Свершившаяся в Иране Исламская революция и политический строй, который вслед за этим в феврале 1979 года сформировался в этой стране, во многих отношениях стали новыми явлениями в международной политике. Впервые в новейшей истории мировой политики революция сформировалась на религиозной основе и заявила об установлении власти, основанной на религиозных принципах и нормах и руководимой духовным лицом. Поэтому эта революция смогла не только создать новое направление в теориях о происхождении революций, но и заставила многих государственных деятелей и ученых-политологов во всем мире с тех самых пор и до сегодняшнего дня следить за тем, как будет претворяться в жизнь этот новый подход.
Сегодня, спустя 35 лет после победы Исламской Революции в Иране, окидывая взглядом различные сферы осуществленной в этой стране деятельности, можно приступить к рассмотрению того, насколько успешны или неуспешны были иранские государственные деятели в достижении целей и чаяний, заявленных революцией.
Одной из важнейших областей деятельности Исламской Республики Иран в последние десятилетия была сфера внешней политики. Мечтой иранских революционеров так же, как и многих других революционеров в различных странах мира, было достижение политической независимости и уход от зависимости от крупных мировых держав в рамках обеспечения национальных интересов страны. Эта мечта в первые годы после победы революции и в период "холодной войны" выкристаллизовалась в лозунг "ни Восток, ни Запад" и следование одним курсом с Движением неприсоединения.
В годы после окончания "холодной войны" Иран по-прежнему продолжал прилагать усилия к тому, чтобы сохранить независимость своих действий в различных международных и региональных сферах. Независимая позиция этой страны в различных международных вопросах, а также опора на собственные силы в подходе к иностранным угрозам и защите национальной безопасности путем укрепления своего оборонного фундамента являются говорящими примерами следования такой политике. Несмотря на то, что в прошлые годы этой стране порой приходилось терпеть бедствия ради защиты своей независимости, сегодня можно сказать, что иранская революция, не в пример многим другим революциям, происходившим в развивающихся странах, не скатилась к тому, чтобы попасть под господство крупных держав.
Такая независимость действий и опора на собственные силы стали причиной того, что многие освободительные движения в различных исламских и даже неисламских странах начали искать в иранской революции достойную модель для своего развития и пытаться демонстрировать большее сопротивление перед лицом иностранного и внутреннего давления. Также вследствие того, что Конституция Исламской Республики Иран в числе прочих революционных чаяний провозгласила поддержку угнетенных народов и свободных мужчин и женщин, все эти годы Иран постоянно прилагал усилия к тому, чтобы в международных сообществах оказывать поддержку угнетенным народам, защищая их творимого в их отношении притеснения. Именно этот факт обусловил то, что Исламская Республика Иран пользуется симпатией и занимает достойное место в рядах большинства мировой общественности. Примеры этого можно увидеть в формировании неправительственных групп, выступающих против нападения на Иран в различных странах мира от США до Восточной Азии, и в организации в последние годы разнообразных шествий, проводимых людьми из разных стран в качестве протеста против дискриминации Ирана и в поддержку ядерной программы этой страны.
В области внутренней политики также, несмотря на то, что правящий революционный строй за прошедшие годы не раз подвергался обширным преобразованиям, его политическая сущность, которая была сформирована на основе чаяний первых иранских революционеров, по-прежнему остается живой. После оставления позади кризисных лет ирано-иракской войны и установления в стране мира и стабильности к власти в Иране приходили, как минимум, три политические школы. Сначала власть получили технократы, которые отстраивали страну в годы после окончания войны и в этой работе делали основной упор на экономическом развитии. Затем, после победы реформаторских принципов, группы интеллигенции попытались продвинуть страну в сторону политического развития. Через некоторое время на их место пришли консерваторы, которые были уверены в том, что общество отдалилось от первоначальных чаяний, и следует вновь заняться поиском революционных ценностей как в области внутренней, так и внешней политики. И, наконец, вот уже несколько месяцев, как эта группа в свою очередь уступила место умеренным политикам, которые выступают одновременно за политическое и экономическое развитие внутри страны и расширение международного взаимодействия с целью повышения мирового статуса Ирана.
