В предыдущей статье разговор шёл о Государственном банке Российской империи – центральном банке, который существовал в период 1860-1917 гг. Конец его существованию положила октябрьская революция 1917 года. К власти в стране пришли большевики, которые заявили о том, что будут строить новое общество.
А для этого нового строя (который они называли социализмом) старый центральный банк не нужен и даже вреден. Впрочем, на первых порах большевики имели очень смутное представление о том, как может и должна быть устроена новая экономическая система и нужен ли для нее вообще такой институт, как центральный банк. Методом проб и ошибок они создавали новое общество и новую экономику. И этот период поиска продолжался примерно до начала 1930-х годов. Поэтому данному сложному периоду нашей истории, когда происходила постоянная перестройка работы центрального банка, я решил посвятить отдельную статью. 1917-1932 гг. – переходный период, который завершился созданием такой денежно-кредитной системы и такого центрального банка, которые с минимальными изменениями просуществовали почти до конца Советского Союза.
Ещё в «Апрельских тезисах» (1917 г.) В.И. Ленин сформулировал тезис о национализации всех банков, включая центральный (принцип государственной банковской монополии). Руководствуясь этим указанием, участники вооруженного переворота 24 октября 1917 года сразу же захватили центральную контору Государственного банка Российской империи.
В ночь с 24 на 25 октября управляющий Госбанком Иван Павлович Шипов был уволен. Одновременно Совнарком назначил в Государственный банк правительственного комиссара, которому в виде временной исключительной меры предоставил право выдать с текущего счета Департамента Государственного казначейства краткосрочный аванс Совету народных комиссаров в размере 25 млн руб.
Одним из первых декретов советской власти стал декрет ВЦИК от 27 декабря 1917 года о национализации банков: банковское дело объявлялось государственной монополией. Все частные акционерные банки и банкирские конторы объединялись с Государственным банком, на основе которого учреждался Народный банк РСФСР.
Из государственной банковской монополии вытекал и принцип государственной монополии на эмиссию денег. Она фактически была провозглашена с момента захвата большевиками центральной конторы Государственного банка. Однако первое время никакого выпуска денег Госбанк не осуществлял в виду бойкота со стороны служащих Госбанка. Приходилось пользоваться запасами старой наличности, которые большевики сумели заполучить не сразу (в виду сопротивления служащих Госбанка). Некоторые местные конторы Госбанка, которые большевики сумели взять под свой контроль, начали выпуск своих денежных знаков. На территориях, которые контролировались «белыми», был организован выпуск собственных денежных знаков. Всего на территории России в годы гражданской войны и интервенции обращалось 2200 видов денег разного происхождения и разного вида (боны, авансовые карточки, талоны, марки и др.). Одним словом, в стране не было единого денежного хозяйства, денежная эмиссия была децентрализована.
На первом месте у большевиков была национализация банков. Примечательно, что национализация промышленных предприятий и предприятий иных отраслей экономики большевики стали проводить позднее, причем национализация не была тотальной. Они понимали особую роль банков в экономике страны. На практике слияние частных банков с Народным банком было завершено лишь к концу 1919 г.
Правда, в условиях гражданской войны и экономической разрухи государственная банковская система начала разрушаться. Национализированные предприятия были переведены на бюджетное финансирование. Практически банковская система перестала существовать после того, как в январе 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднён, а его аппарат был преобразован в Центральное бюджетно-расчетное управление Народного Комиссариата Финансов (НКФ).
Когда начался НЭП, Народный банк был восстановлен (в октябре 1921 г.) под новой вывеской: «Государственный банк РСФСР». Из средств Народной казны для образования основного капитала Государственного банка РСФСР было выделено две тысячи миллиардов рублей (таков был разгул инфляции в стране). Учитывая, что реально работу Госбанк РСФСР начал лишь в январе 1922 года, получается, что советская Россия жила без центрального банка ровно два года.
В 1923 г. Госбанк РСФСР был переименован в Государственный банк СССР. Количество отделений Госбанка СССР с 1923 по 1925 годы увеличилось почти в два раза (с 251 до 448), в том числе за счет союзных республик.
Госбанк СССР (как Госбанк РСФСР и Народный банк) подчинялся Наркомату финансов.
Последнему в 1921 году было поручено наладить в стране выпуск единых денег. НКФ стал выпускать «советские знаки» («совзнаки»). Практически это была ничем не обеспеченная эмиссия бумажных денег (казначейских билетов). С ее помощью государство покрывало почти все свои бюджетные расходы. Происходило стремительное обесценение «совзнаков». При этом покупательная способность «совзнаков», выпущенных в разные моменты времени, сильно различалась. Бумажная масса «совзнаков» была пестрой. По-прежнему на местах выпускались «самостийные» деньги. Частично происходило замещение «совзнаков» золотыми и серебряными монетами царской чеканки. В стране также циркулировала иностранная валюта.
На смену «совзнакам» пришел «червонец» — банкнота, обеспеченная золотом и ликвидными товарными запасами (денежная реформа 1922-1924 гг.). В октябре 1922 г. Совнарком РСФСР предоставил право выпуска новых «червонцев» Госбанку. С этого момента эмиссионная функция стала постепенно переходить от Наркомата финансов к Госбанку.
Весной 1924 г. был прекращен выпуск «совзнаков». Вместо них стали выпускаться государственные казначейские билеты (достоинством 1, 3, 5 рублей), а также разменная монета – серебряная и медная. Между банкнотами Госбанка и казначейскими билетами НКФ было установлено твердое соотношение: 1 червонец = 10 рублям.
