вредное животное в России – это адвокатура…».
Виновными у него были: и Л. Толстой, и Л. Андреев, и М. Горький… «чего, они не придумали, чтобы выразить , как можно ярче, как можно омерзительнее всю гадость русского бытия…»
Иван Егорович был неразрывно связан с Москвой. Он знал практически всех москвичей, представителей той эпохи. Перед ним прошла самая благотворная пора истории Руси.
Сто лет, с 1815 по 1915 годы Российская империя была равнодействующей силой в Европе, равно, как и житницей для всей Европы, т. к. поставляла зерно, лён и др. продукты…
На посту директора Исторического музея Иван Егорович пишет свою главную книгу:
«История города Москвы». Этот энциклопедический труд радует прекрасным сочным языком, где самые сложные перипетии эпохи , будь то Смутное время, когда: «отнял Господь крепких земли!» изложены убедительно и красочно. Читается книга, как остросюжетный роман…
Люблю в книге – интересные бытовые подробности. Вот страница 537 - «Патриаршая одежда»: «… В сентябре 1690 г. патр. Адриану сделан кафтан на беличьем меху из хребтовых сибирских черных чистых белок, покрытый атласом зеленым с бобровою опушкой и с пуговицами…»
«У Филарета (1630г.) хранилось 14 шуб, в том числе 4 беличьих, одна соболья пупчатая,
одна лисья, остальные песцовыя…»
«Патриарх Иосиф обувал чулочки суконные зеленые или темно-зеленые на хлопчатой бумаге, а также и онучки из зеленой байки. В 1643 г. ему в келью куплены в Рукавичном ряду чулки шерстяные за 3 алт. 2 д. (10 коп.)».
Где вы такое прочтёте? Москвичи всё деловито и подробно записывали. Всё было на виду. Не было необходимости писать декларации о доходах, как предписывается нынче всяким жуликам…
« Москва - то и родила москвичей, поэтому –то и называется она матерью Русского государства. Москва – матушка, золотые маковки!» - Любил повторять И.Е. Забелин:
«Москва – развивалась не из хитрости, а из крепкой самозащиты и умения постоять за себя». Или, как говорится: «что не солнечному всходу , не посолонь, как солнце ходит…»
И в этом - большая заслуга Ивана Егоровича! Но нет памятника историку, в столице, где он получал многие звания: и доктор исторических наук, и члена – корреспондента и почётного члена Академии наук; награждён многими орденами, в том числе орденом Станислава II степени…
P.S.
Портрет Ивана Егоровича, работы В. Серова – пожалуй, самый лучший. Создан - в 1892 году. В год 50-летия научной деятельности И.Е. Забелина.
На персональной выставке В. Серова, в ЦДХ он экспонировался рядом, вернее напротив известного полотна, где изображён К. Коровин. В. Серов написал великолепный портрет своего друга, в вальяжной позе на диване, с двумя подушками, с полосатыми наволочками.
А внизу белого холста – малярной кистью мощная полоса чёрного цвета! Вот тебе импрессионист… Гениальный художник может позволить себе многое…
Недаром, в узком кругу художников, их величали: Коров и Серовин.