В этой работе мы рассмотрим фрагменты текстов, в которых описывается искушение в пустыне и встреча на Высокой Горе, и сделаем некоторые комментарии.
1 «Исус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2 Там сорок дней Он был искушаем от Дьявола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3 И сказал Ему Дьявол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4 Исус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким Словом Божиим.
5 И, возведя Его на Высокую Гору, Дьявол показал Ему все царства Вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему Дьявол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и Славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
8 Исус сказал ему в ответ: отойди от Меня, Сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
9 И повел Его в Иеросалим, и поставил Его на крыле Храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
12 Исус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
13 И, окончив всё искушение, Дьявол отошел от Него до времени.
14 И возвратился Исус в Силе Духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он Помазал Меня Благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать Лето Господне Благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
(Евангелие от Луки. Глава 4.)
Здесь мы хотим обратить внимание на то, что Исус говорит о том, что получил Помазание. (Лк. 4, 18.)
Апостол Филипп говорит:
«Помазание выше Крещения. Ибо благодаря Помазанию мы были названы Христианами, (а) не благодаря Крещению. И Христос был (так) назван благодаря Помазанию. Ибо Отец Помазал Сына и Сын Помазал Апостолов, а Апостолы Помазали Нас. Тот, кто Помазан, обладает Всем (ср. Фм. 1), он обладает Воскресением, Светом (т.е. знанием, Флп. 115, Флп. 110), Крестом, Духом Святым. Отец дал Это Ему в Чертоге Брачном; он получил (Это)».
(Евангелие от Филиппа, Флп. 95.)
Теперь рассмотрим окончание сцены искушения в пустыне из Евангелия от Матфея.
10 «Тогда Исус говорит ему: отойди от Меня, Сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
11 Тогда оставляет Его Дьявол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
12 Услышав же Исус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во Тьме, увидел Свет Великий, и сидящим в стране и Тени смертной Воссиял Свет.
17 С того времени Исус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
(Евангелие от Матфея. Глава 4.)
Здесь приходим к выводу, что в Мф. 4, 16 речь идёт о Логосе и Жизни, воссиявшей в Нём как Свет.
«В Начале Был Логос (Разум), и Логос Был у Бога, и Логос Был Бог.
2 Он Был в Начале у Бога.
3 Всё через Него Начало Быть, и без Него ничто не Начало Быть, Что Начало Быть.
4 В Нем Была Жизнь, и Жизнь Была Свет Человеков.
5 И Свет во Тьме Светит, и Тьма не объяла Его...
9 Был Свет Истинный, который Просвещает всякого человека, приходящего в Мир.
10 В мире был, и Мир через Него Начал Быть, и мир Его не познал».
(Евангелие от Иоанна. Глава 1.)
Л. Н. Толстой переводит Лк. 4, 13 и Мф. 4, 11 так.
«Тогда Искуситель отстал от него на время и Сила Божия пришла к Нему и служила Ему».
(«И, окончив всё искушение, Дьявол отошел от Него до времени». Лк. 4, 13.
«Тогда оставляет Его Дьявол, и се, Ангелы приступили и служили Ему». Мф. 4, 11.)
«И возвратился Исус в Силе Духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране». (Лк. 4, 14.)
Рассмотрим далее последнюю главу Евангелия от Матфея и начало раннехристианского текста «Премудрость Исуса Христа».
1 «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с Небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;
3 вид Его был, как молния, и одежда Его бела, как снег;
4 устрашившись Его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
5 Ангел же, обратив речь к Женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Исуса распятого;
6 Его нет здесь — Он Воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,
7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он Воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, Я сказал вам.
8 И, выйдя поспешно из гроба, Они со страхом и Радостью Великою побежали возвестить ученикам Его.
9 Когда же шли Они возвестить ученикам Его, и се Исус встретил Их и сказал: Радуйтесь! И Они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
10 Тогда говорит Им Исус: Не бойтесь; пойдите, возвестите Братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там Они увидят Меня...
16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на Гору, Куда повелел им Исус,
17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.
18 И приблизившись Исус сказал им: Дана Мне всякая власть на Небе и на Земле.
19 Итак идите, научите все народы, Крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго Духа,
20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
(Евангелие от Матфея. Глава 28.)
В этом фрагменте тоже видим, что Сын получил Помазание. (Мф. 28, 18. Флп. 95.)
Теперь переходим к упомянутому выше фрагменту раннехристианского текста.
