Авторский блог Георгий Судовцев 13:39 9 апреля 2020

После разгрома ИГИЛ

о книге Владимира Овчинского "Иностранные боевики-террористы. Иногда они возвращаются"

Владимир ОВЧИНСКИЙ. Иностранные боевики-террористы. Иногда они возвращаются (серия "Коллекция Изборского клуба"). — М.: Книжный мир, 2020. — 384 с.

Почему люди становятся преступниками, убийцами, террористами? Это их свободный выбор? Стечение обстоятельств? Неизбежная предопределённость "от природы" или "свыше"? Что-то ещё? Универсального, единого для всех случаев ответа на эти вопросы нет и, наверное, быть не может. А самое главное, что с этим можно сделать и можно ли что-то сделать вообще?

Кто первым из обычных людей, согласно евангельскому преданию, попал в рай? Это был не патриарх, не судья, не царь, не пророк, "ходивший пред Богом" и всю жизнь исполнявший Его волю, — нет, "благоразумный разбойник", распятый рядом с Иисусом Христом и сказавший: "Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". И — нет, Господь не избавил этого разбойника от земных мучений и смерти за земные дела его, но ответил: "Ныне же будешь со Мною в раю". При этом второй, "безумный разбойник", смеявшийся над Христом и проклинавший Его, милости Божией не получил.

В фольклоре всех времён и народов полным-полно персонажей, именуемых "трикстерами": нарушающих, с разными последствиями для себя, принятые в те времена среди тех народов правила поведения. А сколько там всяких "добрых разбойников", со знаменитым английским Робин Гудом во главе?! Да хоть Пушкина вспомните, с его Владимиром Дубровским, или с Пугачёвым из "Капитанской дочки"…

Правовые системы разных времён и народов, писаные законы — достояние государств, а государства — далеко не самый древний институт среди человеческих сообществ. И не самый стабильный. Нам ли, переживающим за свою жизнь уже третью смену Основного Закона своей страны, а за век с небольшим — пережившим две смены самого государства, об этом не знать и не помнить?

Правовые системы вырастают из нравственности, этики, морали господствующих слоёв любого общества, будь то социальные, этнические, конфессиональные и любые иные слои, защищают их власть и собственность. Помните "Кавказскую пленницу", "культовую" советскую кинокомедию, с конфликтом государственного права и "закона гор", то есть традиционной правовой системой кавказских этнических общностей? А ведь, помимо этой системы, известной в целом, как адат, есть ещё и исламское право, шариат, и мусульмане всего мира живут, прежде всего, по его законам, своего мазхаба. И конфликты, когда носители одного права вступают в конфликт с носителями другого, проходят через всю историю человечества.

Кем были революционеры всех сортов для властей Российской империи? Преступниками и террористами. Кем были повстанцы американских колоний для властей Соединённого королевства? Бунтовщиками и преступниками. Кем были христиане для властей Римской империи, что их массово казнили самыми страшными казнями? И что:

"Мятеж не может кончиться удачей —

В противном случае его зовут иначе"?

Где она, истинная грань между свободой человека и недопустимым с его стороны насилием над другими людьми? Человечество уже решило эти вопросы — хотя бы для себя? А ведь на него уже вот-вот "накатят" волны субъектов (а в перспективе — целых сообществ) уже совсем иной природы: "постчеловеческой", "трансчеловеческой" и "альтчеловеческой". "Чужие", которым, в конце концов, тоже придётся предоставлять некий правовой статус.

Поэтому вовсе не случайно, что автор этой книги, известный российский юрист и криминолог, глава Российского бюро Интерпола в 1997-1999 гг., проявляет особый интерес и внимание к подобного рода "пограничным" аспектам права. После целого ряда работ по юридическим аспектам взаимодействия с "искусственным интеллектом", он обратил своё внимание и на феномен международного терроризма, в XXI веке теснее всего связанный с ультрарадикальными мусульманскими мазхабами, предлагающими свой путь выхода из тупика либерал-глобализма и стремящимися воплотить его в жизнь методами "джихада", то есть "священной войны против неверных".

"В этой книге показаны некоторые опасные тенденции, складывающиеся после "разгрома" ИГИЛ*, и приведены международные рекомендации по противодействию иностранным боевикам-террористам", — так определяет Владимир Овчинский содержание своей работы, отмечая, что на Западе, где любят сравнивать "джихадистов" с нацистами, не понимают фундаментальной разницы между ними. "Это вообще неудачное сравнение: эсэсовцы и джихадисты. Джихадисты никогда не считают себя побеждёнными. Потеря территории — это не поражение для них. Смерть — не конец, а только начало новой жизни. Поэтому у джихадистов просто не может быть синдрома побеждённых", — пишет он.

При этом особое внимание обращается на поддержку этих сил западными (и не только американскими) спецслужбами и властями. " Все джихадистские формирования финансировались и вооружались из-за рубежа… Фантасмагория европейской ситуации состоит в том, что европейские руководители оказывали помощь боевикам в условиях, когда население самой Европы панически боялось и боится джихадистов… "Карусель смерти", связанная с ИГИЛ, получается интересная: террористов сначала создают, потом воюют с ними, уничтожают лидеров, ищут новых, оставшихся в живых спасают и запускают весь процесс по новой, с новыми целями и задачами", — подчёркивает Владимир Овчинский. Эту же технологию, ставшую очевидной в ходе сирийского конфликта, легко распознать, например, в терактах 11 сентября 2001 года, а также в других терактах, совершаемых исламскими экстремистами по всему миру. Но самое важное — наверное, в том, что, набрав силу при содействии своих западных "кураторов" джихадисты рано или поздно, но неизбежно выйдут из-под их контроля. Бумеранги — иногда они возвращаются.

* Террористическая организация, запрещённая в России.

1.0x