Присутствовал на открытии памятника Иоанну IV Грозному в Александрове, откуда в течение семнадцати лет устремлялась мысль и воля первого русского царя на половину Евразии. Находясь в русле общей державно-патриотической традиции осмысления наследия первого русского царя, что можно отметить применительно к конкретному событию?
Во-первых, место. Оно, безусловно, подходящее. Берег откосый, плавно переходящий в реку. Чьё имя "Серая". Название с ударением на втором слоге: Сие (область) Рая. Ну, не на первом же. Ведь недаром Иоанн Васильевич завещал "Святую Русь непрестанно хранить". Вот и работаем над этим моментом. В переписке с Курбским довольно отчетливо, как в подлином памятнике литературы, обозначены границы этого самого "благоговения перед Русью", идеологические и исторические, а также политические и лингвистические.
На вставшем декабрьском льду кряжистые рыбаки с ледобурами пробуют удачу, спинами к действу, развернувшемся на берегу.
Во-вторых, время. Декабрь, 7 число. День краток, а ночь, кажется, размером со всю тысячелетнюю империю, ну, а светят ей такие фигуры, как "второй Сталин"-государственник Грозный. Это только кажется, что тьма.
В-третьих, конечно, присутствующие люди. Просветлённые лица, чистые, добротой и теплом веет от них. Хочется вглядываться в них.
Здорово спели казаки, и блеснули острые наконечники флагштоков развёрнутых державных знамён у них руках.
Немного смутило под конец внезапное появление чёрного хамера с надписью на двери "За Родину, За Сталина!", а из распахнутого настежь водительского окна лицо с дымящейся сигаретой в зубах. Что это? Конечно, можно понять, что "американский кар" "куплен по Лэнд-лизу" для нужд социалистической Родины, да вот только нет её, соиалистической Родины, и потому кульбит этот отдаёт россиянством.
Что касается самого памятника, он великолепен: сдержан, академичен. Авторства Василия Селиванова, сына Николая Селиванова, выдающиеся русские скульпторы. Отец - автор серии работ по Сергею Есенину. Низменный посох в одной руке царя, а другой указывает повелительно перстом и смотрит прямо перед собой на предполагаемого собеседника, сиречь подчинённого, требуя от него выполнения приказа. "И плещутся по лезвию меча косые крылья красного кафтана..." - живописует поэт Валентин Сорокин в 1969 году. У скульптора же Селиванова - блестяще передаёт движение драпировка царского одеяния. Царь намеревается сделать шаг к собеседнику, находящемуся от него на расстоянии в пятьсот лет!
Кстати, не нужно экивоков, дескать, "идолу поклонение". Это не идол. И нет поклонения. Памятник от слова "память". Вшивых интеллигентских выкрутасов не приемлем.
Скульптор Вучетич ваял святых эпохи великой войны. Это его, маршала В.И.Чуйкова глыбастые черты лица так и просились быть высеченными в камне, что и было сделано, но Чуйков и Вучетич современники. Легендарный воин, Дважды Герой Советского Союза, позировал для знаменитой скульптуры на Мамаевом кургане. Никто не знает как выглядел И.Грозный. Здесь задача другая: символика. Указующий перст царя говорит о власти, нацеленности, неколебимости, воле. Очень важно, что Грозный вернул до 80 тыс. пленников и рабов этнически русских из Ордынского плена, об этом мало кто говорит и знает. А между тем, народная память сильна и именно она проявляет себя, отдавая должное личности в русской истории.