Иосиф Бродский как зеркало современной смуты
Авторский блог Игорь Герасимов 15:29 10 мая 2013

Иосиф Бродский как зеркало современной смуты

3

В постсоветскую эпоху в России произошёл резкий всплеск интереса к творчеству поэта-эмигранта второй половины XX века Иосифа Бродского. Его издают большими тиражами. Ему посвящается большое количество литературоведческих исследований. У него огромное количество поклонников среди российской политической, экономической и культурной элиты.

На первый взгляд эта популярность может показаться странной.

Может быть его стихотворения обладают какими-то значимыми литературными качествами? Но если объективно проанализировать его стихотворения, то сам собой напрашивается вывод, что это довольно посредственный, если не сказать хуже, поэт. И архитектура текста, и смысловое содержание стихотворений Бродского лучше всего описывается словом "нагромождение". Нагромождение слов, нагромождение мыслей. Поток сознания, который автор то ли не может, то ли не хочет оформить. Более того, в его стихах нет красоты. Той красоты, которую излучает, например, наша классическая литература Золотого века. Читая Пушкина или Лермонтова, чувствуешь отточенность и совершенство русского языка, кристальную чистоту смысла, стройную, выверенную архитектуру текста - и словно пьёшь из горного родника. А от прочтения Бродского остаётся ощущение, как будто хлебнул из мутной придорожной лужи.

Может быть его стихотворения содержат в себе какие-то ценные смыслы? Но и этого мы в них не найдём. Бродский является типичным представителем диссидентской субкультуры, его творчество несёт в себе все основные смыслы, свойственные этой субкультуре, такие как духовная оторванность от России и русского народа, непонимание нашей исторической судьбы, ненависть к русскому имперскому государству, западничество. Очевидно, что поэзия, содержащая в себе подобные смыслы, обречена на то, чтобы оставаться в России маргинальной.

Так чем же тогда можно объяснить интерес к этому посредственному и нескладному автору в современной России? На мой взгляд, причина этого интереса кроется в его глубинном соответствии духу современной смутной эпохи.

Бродский никогда не смог бы стать популярным в героические эпохи вроде александровской или сталинской. В такие эпохи люди вроде Бродского обречены на то, чтобы скрывать свои мысли от окружающих, втайне страдать где-то на дальних задворках общества и там же читать свои стихи немногочисленному кругу таких же, как они. Но его нескладность и мутность пришлись в самый раз в современную смутную эпоху. Когда всё перемешалось настолько, что стало трудно отличать светлое от тёмного, прекрасное от уродливого, пустое от содержательного. Когда значительная часть русского народа забыла о своих национальных идеалах, а мечтой многих стала эмиграция в более богатые страны. Когда большая часть российской элиты, призванной отстаивать интересы страны, забыла о них или же глумливо предала. Вряд ли какой-то другой поэт мог бы лучше соответствовать духу этой эпохи, чем нескладный и мутный Бродский.

Именно в этом я вижу основную причину сегодняшней популярности Иосифа Бродского. И поэтому уверен, что преодоление смуты неизбежно приведёт к тому, что подобного рода поэзия вернётся на дальние задворки общества, а дух эпохи снова будет выражать поэзия, продолжающая традиции Золотого века русской литературы. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
11 мая 2013 в 00:38


Меня опечалила Вашей трактовкой личности и творчества этого уникального для русской литературы поэта. Вы были бы более или менее правы, если бы просто поменяли имя Иосифа Бродского на Сергея Довлатова, с соответствующими незначительными изменениями в тексте. Ведь Бродский не был ни в малейшей степени диссидентом, - назвали бы его хотя бы «тунеядцем» или «отщепенцем», - Вы этого не сделали, потому что тогда Ваше сочинение совсем уж стало бы мракобесным.
Бродский мучительно искал Бога, искал свое пристанище – как это приходиться делать многим людям, в которых течет иудейская кровь. Я надеюсь, Вы не будете его за это винить? Его поэзия передает сложную гамму мутных тревожных чувств, которой как Вы правильно заметили, нет у Пушкина, но уже есть у Лермонтова. У Пушкина и Лермонтова одинаковая форма, но настроение, «кристальная чистота смысла» совершенно разные. Когда вдумчиво читаешь поэзию Лермонтова – то совсем не создается ощущение что «пьёшь из горного родника». Это очень гнетущая демоническая поэзия с редкими проблесками небесного света.
Обычно критикуя Бродского, высказывают вполне правдивые доводы, что он эпигон Ибсена и Малларме, что он не интересен на западе, там «таких» своих хватает. С усмешкой рассуждают о Нобелевской премии… Ну и чего? Это ни сколько не умоляет его гения.
Поэзия Бродского – это поэзия усложненного синтаксиса, суггестии, одиночества, борьбы со смертью. В его стихах нагнетаются эмоциональные гудящие волны, используется впечатляющая звукопись. Обратите внимание, как Бродский строит в своих стихах взаимоотношение пространства и времени: он выходит за край космоса и трансцендентного. Поэзия Бродского – ночная, нелогичная, требующая интеллектуального усилия.
Читайте поэзию Бродского вслух, расшифровывайте ее, если не удается поймать смысл – тогда просто чувствуйте:

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря,
дорогой, уважаемый, милая, но не важно
даже кто, ибо черт лица, говоря
откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но
и ничей верный друг вас приветствует с одного
из пяти континентов, держащегося на ковбоях.
Я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
и поэтому дальше теперь
от тебя, чем от них обоих.
Далеко, поздно ночью, в долине, на самом дне,
в городке, занесенном снегом по ручку двери,
извиваясь ночью на простыне,
как не сказано ниже, по крайней мере,
я взбиваю подушку мычащим "ты",
за горами, которым конца и края,
в темноте всем телом твои черты
как безумное зеркало повторяя.

15 мая 2013 в 21:56

Бродский – поэт для посредственных людей? Неожиданный поворот.