В 1925 г. НКФ полностью передал функцию эмиссии наличных денег Госбанку — включая выпуск казначейских билетов. Никакого противоречия тут не было, поскольку Госбанк находился в системе НКФ. Исключением был выпуск разменной монеты, который остался в НКФ, а весь доход от этого выпуска поступал в государственный бюджет. Грань между банкнотами и бумажными казначейскими билетами исчезла еще во второй половине 1920-х гг.
В период НЭПа в банковском секторе стали создаваться государственные (специализированные) банки, акционерные банки, кооперативные банки, коммунальные банки, а также кредитные кооперативы, товарищества, общества взаимного кредитования. Одним из первых, в феврале 1922 г. был учрежден Покобанк (Банк потребительской кооперации). Чуть позднее в том же году появился Торгово-промышленный банк, затем акционерное общество «Электрокредит» (через два года было преобразовано в специальный банк для финансирования электрификации и электропромышленности – «Электробанк»). В 1923 г. был учрежден Всероссийский коммерческий банк для налаживания коммерческих связей с иностранными банками, реорганизованный в следующем году в Банк для внешней торговли (Внешторгбанк).
Декретами 24 января и 20 февраля 1922 г. были признаны кредитные и ссудо-сберегательные товарищества, существовавшие до революции. Потом появились общества сельскохозяйственного кредита, а также общества взаимного кредитования, которые были частными учреждениями. Появились также коммунальные банки. В 1922 году начинают появляться коммерческие банки, первым из них стал Юго-Восточный коммерческий банк, который был организован на 50 % за счет частного капитала, а остальные 50 % его капитала были внесены Государственным банком. В конце 1922 г. образовалось еще несколько банков. Так, в ноябре 1922 г. был создан Российский торгово-промышленный банк, занявший в конце 1923 г. по своим оборотам второе (после Государственного банка) место в системе кредитных учреждений Советской России. 12 декабря 1922 г. в Москве начал проводить свои операции Российский коммерческий банк, учрежденный «для содействия промышленности и торговле РСФСР и союзных с ней республик и для развития коммерческих оборотов их за границей».
Бум учредительства банков пришёлся на 1922 – 1926 гг. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.
На излете НЭПа количество банковских и кредитных учреждений было крайне большим (больше, чем до революции). На 1 октября 1929 г. кредитование народного хозяйства осуществляли 1312 кредитных учреждений и их филиалов, не считая более 10.000 кредитно-кооперативных обществ.
Во второй половине 1920-х годов партийно-государственное руководство СССР активно готовилось к индустриализации (формальной точкой начала индустриализации считается 1 октября 1928 года, когда началась первая пятилетка). С учетом этого в 1927 году на Госбанк СССР была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой страны при сохранении общего регулирования её деятельности за Наркоматом финансов. Уточненные задачи и функции, дополнительные полномочия Госбанка были прописаны в постановленииЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы» от 15 июня 1927 года. В постановлении, в частности, Госбанку предоставлялось право: непосредственного наблюдения за использованием банками кредитов; получения от всех кредитных учреждений балансовых данных, сведений об открытых кредитах и задолженности отдельных клиентов, а также текущих счетах и вкладах государственных органов; оказания поддержки кредитным учреждениям при кассовых затруднениях. Со временем право банковского надзора для Госбанка СССР превратилось в его обязанность.
С 1928 в связи с реорганизацией банковской системы значительная часть филиалов акционерных банков перешла в ведение Госбанка СССР, в нём сосредоточивалась основная часть операций по краткосрочному кредитованию народного хозяйства. В том же году на Госбанк СССР была возложена обязанность кассового исполнения государственного бюджета, т.е. фактически в Госбанке была сосредоточена большая часть кассовыхопераций всей советской экономики.
Завершающим этапом переходного периода стала денежно-кредитная реформа 1930-1932 гг., которая была необходима для проведения индустриализации в Советском Союзе. Реформа началась с Постановления ЦИК СССР и СНК СССР «О кредитной реформе» от 30 января 1930 г. Постановление предусматривало, что Госбанк сосредоточивает в своих руках все краткосрочное кредитование. Создаются четыре специальных банка долгосрочного кредитования, которые выводятся из-под контроля Госбанка и передаются в ведение Народного Комиссариата финансов. Все расчеты, платежи и кассовые операции сосредоточиваются в Госбанке. В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка: (1) плановое кредитование хозяйства, (2) организация денежного обращения и расчетов, (3) кассовое исполнение государственного бюджета и (4) осуществление международных расчетов. Само собой Госбанк стал единым эмиссионным центром советской ДКС.
Среди тогдашних новаций в деятельности Госбанка СССР можно также отметить учреждение в 1930 году при правлении Госбанка котировальной комиссии для установления курсов иностранных валют. А также создание в Госбанке в 1933 году специального Управления для скупки, приёмки и хранения драгоценных металлов и иностранной валюты. Часть операций с иностранной валютой Госбанк передал Банку для внешней торговли.
В ходе реформы 1930-32 гг. были окончательно ликвидированы акционерные банки, а затем — кредитные кооперативы. Что касается обществ взаимного кредитования, то они исчезли ещё до начала реформы. В 1932 году в кредитно-банковской системе СССР установилась полная государственная монополия, которая просуществовала 56 лет (до 1988 года, когда в стране стали проводиться горбачёвские «реформы»).
В результате реформы 1930-32 гг. деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, он стал важным инструментом планового управления народным хозяйством и индустриализации страны.