В течение всех этих лет иранское общество также развивалось и приобретало большую зрелость, и переход власти от одного политического крыла к другому политическому крылу и партии повышал политическое и социальное осознание иранским народом целей и программ каждой из этих партий и групп. Поэтому иранская политическая система, не в пример другим окружающим его странам, обладает достаточным потенциалом для того, чтобы постепенно и на основе своих национальных интересов производить необходимые обществу изменения. Подобный практицизм при реализации своей политики наряду с сохранением первоначальных чаяний можно редко встретить в среде революционеров-политиков в других странах мира.
Также и с экономической точки зрения, несмотря на то, что с самого начала формирования нового политического строя в Иране эта страна столкнулась с различными международными санкциями, и долгие годы не существовало возможности для широких иностранных инвестиций в важные промышленные сектора страны, особенно, в экономический сектор, Иран все же смог избежать возникновения экономического кризиса и голода в стране. За три последних десятилетия население Ирана увеличилось более чем вдвое и возросло с 35 до 75 миллионов человек. Между тем, сравнивая статистические данные, можно увидеть, что средняя продолжительность жизни увеличилась с 58 до 69 лет, более доступными для народа стали медицина и образование, и с открытием различных университетов получение высшего образования стало для молодежи не таким уж трудным делом. В 2012 году было объявлено, что число иранских студентов, учащихся на различных ступенях высшего образования по всей стране, достигло 4 миллионов человек. Вместе с тем, потребность в повышении уровня образования и эффективности обучения для воспитания поколения, обладающего высокими знаниями и производственными умениями, все еще бросается в глаза.
Ко времени свершения революции более половины иранских людей проживали в селах. Сегодня 70 процентов населения страны являются городскими жителями. Это означает усиление сектора услуг и промышленности по сравнению с сельскохозяйственным сектором, и на самом деле можно видеть, что большинство услуг по городскому благоустройству, разветвленная инфраструктура автомобильных дорог, заводы, производственные мастерские и электростанции обслуживают промышленный и торговый сектора. Вместе с тем, нельзя отрицать, что на сегодняшний день молодое иранское общество, несмотря на свой высокий образовательный ценз, подобно любым другим молодым обществам, сталкивается с такими трудностями, как безработица, дороговизна жилья и других социальных услуг. Проблема, связанная с обеспечением достаточного потенциала для трудоустройства этих сил, и оказываемое на страну иностранное экономическое давление создали почву для возникновения классовых разногласий и невозможности достаточного использования научных и практических умений молодого поколения и породили потребность в тщательном экспертном планировании, необходимом для применения имеющегося потенциала.
За прошедшие годы Иран также продемонстрировал хороший прогресс в научной сфере. Если вспомнить, что многие иранские ученые из-за санкций были лишены доступа к новым и актуальным знаниям, и затем проанализировать прогресс, достигнутый в области медицины, фармакологии, ядерной энергетики, стволовых клеток, информационных технологий и в других промышленных областях, то можно сказать, что иранские исследователи, с учетом имеющихся возможностей, проделали хорошую работу. Также хорошо заметны усилия, приложенные ими, в частности, в области военных технологий. Строительство баллистических ракет дальнего радиуса действия и противовоздушных ракет, подводных лодок и противолодочных эсминцев, бронетранспортеров и танков, боевых самолетов и беспилотников, прогресс, достигнутый в области космической промышленности и нанотехнологий, и, наконец, достижения в области технологий кибернетических и электронных войн — все это обусловило тот факт, что Иран в военной области превратился в одну из наиболее мощных стран ближневосточного региона.
Таким образом, 35-летний послужной список послереволюционного Ирана может служить хорошим доказательством того, что, несмотря на внешнее давление и внутренние проблемы, народ этой страны все же смог преодолеть путь прогресса и развития, и сегодня при поддержке правительства "умеренности и надежды" находится в ожидании еще более светлого завтрашнего дня, сопровождаемого внутренним миром и стабильностью и дружбой с различными народами мира.