«После Его Воскресения из мёртвых, двенадцать Его учеников и Семь Женщин (ср. Откр. Иоан. 5, 6; 1 Посл. Иоан. 5, 6) продолжали быть последователями Его, придя в Галилею к подножию Горы, названной Божественностью и Радостью. Когда же Они собрались вместе и были научены Подлежащей Реальности Вселенной и Замыслу, и Святому Провидению, и силе властей, и всему, о чём Спаситель говорил с ними, касаясь Тайны Святого Замысла, явился Спаситель — и не в Своей предыдущей форме, но в качестве Невидимого Духа. И Его Образ напоминал Великого Ангела Света. Но Этого Его Подобия Я не вправе описывать. Ни одна смертная плоть не может узнать об этом, но только Чистая, Совершенная Плоть (ср. Флп. 72), подобная Той, о которой Он учил Нас на Горе, названной в Галилее Оливковой.
И Он сказал: «Мир Вам, Мой Мир Я Даю Вам!».
(Премудрость Исуса Христа.)
Апостол Филипп говорит:
«Исус овладел Ими Всеми Тайно. Ибо Он не открылся Таким, Каким Он Был [Воистину]. Но Он открылся так, как [можно было] видеть Его. Так [Им Всем] Он открылся: Он [открылся] Великим как Великий, Он открылся Малым — как Малый, Он [открылся] Ангелам — как Ангел и Людям — как Человек. Поэтому Его Логос скрыт от каждого. Некоторые видели Его, думая, что видят самих себя. Но когда Он открылся Своим Ученикам в Славе на Горе (ср. Флп. 69), Он не был Малым, Он стал Великим. Но Он сделал Великими Учеников, чтобы Они могли видеть Его, Великого. (Ср. Флп. 44.) Он сказал в Тот День на Евхаристии: О Тот, который соединил Совершенство и Свет с Духом Святым, соедини Ангелов с Нами, Образами».
(Евангелие от Филиппа, Флп. 26. Ср. Платон. «Государство». Книга 7.)
Рассмотрим теперь фрагмент из Книги Аллогена (Инородца).
«Кн[ига]
[...]
Мой [сын ...] [...] чтобы Мы познали Себя, — Откуда [Мы] вышли, или Куда уйдем, или что Мы сделаем, чтобы Жить.
И они вышли, они взошли на Гору, называемую Фавор, и преклонили колени, молясь, говоря так:
— О, Господи-Боже, превосходящий Все Великие Эоны, не имеющий начала, не имеющий конца!
Дай нам Дух Знания в откровении Твоих Таинств, чтобы Мы познали Себя — Откуда [Мы] вышли, или Куда уйдем, или что Мы сделаем, чтобы Жить.
После этих слов, сказанных Инородцем, явился [Сатана] на Земле [...] сказал [...]
— [...] и [примите] то, что в моем мире, и вкусите от моих благ, и возьмите серебро и золото и одежды!
И ответил Инородец, говоря:
— Отойди от меня, Сатана! Ведь Я ищу не тебя, но Своего Отца, превосходящего Все Великие Эоны. Ведь Я назван Инородцем потому, что Я из иного Рода. Я не из твоего рода.
Тогда сказал Ему обладающий [миром]:
— Мы сами [...] в моем [мире.]
[Ответил,] сказал ему Инородец:
— Отойди от Меня, Сатана! Удались! Ведь Я не [твой]!
Тогда [отошел] от Него Сатана, после того, как был разгневан много раз и не смог
обмануть их. Когда же он был побежден, он удалился в свое место в великом стыде.
Тогда Инородец вскричал громким гласом, говоря:
— О, Боже, который в Великих Эонах! Услышь Мой голос, помилуй Меня, спаси от
всякого зла, ожидающего Меня, и услышь Меня, когда Я в этом месте Пустынном. Ныне же [пусть] осветит Меня [Твой Свет] неизреченный [...] Твой Свет.
Господи, помоги Мне, ведь Я не знаю, [...] во веки веков.
Как только Я сказал это, вот, Облако Светлое окружило Меня, и Я не смог смотреть в Свет, окружающий Его, как Он Сияет. И Слово — Я услышал его из Облака и Света. И Он осветил Меня, говоря:
— О, Инородец! Услышан глас Твоей молитвы, и Я послан к Тебе в это место сказать Тебе Благую Весть, пока Ты не вышел из этого места, чтобы [...]»
(Книга Аллогена из Кодекса Чакос.)
Теперь перейдём к Евангелию от Матфея, в котором тоже описывается Облако Света.
1 «По прошествии дней шести, взял Исус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на Гору Высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло Лице Его, как Солнце, Одежды же Его сделались Белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Исусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, Облако Светлое осенило их; и се, глас из Облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Исус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Исуса.
9 И когда сходили они с Горы, Исус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не Воскреснет из мертвых».
(Евангелие от Матфея. Глава 17.)
Из приведённых выше фрагментов видим, что в некоторых из них даётся описание событий до смерти Исуса на Кресте, а в некоторых (в первую очередь в раннехристианском тексте «Премудрость Исуса Христа») — события происходившие после Воскресения Спасителя из мёртвых.